Представьте себе следующее. Вы приходите на стадион, поднимаетесь в свой сектор и открываете приложение, чтобы заказать еду и напитки. Оно запускается моментально, несмотря на то, что вас окружают десятки тысяч работающих смартфонов. Вспоминаете, что забыли шарф с символикой команды в машине, и поэтому добавляете его вместе с колой в корзину онлайн-покупок, оформляете заказ и ждете доставку. А долго ждать не придется: поднимите голову и вы увидите дирижабль, с которого ваш заказ уже готовится доставить дрон. Распознает он вас по геолокации и доставит все за несколько минут. Фантастика? Ничуть. Это дело уже самого ближайшего будущего: дирижабль с дронами-официантами уже запатентовала Amazon.
Но есть нюанс, который мешает воплотить в жизнь такие грандиозные замыслы — связь. Нечего и думать о подобных вещах, когда сотовые сети операторов не выдерживают наплыва сообщений и звонков в пиковые периоды вроде новогодней ночи. Конечно, постепенно с этим научились бороться: на массовые мероприятия теперь подъезжает спецмашин с передвижной базовой станцией. Худо-бедно связь стала работать и на стадионах. Однако для следующего шага — беспроблемной работы приложений или стриминга видео — нужно качественно новое решение, так как сотовые сети не могут пробиться сквозь массивные конструкции стадионов. Решение нашли в Huawei, предложив использовать старый добрый Wi-Fi.
Плотность людей на стадионе в сотни раз выше, чем в офисах, отелях и жилых домах, и простая установка большего количества точек доступа здесь не поможет: помехи соседних гаджетов столь сильны, что каждый матч может обернуться новогодней ночью. Поэтому инженеры Huawei решили использовать небольшие антенны с узкой диаграммой направленности. Каждая из них работает на собственный сектор стадиона, где располагается не более 300 болельщиков. Размещают такие антенны под трибунами, за последним рядом и на опорах крыши. Wi-Fi при этом не заменяет традиционные сотовые сети, а дополняет их там, куда не добирается сигнал базовых станций операторов, и делает нагрузку на сеть равномерной.
За слаженной работой всех антенн следит специальный софт Huawei WLAN Planner. Программа учитывает массу параметров: типы материалов перекрытий, их расположение, число болельщиков, доступные частоты, пропускную способность каналов связи. Все эти данные анализируются в режиме реального времени с помощью отчетов каждой антенны: мол, нахожусь там-то, работаю на 200 м кв., преград нет, подключилось 130 человек, полет нормальный. Технология Huawei Agile Stadium Solution различает гаджеты, с которых пользователи выходят в сеть, будь то смартфоны, ноутбуки или планшеты технического персонала стадиона. Геолокация при этом поможет определить, какой тип связи подать на то или иное устройство, какое из них обслужить в первую очередь, а какое немного подождет. Например, система автоматически определит принадлежность пользователя к той или иной группе и присвоит ему статус для обслуживания: простой болельщик получит скорость соединения до 300 Кбит/с, а болельщик VIP-ложи – до 10 Мбит/с.
В первую очередь зарабатывать на технологии смогут сами стадионы. Один из вариантов — предложить болельщикам несколько тарифов, где за большую скорость придется доплатить. К тому же здесь остается большой простор для маркетинга. Команда победила? Прекрасно. Вы не найдете лучшего момента, чтобы продать побольше фанатской атрибутики и билетов на следующие матчи. Зачем ждать? Сразу после финального свистка судьи болельщики победившей команды получают нужные уведомления о рекламных акциях. Ну а поддерживающим проигравшую команду посоветуют не расстраиваться и заглянуть на стаканчик чая в ближайший паб.
Пройдет еще пара лет, и инфраструктура позволит сочетать живое шоу с виртуальной или дополненной реальностями. Такие штуки уже как несколько лет видят телезрители: 3D-графика показывает расстояние штрафного удара, статистику по любому игроку и так далее. Теперь очередь и за зрителями на стадионах. Что именно будет представлять из себя микс из разных реальностей, пока трудно сказать наверняка, но ясно одно: наблюдать за матчем на диване в такую прекрасную пору будет просто преступно.
Технологию Huawei Agile Stadium Solution уже опробывали на стадионах «Сигнал Идуна Парк» и «Фельтинс-Арена» в Германии, Национальном стадионе Пекина и «Айброкс» в Глазго. В России первым клиентом Huawei стал стадион «Открытие Арена».