Миронов и Хабенский против Уиллиса и Иствуда: фильм недели – «Время первых»
Наше министерство культуры – уникальный чиновничий организм. Что оно ни делает, не идут дела.
На сей раз министерство решило осуществить давнюю мечту, которую лелеяло годами: расчищать дорогу в прокате перед главными отечественными хитами, благотворно влияющими на пионеров и комсомольцев «Единой России» и демонстрирующими мощь РФ. Вчера к Дню космонавтики в прокат вышел драматический триллер «Время первых» о полете в марте 1965 года Алексея Леонова и Павла Беляева на корабле «Восход-2» и первом выходе человека в открытый космос.
Чтобы фильм посмотрело больше зрителей, министерство решило убрать с его дороги главный голливудский блокбастер апреля «Форсаж 8». Должен признаться, что не видел ни один из прежних «Форсажей». Судя по роликам и анонсам, как боевик это дешевка.
Но когда министерство потребовало у ведущих киносетей, чтобы они перенесли премьеру «Форсажа 8» с заранее объявленного 13 апреля на 20-е, чтобы «Время первых» целых две недели с 6 по 20 апреля не испытывало никакой конкуренции и зритель волей-неволей из-за отсутствия выбора пошел на этот фильм, киносети возмутились. И пригрозили министерству вообще изъять из репертуара «Время первых».
В итоге «Форсаж» выйдет-таки 13-го, но у него будет меньше сеансов, чем предполагалось. Но «Времени первых» это едва ли поможет. Пойдя вчера на «Время первых» в популярный мультиплекс, я обнаружил почти пустой зал, каких не видел давно. Публика не доверяет отечественному кино, а уж если его поддерживает министерство культуры и оно выходит к дате, не доверяет втройне.
В данном случае жаль. «Время первых» смотришь, не отрываясь от экрана. И даже зная, чем все завершилось (хотя уверен, что в сегодняшнем зале много таких, кто не знает), постоянно нервничаешь: удастся ли героям остаться в живых?
О ЧЕМ ЭТО.
О том, что СССР, более десяти лет опережавший американцев в космическом забеге (начиная с запуска первого искусственного спутника Земли в 1957-м и полета первого космонавта в 1961-м вплоть до высадки американцев на Луну в 1969-м, которая в соответствии с теориями заговора считается фальсификацией), решил еще раз уесть врагов и первым выпустить человека в открытый космос.
Никакого смысла, кроме совсем уже оголтело идеологического, в этом первенстве не было. Наш новый корабль «Восход-2» не был доведен до совершенства. Больше того: пробный запуск с манекеном закончился катастрофой. Но было известно, что в мае американцы осуществят запуск ракеты, во время которого астронавт выйдет в открытый космос. А отстать СССР никак не мог. Брежнев (изображенный в фильме чересчур карикатурно, словно выпавший из анекдотов о себе) сказал Королеву: надо! И запуск наметили на 18 марта.
Сергей Павлович Королев в исполнении Владимира Ильина, пожалуй, лучшая работа в фильме. Собственно фильм строится на трех рукотворных актерских работах. Для Королева свои, ребята, его космонавты важнее идеологической трескотни, которую генералы-опекуны и их шестерки именуют интересами Родины. Ильину удается почти невозможное. Он играет человека, у которого сердце в таком состоянии, что он в любую минуту может умереть. Но ему наплевать. Ему важно, чтобы в космической экспедиции, которой он руководит, все остались в живых. Фактически Ильин сыграл не только настоящее, но и будущее Королева. Жить на таком пределе человек не может. Королев умер от сердечной недостаточности меньше чем через год, 18 марта 1966-го.
Королеву же, кажется, принадлежит замечательная фраза, что русский народ от рождения летает в кандалах.
Поэтому он ценит космонавтов, на лодыжках которых не видит кандалов. «Нам нужны сумасшедшие» — это тоже его фраза. Поэтому он выбирает для выхода в открытый космос Алексея Леонова, который азартен донельзя и не боится, кажется, ничего. А в пару ему подбирает более опытного Павла Беляева, разумного рационалиста. Константин Хабенский-Беляев и Евгений Миронов-Леонов в фильме – замечательная пара. Хотя актерские призы во время присуждения кинопремий я бы им, пожалуй, не отдал. Оба, возможно того не желая, повторяют свои фирменные актерские ходы. У Хабенского в глазах висит депресняк — бездна мрачная на краю, благо и герой его – скептик. А у Миронова – радостный порывистый оптимизм, «летите, голуби, летите», что в его актерских глазах стало отражаться слишком часто.
Но это — придирки. Персонажам все равно сопереживаешь, а эначит, актерские работы хороши.
Леонову в фильме уделено больше внимания, чем Беляеву. Но это, наверное, естественно. Все же он выходил в открытый космос. Зато Беляев первым в истории посадил космический корабль вручную, причем там, где и хотел – недалеко от Перми - – после того, как во время полета из-за несовершенства недоделанного корабля возникла уже седьмая, кажется, критическая ситуация.
В фильме есть патриотические кадры. Например: «Восход-2» с Беляевым и Леоновым взлетает с Байконура на фоне развевающегося красного знамени. Но тогда и впрямь развевались красные знамена.
В фильме есть эпизоды, вызывающие вопросы: было или не было? Например, посадка Леоновым, тогда еще лейтенантом, боевого МиГа, когда в двигателе возник пожар, а раздолбай механик (которого Леонов – тут проявление его товарищеского характера – не сдает) сдуру застопорил перед полетом катапульту.
Много вопросов и по поводу того, кто обнаружил место их посадки, когда космонавты на долгие часы оказались без теплой одежды при морозе -35: радиолюбитель с Сахалина или радиостанция в Западной Германии?
Но из всех ура-патриотических фильмов последних лет, где в пяти из шести случаев вранья навалом, этот – самый нестыдный. И в нем на изумление мало домыслов, изобретенных для того, чтобы сильнее закрутить интригу, а зритель сопереживал сильнее. Тут зритель сопереживает без всякого дополнительного допинга.
ЧТО В ЭТОМ ХОРОШЕГО.
Новая особенность наших патриотических фильмов в том, что они трезво относятся к прежним советским реалиям. Интересно, несмотря на красный флаг на Байконуром, на фоне которого взлетает «Восход-2», полностью ли останется доволен фильмом г-н Мединский?
Во-первых, фильм демонстрирует, что в СССР идеология была выше людей, даже реальных героев, готовых положить жизнь во имя страны и совершающих в космосе подвиги-чудеса, которым их не обучили конструкторы, в спешке продумавшие далеко не все.
В какой-то момент героев предлагают оставить на орбите. Лишь бы не приземлились на территории врага: Европы или Китая, где разберут по винтикам наши космические технологии. А на орбите они будут болтаться примерно триста лет, пока их прах наконец-то не прихватит земное притяжение.
Во-вторых, фильм показывает военные устремления России. Как говорит после выхода человека в космос генерал: «Нам осталось стыковку огрегулировать, а там военно-космические силы можно создавать».
Тут-то вспоминаешь многочисленные американские фильмы про полеты в космос с Земли. Что делали Брюс Уиллис в «Армагеддоне» и Клинт Иствуд в «Космических ковбоях»? Спасали планету: от астероидов и старых падающих советских спутников. То есть рисковали собой во имя людей. Наши во «Времени первых» идут на риск, повторим, ради идеологии: чтобы опередить америкосов.
В принципе это соответствует нынешней российской идеологии: показать, что мы круче всех и тем вдохновить народ. Чтобы никто не думал, почему у него нет денег даже на оплату ЖКХ. Какое в жопу (слово из «Времени первых») ЖКХ и то, что у меня не осталось ни копейки! Главное – величие Родины.
Но во «Времени первых» есть еще одна идея, которая наносит удар по современной кремлевской идеологии. Герои фильма – люди, которые в критической ситуации несовершенства недоработанной техники берут на себя право принимать решения. Оказавшись в космосе, оторванные от прежде зажимавшей их страны эти люди оказываются свободными. Им теперь даже смерть не страшна. Что уж там какой-то Кремль? Россия, вперед!
НАШ ВАРИАНТ РЕКЛАМНОГО СЛОГАНА. Из почти Антуана де Сент-Экзюпери: «А на той планете есть санкции? – Нет! — Как интересно! А несоразмерная оплата ЖКХ есть? – Есть! – Нет в мире совершенства! – вздохнул пересчитывающий последние учительские копейки интеллигент-лис.