Самое время торговаться: 7-8 марта три аукционных дома — Sotheby’s, Сhristie’s, Phillips — выставляют топ-лоты. С молотка уйдут Жан-Мишель Баския, Роберт Раушенберг, Эрик Булатов.
Вечерние торги Sotheby's, 8 марта. Жан-Мишель Баския с эстимейтом £14-18 млн. В последний раз «Без названия (Одноглазый или Ксерокопированное лицо)» появлялась на торгах еще при жизни художника, в 1987 году, и была продана за $23 100 — один из рекордных для Баскии в тот момент цен. За миллионную отметку цены на художника перевалили за только через 15 лет после его смерти. «Одноглазый» 1982 года — традиционная для раннего Баскии мужская фигура с растопыренными руками и дырявым ореолом над головой. Любимые герои Баскии — черные атлеты, разорвавшие круг расистской дискриминации к середине XX века. Небелый мальчик, выросший в семье среднего класса в Бруклине, Баския неплохо представлял, что такое расовая сегрегация в искусстве: «В мире написано не так много картин, где изображены черные». Кумиры Баскии — черные звезды спорта, музыки и искусства, ставшие национальными героями. По словам главы европейского отдела современного искусства Sotheby’s Алекса Бранчика, вскинутые в победном приветствии руки и небрежно прорисованные нимбы — это еще и знак признания собственных побед Баскии, который прошел путь от уличного художника до любимого автора галеристов, одного из самых влиятельных и обсуждаемых в мире художников. В 1982 году Баския уже входил в элиту рисовальщиков, у него уже прошли 6 персональных выставок и он стал самым молодым художником, приглашенным с сольным проектом на documenta. Этот год он называл так: «Я создал лучшую жипоспись».
В канун 8 марта, на вечерних торгах 7 марта на Christie’s — Роберт Раушенберг, «Перекладина», 1963 года с эстимейтом £4 -6 млн. В 1963 году Роберт Раушенберг одновременно со своим другом Энди Уорхолом делал первые опыты в шелкографии. Шелкографии среди других работ были выставлены Раушенбергом на Венецианской биеннале в 1964 году, где он был удостоен Гран-при. Благодаря признанию художника в Венеции, поп-арт завоевал Европу. Началась эпоха, по едкому замечанию британских арт-критиков, «колонизации Европы». Как комбинации Раушенберга объединили живопись, скульптуру и ассамбляж, так его шелкографии, основанные на снапшотах и снимках из Life, Time и National Geographik, поженили живопись и фотографию. Раушенберг использовал имиджи, чтобы создавать имиджи. Сотрудничество, соперничество, споры и дискусии Раушенберга с Уорхолом, Твомбли и Джонсом изменили культурный ландшафт по обе стороны Атлантики, повлияв на таких художников, как Дэвид Хокни, Эд Руха, Зигамар Польке и даже на Ричарда Принса и Жан-Мишеля Баскию.
8 марта на вечерних торгах «20-й век & современное искусство» аукциона Phillips выставлена работа Эрика Булатова «С Новым годом» 1990 года с эстимейтом £250 000 – 350 000. Оригинальный стиль Булатова, основателя соц-арта, где смешаны политические акценты, гиперреализм и игра с плакатными текстами, позволяет сегодня интерпретировать эту работу как предчувствие краха СССР, наступления нового года как новой эры.