Четвертый сезон самого модного сериала 2010-х «Шерлок» (его первую часть мы увидели в ночь с 1 на 2 января 2017-го, вторую – с 8-го на 9-е, накануне первого рабочего дня, а третью нам обещают в ночь с 15-го на 16-е) у нас ожидали не меньше, чем в Великобритании, где сериал снят. Тем более, что по BBC и нашему Первому фильмы шли с разницей в минуту.
Точно так же у нас с трудом дождались в прошлом году новогоднюю бонусную серию «Шерлока», а в 2014-м – начало третьего сезона. Тогда ситуация и вовсе накалилась, ведь в последней серии предыдущего второго сезона, в январе 2012-го Шерлок, шантажируемый злодеем Мориарти, спасая близких, покончил с собой, бросившись с небоскреба. При этом зрителям дали понять, что он каким-то образом выжил (как и во взятой за основу для этой серии новелле Конан Дойла про Рейхенбахский водопад). После этого поклонники нового «Шерлока» и играющего его Бенедикта Камбербэтча два года мучились в соцсетях, выдвигая свои версии, как же он мог спастись, если десятки людей видели на тротуаре его окровавленный труп.
Главная проблема сейчас, однако, в другом.
И начало третьего сезона, и прошлогодняя новогодняя бонусная серия, и старт четвертого сезона многих поклонников фильма разочаровали – хотя вчерашний ночной показ второй серии заметно улучшил ситуацию.
Проблема в том, что, на мой взгляд, никакой иной реакции, кроме скепсиса и глубочайшего разочарования, быть и не могло.
Для меня загадка, почему именно Шерлок Холмс обрел в 2010-е столь немыслимую популярность, равную которой он не переживал за всю историю кино и телевидения. Возникла же и чисто американская подхалтурка – сериал «Элементарно» с Джонни Ли Миллером и Люси Лью, у которого с конца 2012-го 108 эпизодов (темп, считай, ситкома). Чтобы уйти от серьезных проблем сериалов про Холмса, Ватсон превращен в китаянку, а Мориарти и Ирен Адлер в одно лицо, причем тоже женщину. Зато варвары тут же забыты и можно расследовать дела как в обычном американском детективе, где социопату-сыщику помогает рациональная женщина: см. «Менталиста» (который мне нравится), «Детектива Монка» или «Нейродетектива».
У меня, конечно, есть свое объяснение новой чрезмерной востребованности Холмса. Англичане чуточку устали от своих психологически выверенных многофигурных детективных телеэпопей (которые лучше них никто в мире не делает) от «Мисс Марпл» и «Пуаро» до «Войны Фойла» и «Убийств в Мидсомере». Тем временем американцы стали производить жесткие, при этом эстетически изысканные и психологически запутанные артистические сериалы для кабельных каналов, допускающих больше авторства, натурализма и даже, не побоюсь сказать, интертекстуальности, поскольку они кабельные. Все давние сериалы этого типа вспоминать не будем — «Шерлока» часто сравнивают с «Доктором Хаусом». А среди живых примеров последних лет – два сезона «Настоящего детектива» и два сезона «Фарго».
В общем, в какой-то момент англичане сказали себе: а чего нам выделываться? У нас же есть писатель и его герой, из которых вышел весь современный детектив, как в России все вышли из гоголевской шинели: Артур Конан Дойл и Шерлок Холмс с примкнувшим к нему доктором Ватсоном!
Первым, кто решился на современную британскую переделку Холмса (хотя формально фильм считается американским) стал экс мистер-Мадонна Гай Ритчи. Фильм мне очень нравится. Там и Холмс совершенно сумасшедший: хулиган и участник боев без правил, да еще с лицом Роберта Дауни-мл. Там и Ватсон – авантюрист, ловелас, драчун, способный надавать по морде самому Холмсу. Опять-таки: не какой-то там серый лис, а Джуд Лоу. Там при всем постмодернизме показано, что в Лондоне рубежа XIX и XX веков мощеными были только тротуары, а на проезжей части колеса карет застревали в грязи. Там мистический сюжет, где главный злодей – чуть ли не дьявол, но фильм при этом сохраняет верность Холмсу и Конан Дойлу, которые не были склонны к суевериям и умели найти всему на свете рациональное объяснение.
Именно «Шерлок Холмс» Гая Ритчи первым испытал на себе ту беду, которая по сей день - настоящий бич для всех современных экранизаций сочинений про величайшего из сыщиков.
1) Разрабатывать новаторский подход к экранизации «Холмса», к демонстрации главных характеров, придумывать новые, как выражались русские театральные классики, заданные обстоятельства для авторов фильма намного интереснее, чем показывать потом приключения новопридуманных героев в этих самых заново заданных обстоятельствах. Интересно придумывать обстоятельства. А приключения – это обычный тупой экшн. Поэтому, когда спустя два года Ритчи сотворил продолжение своего «Холмса», где вроде много навороченного, погонь, загадок, выстрелов и пр., фильм получился совершенно не обязательным к просмотру. Поэтому, если говорить о теле-«Шерлоке», стартовавшем в 2010-м, то для меня одной из самых любимых серий до сих пор остается первая, в которой режиссер Пол Макгиган при помощи сценаристов (и авторов всей идеи сериала) Стивена Моффата и Марка Гетисса придумал СОВСЕМ НОВОГО Холмса-Камбербэтча и СОВСЕМ НОВОГО Ватсона-Мартина Фримена. А вот приключения этих новых Холмса-Ватсона в новых предложенных условиях в следующих сезонах сериала завораживают отнюдь не всегда.
2) Такому сильному герою, как Холмс, должен соответствовать столь же сильный злодей. А у Конан Дойла лишь один такой злодей – Мориарти. И есть еще одна сильная и стильная фигура – Ирен Адлер. Поэтому все фильмы и сериалы про Холмса отыгрывают темы Мориарти и Адлер, а дальше не знают, что делать.
Создатели нынешнего, любимого многими из нас (несмотря на все претензии к нему) «Шерлока», очевидно, предвидели многие опасности. Уже поэтому из четырнадцати появившихся на сей момент эпизодов (один из которых короткий) более половины – безусловно ударные.
Они стали придумывать новых сильных злодеев – собственно, даже жена (теперь уже покойная) Ватсона, персонаж в фильме крайне непростой.
Зловредный шантажист из последней серии третьего сезона (основанный на одном из негодяев Конан Дойла) и премерзкий серийный убийца из самой последней вчерашней серии (злодей с таким именем у Конан Дойля есть, но в сериале это совершенно другой человек).
Еще один новый ход, позволяющий увести сериал от обычного развития «шерлокианы», — резкое смешение внимания на внутренние проблемы Ватсона, который у Конан Дойла, что ни говорите, служебный персонаж.
Наконец, совсем уже видоизменен Холмс. Конечно, советскому зрителю милее Василий Ливанов. Но рискну заявить, что именно Камбербэтч – лучший Холмс всех времен. Во-первых, он странный. Во-вторых, по-настоящему английский. Самое неожиданное, при всей своей принципиальной социопатии, нелюбви к внешнему миру, это самый человечный Шерлок, за внешним безразличием которого скрываются сочувствие, высокая мораль и, как заметила в последней серии миссис Хадсон, бурные эмоции.
Последний, но не самый бессмысленный ход, который использовали авторы шерлокианы, – это то, что в фильме, сбивая зрителей с натоптанной тропы, часто используется один и тот же прием – когда нам трудно отделить наркотический бред Холмса от реальности. При этом не сразу догадываешься, что Холмс сродни тем нашим некоторым знаменитым артистам и режиссерам, которые умели регулировать (что по врачебным меркам почти чудо) свои запои. Холмс умеет искусственно вызывать наркотический бред и рационально его контролировать (в том числе и прерывать в нужный момент) ради детективно-дедуктивной задачи.
Это не вполне понимает массовая публика. В итоге мы получили еще один парадокс. Новый «Шерлок» — сериал суперкассовый. BBC, как и наш Первый канал, выпускает его в суперпрайм-тайм: в первые выходные Нового года. Но это одновременно первый на моей памяти сверхкассовый сериал для избранных, который особо любим фанатами, теми, кто способен оценить все его пороги, подводные камни и течения.
Похоже, заключительная серия фильма, которую мы должны увидеть в последнее воскресенье этой недели, точнее, уже утром понедельника, должна содержать в себе окончательный сюрприз на грани шока. Иначе не стоило бы затевать и весь сериал. Я убежден в возвращении Мориарти. Но окажется ли он тем, за кого мы его принимали, большой вопрос.