Московский кинофестиваль — ММКФ — бьет все рекорды для главных кинофестивалей мира. Во-первых, он выживает во многом за счет того, что ужимается. Нормальная продолжительность крупного фестиваля уровня Каннского — 12 дней. Торонтского внеконкурсного (тоже входящего в неофициальную мировую фестивальную пятерку) — 10.
ММКФ, если не считать одного дневного показа и вечернего открытия 22 июня (а оно лишь для особо приглашенных — их порадуют речами и индийским фильмом), продлится с 23 по 29-е — всего неделю, как какой-нибудь провинциальный экс-социалистический кинофорум. Того и гляди, скоро он уложится в уикенд. Кроме того, ММКФ уже не первый год концентрируется в одном-единственном мультиплексе «Октябрь», где в девяти залах из одиннадцати нет и двухсот мест. И очень редко покидает его стены. Неудивительно, что о его существовании многие молодые зрители даже не подозревают.
Расписание показов — тоже нонсенс — было объявлено на сайте фестиваля лишь сегодня, 21 июня. Полагаю, что как минимум треть зрителей из числа людей, которые любят планировать свои дела заранее, фестиваль на этом потерял.
Тем не менее обратим внимание на ряд картин, достойных внимания. Отдельно отметим фильмы, которые из-за недостатка места не вошли в наш рекомендательный обзор: все документальные, объединенные в две программы (конкурс документального кино и «Свободная мысль»), а также, как ни странно, триллеры. Может, они и не очень. Но факт, что на этом ММКФ в разных секциях как никогда много триллеров. И даже появилась специальная программа, как на фестивале в Торонто. Там ей лет тридцать и она называется «Полночное безумие» — Midnight Madness (где не только страшилки, но и любые фриковые фильмы). У нас — «Ночь страха».