Миллиардеры в Венеции: подробности о выставочных проектах Леонида Михельсона и Бориса Минца
Борис Минц: выставка «Не переставая строить утопию»
Борис Минц, создатель Музея русского импрессионизма, многолетний коллекционер и меценат художника Валерия Кошлякова, лично открывал выставку в университете Ка’Фоскари на Гранд-канале. «Не переставая строить утопию» — проект художника, посвященный архитектуре разных миров и народов, от сталинских и нью-йоркских небоскребов до площади Святого Петра в Ватикане и Сан-Марко в Венеции. Пока итальянский куратор Данило Эккер вдохновенно минут двадцать говорил на итальянском (в его речи отчетливо звучали слова «архитектура», «Венеция» и «сталинизм»), приглашенные покорно слушали. Среди них была основатель «Винзавода» Софья Троценко, куратор Иосиф Бакштейн, галерист Марат Гельман, галерист Ксения Подойницына, художник Ольга Солдатова. В честь открытия выставки Солдатова повязала себе на шею пионерский галстук, а её приятельница итальянка надела бороду. Следом к микрофону вышел Борис Минц.
В Венеции представлен уменьшенный вариант проекта, созданного художником к открытию Музея русского импрессионизма в прошлом сентябре.
«В Москве мы под выставку отвели 12 000 кв. м, а здесь не больше 500 и потолки невысокие. Некоторые работы пришлось даже увезти обратно в Париж», — рассказал Forbes Life Борис Минц. Борис и Мария Минц добавили, что были уже опытными собирателями, когда восемь лет назад пришли в мастерскую Валерия Кошлякова в Париже. «И влюбились», — подытожил Минц. Сейчас в семейном собрании 36 работ Валерия Кошлякова, но что-то ушло в музей. «Музей отбирает у нас все лучшее: как увидит — сразу старается забрать к себе» — так Минц определил разницу между музейной и семейной коллекциями.
За время дружбы мецената с художником Минц не раз организовывал выставки Кошлякова, в том числе и в Венеции в 2015 году как превью своего нового музея, и подарил работу «Министерство иностранных дел» Центру Помпиду в Париже в рамках проекта «Коллекция: российское и советское искусство, 1950-2000».
Леонид Михельсон: проект «Пространство, сила, конструкция»
На набережной Дзаттере в здании палаццо XIX века фонд V-A-C, созданный Леонидом Михельсоном, открыл новое выставочное пространство в Венеции. На площади 2000 кв. м на четырех этажах — проект «Пространство, сила, конструкция», организованный фондом совместно с Чикагским институтом искусств, включающий более ста работ авторов советского периода 1920-1930-х годов и современных художников со всего мира. Проект посвящен трансформациям, которые повлекла за собой Октябрьская революция, и исследует связи между искусством и обществом.
Многие художники создали свои работы специально для выставки, а с 16 до 18 часов в новом пространстве идут перформансы. Среди современных авторов — Барбара Крюгер, Таня Бругера, Вольфганг Тильманс, Ирина Корина, Таус Махачева (обе художницы участвуют и в основном проекте Биеннале).
Гостей встречали Леонид Михельсон с дочерью Викторией и директор фонда V-A-C Тереза Мавика. На открытие пришли коллекционер Франсуа Пино с женой Маривон, Франсуа-Анри Пино с Сельмой Хайек, Стелла Кесаева, коллекционер, создатель Stella Art Foundation, трижды комиссар российского павильона на биеннале, директор Пушкинского музея Марина Лошак, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, директор МАММ Ольга Свиблова, основатель ярмарки Cosmoscow Маргарита Пушкина.
Буквальное соответствие Маяковскому («Не домой, не на суп, а к любимой в гости две морковинки несу за зеленый хвостик») объяснялось просто — начался перформанс Таус Махачевой Stomach it. Главным маркером для погружения зрителя в атмосферу времени художник выбрала голод. За морковкой, на лестнице на второй этаж, последовали леденцы из жженого сахара в форме головы Ленина с начинкой из жвачки. Мне, кстати, Ленина на палочке не досталось — гости были из тех, что и раньше едали что послаще морковки, так что с вождем расправились первым делом. Затем дали талон на дневную пайку хлеба. Квадратик из бумаги со штампом полагалось съесть как облатку, чтоб лучше понять, о чем история. В брошюре, составленной к перформансу, есть такие цифры: в 1929-м году рабочим полагалось 800 г хлеба в день, семьям рабочих — 400 г, служащим — 300 г, безработным, инвалидам, пенсионерам — 200 г, священнослужителям, спекулянтам и домохозяйкам старше 56 лет — 0 г. Потом дали понюхать пустую кастрюлю с засохшими каплями бульона, предложили кусочек угля и стакан воды.
Съев по хлебному талону и помахивая морковными хвостиками, приглашенные осматривали экспозицию, где не только обыграны, по-новому осмыслены и представлены работы русского авангарда и советского реалистического периода, но и многое реконструировано — мобили Родченко, театральные работы Варвары Степановой, дрезденский кабинет Эль Лисицкого — и выставлено рядом с работами современных авторов.
Выставка разделена на тематические зоны: фабрика, поле боя, театр, выставка, пресса, школа и дом. Перформансы показывают сразу несколько художников. Например, в отдельно выгороженной комнатке предлагают составлять пазлы — черно-белые портреты бородатых очкастых старцев. Внимание, вопрос: кто здесь Троцкий, а кто Калинин. С запинкой, но русские посетители все же отличают Троцкого от Калинина. А вот с анкетированием на тему политических взглядов что у русских, что у иностранных зрителей проблемы — никто толком не в курсе. Хотя иностранцам устроители «Оптики Бронштейна» — перформанс Пабло Хельгуэра и Евгений Фикс про разные системы тестов для определения политической ориентации — дополнительно рассказывают, что Троцкий — это Бронштейн, а Бронштейн — Троцкий.
Вдохновленные зрители отправились затем в театр Гольдони, где оркестр Пермского театра оперы и балета MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнил Первую симфонию Густава Малера. После концерта гостей пригласили на поздний ужин под открытым небом в саду.
Читайте также:
«Дэмиен Херст планирует заработать на Венецианской биеннале $1 млрд»
«Белая, но не пушистая: открыта выставка в павильоне России на Венецианской биеннале»