У каждой сказки есть конец. Чаще всего счастливый, иногда — печальный. Залихватский сюжет сказки под названием «Часовой бум», написанной в соавторстве президентом группы Swatch Николасом Хайеком, главой Cartier Аланом-Домиником Перраном и президентом Rolex Патриком Хейнигером, держал в напряжении добрую половину населения Земли двадцать с лишним лет. И сейчас, похоже, настало время развязки. Долгой, монотонной, минорной, но оставляющей надежду на хэппи-энд с плавным переходом в прозаическую реальность. Потребительское пресыщение, мода на «умные» часы и глобальный кризис товарно-денежных отношений сильно ударили по швейцарской цитадели haute horlogerie. Тот, кто еще вчера небрежно выкладывал десятки, а то и сотни тысяч за морально устаревшую, но чертовски красивую, сложную и престижную микромеханику, сегодня все чаще старается тщательно изучить объект покупки и просчитать все ее «за» и «против». И рулевым часовой индустрии неизбежно придется подстраиваться под новые обстоятельства. Каким образом — пока трудно сказать, но беспощадная статистика убедительно доказывает необходимость перемен. Причем, срочных и, возможно, экстренных.
Судите сами: если в 2013-2014 годах ежегодный рост экспорта швейцарских часов (речь идет не только о топовых брендах, но и бюджетных марках) составлял почти 2%, то в 2015 году, впервые за шесть лет, был зафиксирован драматический спад: -3,2% в первые шесть месяцев и -7,3% в последнем квартале. За прошедший год экспорт швейцарских часов продолжал снижаться и к январю 2017 года он упал на 6% по сравнению с началом 2016 года.
Процесс принял лавинообразный характер, и, например, в первом месяце наступившего года просвещенный мир приобрел около 1,8 миллионов швейцарских тикающих машинок на сумму в чуть менее 1,363 млрд швейцарских франков, что на 5,2% меньше в денежном выражении, чем в предыдущем месяце. Меньше всего пострадала ценовая категория от 3000 франков и выше, больше всего — категория до 500 франков, катастрофически проседающая под натиском смарт-технологий. В табели о материалах продолжают падение часы в корпусах из драгоценных металлов, что косвенно свидетельствует опять-таки о вдумчивом потребительстве с приоритетным вниманием к содержимому. В то же время стальные часы почти не сдали своих позиций: падение на 0,8% можно считать несущественным. Из прочих заслуживающих внимания фактов можно отметить попеременное лидерство Гонконга и США в списке основных экспортных рынков. На долю первого сейчас приходится 13,9%, на долю второго - 11,6%. Китай, несмотря на чудовищное падение, уверенно занимает в нем третье место с 8,5%. При этом, что немаловажно, и США, и Китай наконец-то показали положительный рост, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.
В пользу того, что негативная тенденция будет рано или поздно переломлена, свидетельствуют как минимум два момента. Первый — опыт часовщиков, прекрасно помнящих катастрофические последствия «кварцевого кризиса», не идущие ни в какое сравнение с нынешними неурядицами. Второй — готовность всех заинтересованных лиц открыто говорить о своих проблемах и не пытаться рисовать красочную картинку на сером фоне. Для людей, умеющих регулярно изобретать велоси.... простите, часы, вряд ли станет проблемой встроиться в новый экономический порядок с минимальными потерями.