Весной 2013 года группа ГАЗ запустила в производство новую серию легких грузовиков «ГАЗель NEXT». С этого момента прошло достаточно времени, чтобы избавиться от недочетов и представить отечественный автомобиль для малого бизнеса читателям Forbes.
Тест-драйв удалось совместить с благотворительной помощью Первомайскому детскому дому-интернату для детей с ограниченными возможностями. Актер труппы «Гоголь-центра» Никита Кукушкин собрал с помощью фейсбука и своего проекта «Добрый ящик» подарки для 92 детей, которые они просили в своих письмах Деду Морозу. А заодно вещи, обувь, мебель и технику, которая требовалась костромскому интернату или была пожертвована друзьями «Гоголь-центра». В интернат также собрались тридцать волонтеров «Гоголь-School», чтобы провести тренинг с детишками и показать спектакль.
Одной «ГАЗели NEXT» для доставки всего вышеперечисленного не хватало — и ГАЗ предложил заодно протестировать новый пятитонник "ГАЗон NEXT City" — последователя ГАЗ-53, ГАЗ-3308. Итак, перед Новым годом в тест-драйв на 700 км по скользкой дороге отправились актер и сооснователь «Гоголь-School» Илья Ромашко и опытный тестировщик, дальнобойщик Дмитрий Силин.
«ГАЗон NEXT» с двухрядной кабиной и увеличенной базой стоит чуть меньше 1,5 млн рублей, в самой простой комплектации — 1 млн рублей. По документам, «ГАЗон» весит 4,25 тонны, что позволяет ему въезжать в пределы Третьего транспортного кольца в Москве. Грузовик оснащен ярославским дизелем ЯМЗ-5344 объемом 8,7 л мощностью 148,9 л.с. с крутящим моментом 490 Нм. Полная масса с грузом — 8,7 т, объем кузова 15,2 куб. м. Максимальная скорость 110 км/ч. Появился нормальный гидроусилитель руля и ABS. На передней панели с зеленой подсветкой — компьютер с одометром (прибор для измерения числа оборотов колеса) и данными о расходе топлива. Даже в базовой комплектации есть подогрев сидений, зеркал, круиз-контроль и электронные стеклоподъемники. Кроме городской версии «ГАЗона NEXT» в серию с весны 2015 года входит еще и внедорожный аналог - «Садко NEXT» с полным приводом.
«Поколение NEXT было в 1990-е», — намекает на рекламную кампанию Pepsi Илья Ромашко. И действительно, если бы «ГАЗель» добилась схожих результатов 20 лет назад, можно было бы гордиться отечественным автопромом и кидаться в гонку за немецкими гигантами. Но лучше поздно, чем никогда. Автомобиль существенно превосходит предыдущие версии.
«ГАЗель NEXT» оснащена дизельным двигателем Cummins ISF китайского производства, объемом 2,8 л, с максимальной мощностью 149,6 л.с. и максимальным крутящим моментом 330 Нм. Расход топлива при скорости 80 км/ч — 10,3 л, максимальная скорость 130 км/ч. Цены на дизельную «ГАЗель» с двухрядной кабиной начинаются от 1 120 000 рублей, машина не требует специальных водительских прав, кроме категории B. Стандартный тентованный кузов вмещает пять стандартных европоддонов. Из удобств для водителя — подогреваемые сиденья с пятью регулировками, подлокотник, кнопки на руле. Установка подушки безопасности предусмотрена только опционально.
По мнению тестировщика Дмитрия Силина, в условиях кризиса на автомобили марки ГАЗ будет хороший спрос. В первом полугодии 2015 года продажи ГАЗа упали на 26%, но падение всего российского авторынка составило 36%. При этом ГАЗ может рассчитывать на увеличение экспортных продаж. Большинство западных аналогов в 2-3 раза дороже «ГАЗели NEXT».