«Буду дома смотреть «Физрука». Голая» – делится с автооответчиком бойфренда Лиза (Светлана Устинова), элегантная ведущая телеканала «Уютный» в зачине «Блокбастера». Но смятение чувств и бутылка вина швырнут ее в подмосковные Электроугли.
В придорожной ночной «шаверме» Лиза предпримет отчаянно смелую попытку есть после шести. Но обстоятельство непреодолимой силы сметет ее бунт и ввергнет в бездну анархии. Неистовая и ослепительная Наташа (Анна Чиповская), паля в белый свет как в копеечку, ограбит точку микрокредитования и сущим Тайлером Дерденом угонит Елизавету Андреевну и ее внедорожник из поделенного на зоны комфорта зоопарка имени Ларса фон Триера в автоодиссею имени Дэвида Финчера и Ридли Скотта.
Важно, что обе эти заграничные культуры в фильме вызревают и всходят на сугубо отечественной почве, и хрен редьки не слаще. Иностранные, страшно сказать, референсы оказываются плотью от плоти классической русской комедии Гайдая и Данелии, как и тема Поля Мориа из «В мире животных» слышится теперь позывными советского космоса. Кинокритику Роману Волобуеву следовало годами наблюдать мировой и отечественный кинопроцесс, чтобы в качестве режиссера найти точки идеального прилегания корабля «Ностромо» и яхты «Беда», вплоть до наложения контуров в этой феминистской комедии катастроф.
Что движет Наташей, сразу не скажешь: жажда наживы, темперамент валькирии, биполярное расстройство, или это удачно найденная маска триеровых идиотов дает ей ничем не ограниченную свободу поступков и высказываний, убийственных для обычных хамов, мужских шовинистов, безвольной моли в штанах, папиков и паханов, среди которых в нашей стране приходится расти и выживать людям женского пола. Следствие установит, что она – дура, но справедливо также признать ее ангелом-хранителем, а ее невероятный и неопределимый говор – списать на нездешнюю сущность. В конце концов, треть фильмов на торрентах таинственно озвучена именно такими голосами. Наташа из адских Электроуглей – витамин от рутины и столичного конформизма, сожравшего молодость Лизы, когда-то из Омска. На четвертом десятке от нее почти ничего не осталось, кроме снов на ринге в красных боксерских перчатках, воображаемого, в отличие от кулачных боев Финчера, спарринга. Стоит ей исполниться почти бузыкинского смирения: «Всю жизнь пытаешься быть хорошей. А что если это не твое…», как тут — Чиповская в балаклаве. Едва признаешь, что выхода нет и бежать, пожалуй, некуда: «Ночь, темно, Россия», — докладывает обстановку литературно одаренный следователь в исполнении Евгения Цыганова, – как отыскивается скрытый внутренний ресурс, и жуткого преследователя можно убрать, всего лишь сложив пальцы пистолетиком. Ну и влюбленный следователь по фамилии Хлебников успеет вовремя в кадр: проснитесь, если не затруднит. Кстати, вся эта история, рационально разбитая на классицистские триеровские главки, взята из его романа, основанного, конечно, на реальных событиях.
Режиссер и единоличный сценарист этой отличной комедии отказал фильму, смонтированному продюсерами, в своем имени. Вслед за персонажами «Блокбастера» он внес немного оздоровительного хаоса в профессиональную соглашательскую рутину и создал прецедент. В Голливуде с 1969 года существует принятое Гильдией режиссеров имя – Алан Смити, которое вписывают в титры, если автор утрачивает творческий контроль над фильмом и отказывается от авторства. Русского эквивалента голливудскому Алану Смити в России не предусмотрено – за практическим отсутствием самого явления. Что касается остального мира, то к примеру фильм «Дюна» был создан Аланом Смити, потому что режиссерская версия Дэвида Линча была значительно короче, и он убрал свое имя из титров. Алану Смити мог бы принадлежать «Чужой-3», поскольку версии Дэвида Финчера не существует в природе - картину монтировали продюсеры.
Когда у нас продюсеры настаивают на своем видении фильма – ради зрителя, конечно, то режиссеры обычно попереживают — и едут в Сочи произносить со сцены благодарственные речи. Но не в этот раз. Волобуев далеко не единственный автор, с кем такое случилось. Но Илья Стюарт и Мурад Османн – первые российские продюсеры, с кем это произошло. В силу воспитанности и неподдельной деликатности обеим сторонам странного конфликта удалось сохранить лицо. И блистательный стилист Роман Волобуев, назовись он в титрах хоть сыном лейтенанта Смити, из фильма никуда не пропадает. Если с его ракурса «Блокбастер» — кино не идеальное, то из зрительного зала оно выглядит счастливой вестью о том, что удовольствие на экране не только возможно, но и не постыдно.
14 минут, исчезнувших из фильма, отправились, видимо, прямиком в легенду, не вполне ясно только во имя чего. Никому ведь в здравом уме не могло придти в голову, будто благодаря такой операции, из обаятельной и остроумной комедии, лирической и эксцентрической одновременно, вылупится Ржака – Чемпион Проката, якобы востребованная населением нашей страны?
Кто бы ни был автором «Блокбастера», в самой сложной ситуации оказалось жюри. Приз за режиссуру давать теперь некому. Но, может быть, в титрах сохранится имя Волобуева как автора сценария. С другой стороны, жюри «Кинотавра», вручая главный приз, редко считается с мнением кинокритиков, а критики, чувствуется, бывшими не бывают.
Восторженная реакция зала на фестивальной премьере дала повод дистрибьюторской компании «Вольга» увеличить число копий и расширить прокат «Блокбастера», стартующий 13 июля.