Зачем участвовать в марафонах, даже если готовиться к ним не входит в ваши планы
Одним из участников оказался главред Forbes Life. Он и рассказывает, как это было.
Во всех книжках по самомотивации говорится, как важно ставить себе конкретные цели. Как важно ставить себе цели, которые кажутся недостижимыми. И что еще важнее — ставить конкретную дату их выполнения.
Другое дело, что поначалу любая задача видится настолько призрачной, что окольцевать ее конкретными рамками довольно трудно, ведь эти рамки надо выставлять самому. Поэтому начать практиковать такие вещи лучше всего с забегов. Во-первых, у них всегда есть конкретная дата проведения. Во-вторых, бег кажется самым доступным видом спортивного досуга. А, значит, меньше шансов для оправданий.
Помогает ли безнадежным лентяям Мураками?
С Казанью и Ironstar у меня особые отношения. В 2016-м я уже участвовал в спринт-дистанции соревнований по триатлону IronStar. Дистанция Sprint в триатлоне подразумевает собой 20 км на велосипеде, 750 м вплавь по открытой воде и 5 км бегом (25,75 км). Исполнять этот номер можно соло, а можно в команде — каждому участнику свой этап. Это детские отрезки в сравнении с «железной» дистанцией (226 км в сумме). Оправдывает эти микроскопические цифры только то, что именуются они половиной олимпийской дистанции. Так вот у нас была команда, в которой мне отводилась роль бегуна. Пять километров. Да зачем вообще к ней готовиться?
Тогда все прошло довольно унизительно: еле дотянул до финиша и тянулась эта пытка никак не меньше получаса. Всю дорогу проклинал себя. Правда, дисквалифицировали нашу команду еще на первом этапе плавания. Велосипедист мог уже не напрягаться, чем тут же воспользовался. Я же решил пробежать. Страдание — личный выбор каждого.
Полчаса позора и я уже беру с себя слово бегать более прилежно и регулярнее, чем раз в год. И это обещание, надо сказать, выполнил: время от времени бегал то в фитнес-клубе, то на улице. Даже нашел необременяющую книжку по теме — «О чем я говорю, когда говорю о беге» Харуки Мураками. Вещь хорошая, но с недостатком: она не заменяет сам процесс подготовки, зато ловко маскирует прокрастинацию.
Мураками бегает всяческие марафоны и триатлоны лет уж тридцать, так что сразу обратил меня в свою веру (хотя сообщает, что не собирается никого в нее обращать). Я тоже решил, что из всего спортивного разнообразия надо выбирать бег: из особого снаряжения только кроссовки. Казалось бы: беги и все. Тем более, что бегать Мураками начал в тридцать, а мне примерно столько же. В общем, бег.
Как не надо готовиться к полумарафону
Год пролетел быстро. Где-то в июне я узнал, что Jaguar Land Rover снаряжает несколько команд для автопробега до Казани, а там и пробег по самой Казани в рамках триатлона IronStar. Как это обычно бывает, вы сначала ввязываетесь во что-то, а потом понимаете, во что вляпались. Ребята из «Лендровера» не собирались мелочиться и к делу подошли серьезно. Заключили партнерство с Reebok, чтобы спортсмены были в правильном обмундировании, и с сетью клубов Fitness One, чтобы команды могли с толком готовиться к «полужелезной» дистанции Ironstar 113 Kazan 2017. К «полужелезной»? То есть придется пробежать не 5 км, а 21,1 км?! Но отступать было поздно.
До старта оставалась пара месяцев, по мнению тренера этого было достаточно: «Три раза в неделю надо бегать в спокойном режиме не меньше часа — дистанция по желанию, а по выходным – сначала 5 км, потом 7 км…» И так до 15 км. Для того, чтобы на соревнованиях пробежать 21 км, этого вовсе не обязательно делать на тренировках. На тренировках себя надо беречь.
Я снова обратился к Мураками — за плейлистом для пробежек. У него преобладал соул в лице Карлы Томас и всяческий олдскульный рок. Я быстро пришел к выводу, меня в тонусе удержит только тяжеленный сатерн-метал.
Один раз я бегал в Крылатском (3 км), потом на беговой дорожке страшные интервалы (3 минуты со скоростью 15 км/ч, минута отдыха — и так четыре раза). А дальше в течение недели находилось ровно столько дел, сколько нужно, чтобы с чистой совестью не бегать вообще, а вот в выходной надевать кроссовки. В общем, один раз я сделал 6 км, другой — целых 13 км.
Замечу (неохотно), что японец набегает в среднем по 60 км в неделю. Я же не выжал столько и в сумме. Японец бросил курить через пару недель после начала тренировок. Я курить не бросил, а начал. Он предпочитает рыбу, а я — все подряд. В итоге такой разной диеты получился примерно одинаковый результат по весу: где-то минус три килограмма. Чего не скажешь о выносливости и мышечном тонусе.
Расплата и плачевные выводы
День расплаты приближался, а я приходил к выводу, что нельзя больше молчать, надо сказать правду и перевестись на спринт. В общем, сообразили на троих — есть еще на свете люди, готовые отказаться от «полужелезной» дистанции.
При таком раскладе Казань 2017 года выглядела уже приветливее. Да, прогресса с точки зрения дистанции не было. Но был скудный опыт и смутное понимание, как распределить силы на дистанции (плохие кони ускоряются со старта). Река Казанка не казалась уже такой злой, а ее набережная — бесконечной.
В итоге 5 км удалось преодолеть за 27,37 минуты. В этот раз удалось держать стабильный темп (километр за 5,5 минуты), а в конце даже ускориться. Самочувствие было не волшебное, но в разы лучше, чем год назад. И убежать я мог бы дальше финиша. Метров на двести, но дальше. В этот раз после забега было сразу решено пробежать таки 21 км. Или хотя бы начать с 10 км.
Удивительно, но даже из такого неутешительно опыта можно сделать толковые выводы. Цели надо ставить всегда такие, чтобы казались невыполнимыми (тут мотивационная литература не врет). Тогда вероятность, что попадете куда следует, сильно возрастает. По крайней мере, придете в эту точку в лучшей форме, чем пришли бы, если бы сразу ставили себе посильную цель. Если бы в этом году я снова думал о привычных 5 км, а не о страшных 21 км, то снова не готовился бы вообще. Выходит, на следующий год надо готовиться сразу к полному марафону, к 42 км, чтобы хотя бы как-то пробежать 21.