Изучив книгу о создании главного кинематографического эпоса, Forbes Life выяснил, чему может научить опыт Джорджа Лукаса и компании
Ждите вдохновения
Идея снять «что-то про космос» Лукасу пришла еще в начале 1970-х. Он лихорадочно перебирал жанры и варианты: от классической научной фантастики через идею продолжения сериала «Флеш Гордон» и космического римейка «Трех негодяев в скрытой крепости» Акиры Куросавы к все более и более оформлявшемуся финальному проекту. Студии в ужасе шарахались от его сценариев, в которых кроме слова «джедай» ничего не напоминало нынешнюю космическую сагу, да и Лукас сам признает, что просто вырабатывал пар, тренировал свои мозги и руки, «чувствовал зуд», как он сам говорил. Зуд, который должен был реализоваться в тот самый сценарий, которого он подсознательно ждал. И дождался.
Сохраняйте интригу
Фрагмент, в котором Дарт Вейдер сообщает Люку, что он его отец, входит по разным опросам в 100, 50 и даже 20 самых ярких сцен в истории мирового кино. Чтобы не допустить утечек о содержании фильма (который, в отличие от предыдущей серии, ждали уже миллионы зрителей), Лукас прописал в сценарии другую фразу («Оби-ван убил твоего отца»), а настоящую вставил уже на озвучке.
Доверяйте себе
«Это фильм, в котором здоровенный мужик ходит в костюме собаки — хрень полная», — так Харрисон Форд описывал съемки в «Новой надежде», фильме, сделавшем его одним из известнейших актеров нашего времени. Если рассматривать «Звездные войны» с точки зрения научной фантастики (которой он хоть немного, но прикидывается), можно схватиться за голову: мужики светящимися палками отбивают струи горящей плазмы, корабли с воем проносятся по космическому вакууму, а межпланетными перелетами овладела цивилизация, не знающая колес. На все замечания сценаристов, режиссеров, актеров, пытавшихся исправить то, что казалось им недочетами, внести в сюжет больше интриги и жизни, Лукас отвечал: «Нет, я в это не верю. В моем мире все происходит и будет происходить именно так и никак иначе».
Чувствуйте момент
В книге уделяется большое внимание разбору главной загадки «Звездных войн»: почему они стали столь популярны. Автор перебирает множество историй писателей, певцов и актеров, вспоминает социологические исследования на эту тему и приходит к, в общем, достаточно очевидному, но не очень утешительному выводу. Мало быть талантом и делать по-настоящему качественный продукт. Нужно угадать социальный и временной контекст, условно говоря, прийтись ко двору, понять желания публики. Мало сочинить идеальную сказку — нужно было облечь ее в ту форму, которую люди ждали на рубеже 1970-х и 1980-х годов. И Лукасу это удалось.
Учитесь продавать себя
Общая выручка киносаги к 2016 году превышает ВВП 90 стран мира. И если прокат фильмов только в США принес создателям $6 млрд, то продажа игрушек, книг, футболок и прочих сопутствующих товаров — $14 с лишним. По сути, «Звездные войны» — один из первых фильмов с такой мощной коммерческой поддержкой: права на игрушки, плакаты и сувенирную символику Лукас стал продавать, едва вышел фильм, когда в его успех не верил никто. И, как мы видим, здорово преуспел. В конце концов, автор книги «Мир по "Звездным войнам"» тоже получил свой кусок пирога.