Возможное ущемление прав афроамериканцев, ни один из которых не был выдвинут на Оскар-2016, стало поводом для скандала вокруг кинопремии. Нынешний президент Академии Шерил Бун Айзекс, первая афроамериканка, избранная на этот пост в 2013 году, даже пообещала измененить состав ее членов для достижения «разнообразия». Forbes разобирался, кто же входит в оскаровское жюри и сможет ли глава Академии исполнить обещание.
Когда-то в далеком 1928 году босс студии MGM Луис Барт Майер инициировал создание Академии кинематографических искусств и наук, чтобы решать внутрицеховые проблемы и мотивировать режиссеров создавать качественно кино. Киноакадемия началась с 36 человек и идеи ежегодного банкета. Однако уже в следующем году было принято решение награждать не только режиссеров, но и других причастных к созданию кино деятелей. Состав академии вырос до 270 человек, они вручили 15 статуэток актерам, режиссерам и сценаристам и т.д. Церемония 1929 года длилась всего 15 минут, а победители были известны за несколько месяцев до этого. Но уже в следующем году от этой практики отказались — имена держали в секрете до самого позднего вечера, предшествующего премии.
С тех пор количество номинаций и правила голосования менялись неоднократно. Но основные принципы оставались неизменны: шорт-листы практически по каждой номинации формируются по профессиональным группам (актеры, сценаристы, режиссера и тд), а победителя выбирают все вместе.
Сейчас в Киноакадемии больше 6000 человек.
Каждый год ее состав увеличивается – во-первых, получить шанс пополнить ряды AMPAS (Academy of Motion Picture Arts and Sciences) можно, заручившись поддержкой двух коллег по цеху, а во-вторых, все номинанты на «Оскар» автоматически попадают в список потенциальных членов.
Пока членство в киноакадемии пожизненное. Когда какой-то академик умирает, его коллеги решают, кого пригласить на эту «вакансию». Требования к специалистам разные: у актеров, сценаристов и режиссеров должны быть две или три работы, для технических специалистов важно количество лет, проведенных в профессии. Во главе Академии стоит президент, избирающийся на один год, при этом он не имеет права переизбираться больше четырех раз. Следующий за президентом — управляющий совет, в который входят по три человека из 17 творческих департаментов. Все кинодеятели делятся на профессиональные группы, каждая из которых голосует за свою номинацию: актеры за лучшую главную мужскую и женскую роль и роли второго плана, сценаристы – за лучший сценарий, и т.д. Это – только первичное голосование, после которого формируются шорт-листы номинантов.
Выбор лауреатов в каждой области – дело всей академии. Так же, как и выбор лучшего фильма. Но в категориях, призванных выбрать лучшие анимационные, короткометражные, документальные фильмы – голосуют только те академики, которые смогли доказать, что видели все номинированные в этих категориях фильмы на специальных показах.
Полного списка членов киноакадемии нет.
По официальной версии — чтобы на академиков не оказывалось давление. Но как можно оказать давление на 6000 человек? Ответа нет, так же, как не существует и быстрого способа изменить состав голосующий для решения «расисткой проблемы» Оскара.
Костяк жюри сейчас составляют кинопрофессионалы-мужчины возраста от 60 и старше.
Желание обновить состав академии кинематографии понятно: изменилось общество и кино, так почему не меняется состав членов академии?
Но задача найти и внедрить в киноакадемию побольше женщин и представителей меньшинств, чтобы как-то сбалансировать ее состав к 2020 году «выглядит не то чтобы утопической, но довольно непростой», писал Kinopoisk. По данным ресурса, из 6261 члена Киноакадемии с правом голоса примерно 1500 — женщины и менее 1000 — афроамериканцы. Чтобы добиться необходимого баланса, нужно ежегодно принимать по 400 женщин и представителей меньшинств до 2020 года. Звучит нереалистично.
Чтобы ускорить этот процесс, управляющий совет с этого года сам будет активно приглашать достойных по их мнению профессионалов вступить в ряды Киноакадемии, не ограничиваясь списком номинантов и не дожидаясь рекомендации коллег. Параллельно члены кинопремии собираются отказаться от пожизненного статуса для всех, оставив его только номинантам, лауреатам и тем, кто 30 лет активно трудится в киноиндустрии.
В перспективе голосующие за «Оскар» станут моложе и будут шире смотреть на современное кино. Однако в ближайшие годы радикальных изменений вряд ли стоит ожидать. Хотя не пообещать их члены Академии в эпоху политкорректности, конечно, не могли.