Найти и обезвредить: как бороться с саботажем на работе

По мнению соучредителя карьерной коучинговой компании SixFigureStart Конни Танасулис-Серрачио, на работе можно столкнуться с тремя типами коллег: “Первые - отличные люди, и вы можете на них положиться, вторые сами не понимают, что делают, и потому совершают ошибки. Третьи же только и думают, как бы вам навредить”.
Тренер по коммуникациям Дэвид Парнелл и автор лекций о карьере Александр Кьерульф согласны, что саботаж на работе - распространенное явление. Признаки таковы: вы не получаете повышения, хотя это должно было вот-вот произойти, руководство общается с вами холодно без причины, некоторые коллеги внезапно от вас отстраняются, или наоборот, кто-то, раньше равнодушный, теперь проявляет доброту.
Эксперты рассказали Forbes, как поступать, если кажется, что вашей карьере пытаются помешать.
Не нужно во всем видеть плохие намерения
Не стоит ожидать от всех подвоха с самого начала. Если коллега вас игнорирует, возможно, он что-то затеял. А может быть, он просто занят, или день у него не задался.
Все имеют право на презумпцию невиновности. Если мы не будем друг другу доверять, культура бизнеса в целом станет удручающей. Вы начнете считать, что коллега пытается саботировать вашу карьеру, до того, как сами попытаетесь сделать хоть что-то.
Будьте начеку
Если на работе происходит что-то странное – например, вам обещали повышение, но этого не произошло, или коллеги вдруг стали вести себя иначе, вы начнете думать, что кто-то хочет вам помешать или заполучить вашу должность.
“Саботаж обычно происходит по плану, у саботирующего должен быть расчет, стратегия и продуманная методология, — говорит Парнелл. — Один из самых действенных способов кому-то навредить — сплетня. К сожалению, согласно неписаным правилам рабочего коллектива, тот, о ком злословят, узнает последним. Лучшая защита от этого – внимательно следить, не вы ли являетсь главным объектом сплетен”.
Верьте в коллег
“Поговорите с сослуживцем, которому вы доверяете, — советует Кьерульф. — И, не клевеща на того, кого подозреваете в диверсии, просто спросите его мнения. Может, ваши догадки совершенно необоснованны и вам повезет это услышать из чужих уст.”
Делайте заметки
Кенни советует записывать все, что происходит, на случай, если дойдет до разговора с начальством или отделом кадров. И не забудьте сохранить письма, имеющие отношение к делу.
Не будьте жертвой
Парнелл считает, что человек, осознавший себя жертвой, должен стать бдительным: так ему удастся сохранить карьеру в безопасности от чужих посягательств. “Один из лучших способов защититься – попытаться расположить к себе других. Чувство вины, сочувствие и симпатия мотивируют, и лучший способ их спровоцировать – подружиться с человеком, который пытается вам помешать, сделать его своим сторонником. На первый взгляд этот метод может казаться сомнительным, но многие сильные державы используют его, чтобы втереться в доверие к врагу и одержать победу.”
Кьерульф предлагает сказать подозреваемому коллеге что-нибудь подобное: “Я заметил, что когда бы я ни писал тебе письма с просьбами о помощи, ты никогда не отвечаешь. А на совещаниях ты всегда критикуешь мои идеи. Мне это не очень приятно, мы же можем об этом поговорить?”
Не мешайте строить карьеру тому, кто мешает вам
Если вы подозреваете кого-то в саботаже, будьте выше этого. “Не будьте человеком, который всем пытается навредить, — советует Кьерульф. — Пусть вашим приоритетом станет помощь коллегам: будьте рядом с ними, давайте советы, подскажите им, как работать лучше и получать при этом удовольствие вне зависимости от того, как они к вам относятся. Если все будут так поступать, мы будем работать в более прибыльных компаниях с жизнерадостной атмосферой в коллективе”.
Идите к руководству или в отдел кадров
Если ничего не помогает, и вы сами не способны решить проблему, обсудите ситуацию с начальством или посоветуйтесь с отделом кадров.
Продумайте пути отступления
Если ситуация становится только хуже, может быть, вам не стоит в этом участвовать. “Умный человек всегда обновляет свое резюме и работает над поиском лучших мест,” – констатирует Танасулис.