Называть бразильского фотографа Себастио Сальгадо «всемирно известным», «живым классиком», вроде бы и верно, но все не то. Лучше Вима Вендерса, снявшего о нем эпический документальный фильм «Соль земли», все равно не скажешь. Впервые взяв камеру в руки в начале 1970-х, Сальгадо в 1979-м стал штатным фотографом Magnum. Он снимал голод и засуху в Африке, трущобы Латинской Америки, жизнь рабочих по всему миру. Скрупулезно собирал материал для собственных книг, каждая из которых становилась событием: «Другие Америки» (1986), «Сахель: человек в беде» (1986), «Сахель: конец пути» (1988), «Рабочие» (1993-1997), «Исход», «Земля» и другие.
Над последней серией «Генезис» Сальгадо работал с 2004 по 2011 годы, объездив более 30 нетронутых цивилизацией мест от пустыни Калахари до Антарктики. Сделал тысячи снимков, 245 из которых вошли в одноименный альбом. Фотограф называет его своим «признанием в любви планете», будущее которой для него не пустой звук: Сальгадо и его жена восстановили большой участок амазонского леса и активно занимаются охраной природы, основав общественную организацию «Институт Земли». Впрочем, гораздо лучше, чем факты биографии, о Сальгадо говорят его фотографии — захватывающие дух эпические картины природы и торжества жизни.
Где посмотреть: Дом-музей Матвея Муравьева-Апостола, Москва, 18 февраля-17 мая (в рамках проводимой Мультимедиа Арт Музеем «Фотобиеннале-2016»).