К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Самые ожидаемые культурные события года: обзор Forbes

Самые ожидаемые культурные события года: обзор Forbes
Главные выставки, концерты и спектакли Москвы и Санкт-Петербурга в 2016 году

Санкции в отношении России и ослабление рубля сказываются на культурной жизни. Выставки и концерты по политическим причинам, как в 2014 году, пока не отменяют, но цены на билеты растут, поскольку контракты с исполнителями заключаются в иностранной валюте. Однако удар по кошелькам любителей театра, кино, музыки и искусства пока отнюдь не разрушительный, и у российской публики остается возможность удовлетворить жажду прекрасного. Концерты, выставки, театральные фестивали и другие интересные культурные события 2016 года — в фотогалерее Forbes.

Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики
Фото Руслана Шамукова·ТАСС

Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики

Масштабная ретроспектива Фриды Кало в петербургском Музее Фаберже, где организаторам удалось собрать более трех десятков живописных и графических работ 1920-1940-х годов и свыше ста фотографий, документирующих жизнь художницы, — первый и один из главных выставочных блокбастеров 2016 года. Большинство ее произведений никогда не покидают Мексики, а появление их на аукционах становятся громкими событиями.

В начале 1980-х Фрида не значилась в искусствоведческих словарях, а авторитетный британский The Oxford Companion to Twentieth-Century Art, называя ее имя одной строкой, направлял читателя к статье о ее муже Диего Ривере. Слава пришла после выхода романа Жана-Мари Гюстава Леклезио «Диего и Фрида» в 1993-м и публикации интимного дневника художницы годом позже.

Фрида Кало — идеальный кинематографический персонаж. Жизнь с постоянной физической болью и алкоголь с наркотиками, которыми она ее заглушала. Многочисленные любовники, любовницы и одна большая любовь, левые взгляды и, конечно, картины на стыке наивного искусства и сюрреализма, от которого она открещивалась вопреки благословлению самого его основателя Андре Бретона.

Где посмотреть: Музей Фаберже, Санкт-Петербург, до 30 апреля.

Генезис. Фотографии Себастио Сальгадо
Фото пресс-службы Мультимедиа Арт Музея

Генезис. Фотографии Себастио Сальгадо

Называть бразильского фотографа Себастио Сальгадо «всемирно известным», «живым классиком», вроде бы и верно, но все не то. Лучше Вима Вендерса, снявшего о нем эпический документальный фильм «Соль земли», все равно не скажешь. Впервые взяв камеру в руки в начале 1970-х, Сальгадо в 1979-м стал штатным фотографом Magnum. Он снимал голод и засуху в Африке, трущобы Латинской Америки, жизнь рабочих по всему миру. Скрупулезно собирал материал для собственных книг, каждая из которых становилась событием: «Другие Америки» (1986), «Сахель: человек в беде» (1986), «Сахель: конец пути» (1988), «Рабочие» (1993-1997), «Исход», «Земля» и другие.

Над последней серией «Генезис» Сальгадо работал с 2004 по 2011 годы, объездив более 30 нетронутых цивилизацией мест от пустыни Калахари до Антарктики. Сделал тысячи снимков, 245 из которых вошли в одноименный альбом. Фотограф называет его своим «признанием в любви планете», будущее которой для него не пустой звук: Сальгадо и его жена  восстановили большой участок амазонского леса и активно занимаются охраной природы, основав общественную организацию «Институт Земли». Впрочем, гораздо лучше, чем факты биографии, о Сальгадо говорят его фотографии — захватывающие дух эпические картины природы и торжества жизни.

Где посмотреть: Дом-музей Матвея Муравьева-Апостола, Москва, 18 февраля-17 мая (в рамках проводимой Мультимедиа Арт Музеем «Фотобиеннале-2016»).

Тони Крэгг. Скульптура и рисунки
Фото Tony Cragg

Тони Крэгг. Скульптура и рисунки

Британскому скульптору Тони Крэггу подвластен практически любой материал: бронза, сталь, дерево, камень, стекло, керамика, пластик и даже штукатурка. Его ранние работы 1970-х годов сделаны из найденных и изобретенных объектов, которые он наделял новыми смыслами и возможностями. Позже, в 1980-е, он организовывал множество объектов разной формы и объема в настенные и напольные композиции, как, например британский флаг из кусочков пластика или огромный топор, сложенный из деревянной мебели и столярных инструментов.

Сейчас Крэгг создает абстрактные скульптуры из металла, бронзы, стекла  и дерева — эти причудливо перекрученные, извивающиеся, как будто плавящиеся органические и антропоморфные формы моментально узнаваемы. Крэгг не просто экспериментирует с материалами и формами, которые не перестают удивлять своим разнообразием и изобретательностью, — он создает из них новую мифологию, как будто заново пересобирая мир из разрозненных элементов. И ему это удается блестяще.

Где посмотреть: Главный штаб, Санкт-Петербург, 2 марта-15 мая

Лев Бакст. Выставка к 150-летию со дня рождения художника
Фото пресс-службы Пушкинского Музея

Лев Бакст. Выставка к 150-летию со дня рождения художника

Как ни удивительно, ретроспективная выставка Льва Бакста состоится в России впервые и объединит в стенах Пушкинского музея около 200 картин, рисунков, театральных костюмов и архивных фотографий художника из российских и западных музеев и частных коллекций.

Живописец, иллюстратор книг, дизайнер интерьеров и одежды, Бакст создал галерею лиц своей эпохи — Александра Бенуа, Василия Розанова, Зинаиды Гиппиус, Андрея Белого, Сергея Дягилева. Он возглавлял художественный отдел журнала «Мир искусства», для которого придумал знаменитую марку с орлом — аллегорию искусства, что «выше всего земного» и «царит надменно, таинственно и одиноко». Именно вызвавший яростные споры критиков «Ужин» Бакста стал своеобразным манифестом русского модерна и собирательным образом женщины ар-нуво — «стильной декадентки  fin de siecle… c таинственной улыбкой а ля Джоконда», как писал о картине философ Василий Розанов.

Но для самого Бакста делом жизни стал театр. Ведущий художник «Русских сезонов» Сергея Дягилева, он был не менее знаменит, чем исполнители и хореографы. Исполненную фантазии и цвета сценографию Бакста обсуждали с тем же пылом, что и животный танец Нижинского.

Где посмотреть: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 7 июня - 4 сентября

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо
Фото Caro images·Anke Teschner·Diomedia

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо

Один из самых значительных проектов года готовит Третьяковская галерея, где осенью пройдет выставка шедевров из постоянной экспозиции Пинакотеки Ватикана. Временной охват — шесть столетий, с XII по XVIII век. В Инженерном корпусе можно будет увидеть Рафаэля, Караваджо, Джованни Беллини, Гверчино, Пьетро Перуджино, Гвидо Рени, Николя Пуссена. Событие совсем нерядовое не только для России: картины покидают стены Музеев Ватикана чрезвычайно редко и неохотно.

Где посмотреть: Третьяковская галерея, Инженерный корпус, октябрь 2016 – 15 января 2017

«Человеческое использование человеческих существ», реж. Ромео Кастеллуччи
Фото Олимпии Орловой

«Человеческое использование человеческих существ», реж. Ромео Кастеллуччи

Воскрешенный Иисусом Лазарь — единственный человек, умерший дважды. Для итальянского режиссера Ромео Кастеллуччи евангельский сюжет в визуальной трактовке Джотто становится отправной точкой для грандиозного театрального и языкового эксперимента. Возвращение к жизни помимо воли — это и есть использование человеческого существа. Но это только одно из направлений в размышлениях Кастеллуччи.

Человек изначально несвободен от языка, сковывающего его подобно савану. И в то же время слово обладает чудесной животворящей силой, квинтэссенцией которой является библейская история. На протяжении полуторачасового действа, разворачивающемся на искусственном языке дженералиссимо, сюжет повторяется пять раз. Язык постепенно становится все более емким, очищаясь от всего лишнего и несущественного и в итоге выкристаллизовываясь в четыре слова, в которых и сосредоточены смыслы человеческого и божественного начал.

Где посмотреть: Электротеатр «Станиславский», 22-24 марта

«Идиот», реж. Константин Богомолов
Фото Вячеслава Прокофьева·ТАСС

«Идиот», реж. Константин Богомолов

К тому, что каждый новый спектакль мизантропа и интеллектуала Константина Богомолова (на фото), режиссера скандальных «Братьев Карамазовых», «Идеального мужа» и «Короля Лира», становится «пощечиной общественному вкусу», уже давно привыкли. Его премьеры — всегда в числе самых ожидаемых и обсуждаемых событий сезона, разделяющих публику на два полярных лагеря. Богомолова смотрят даже те, кто его не любит. По разным причинам — эстетическим, идеологическим или просто потому, что «это издевательство над классикой». Вслед за мхатовскими «Мушкетерами» по роману Александра Дюма Богомолов выпускает премьеру «Идиота» по мотивам Достоевского в «Ленкоме».

Режиссер любит повторять, что экспериментирует с чистой театральностью и зрительским восприятием, в чем, конечно, немного лукавит: любая его постановка — неизменно резкое и едкое политическое высказывание о современности. Впрочем, природа  человека, его страстей и отношений с миром, жизнью и смертью волнует Константина Богомолова ничуть не меньше — «Борис Годунов», «Гаргантюа и Пантагрюэль», «Братья Карамазовы» во многом об этом. Новое обращение к Достоевскому очередное тому подтверждение.

Где посмотреть: Театр «Ленком», апрель

«Осуждение Фауста», реж. Петер Штайн
Фото REUTERS·Maxim Zmeyev

«Осуждение Фауста», реж. Петер Штайн

Большой театр закроет сезон премьерой оперы Гектора Берлиоза «Осуждение Фауста» в постановке Петера Штайна. Знаменитый немецкий режиссер, один из самых последовательных адептов системы Станиславского, известный своей любовью к Чехову и вообще к русской классике, с неизменной тщательностью разрабатывает психологию персонажей, будь то драма или опера. Его трактовка «Кольца нибелунгов», показанная в начале 1980-х на Вагнеровском фестивале в Байройте, считается одной из лучших в  XX веке.

В числе оперных спектаклей Штайна последних лет — «Парсифаль» Вагнера, «Дон Карлос» Верди для Зальцбургского фестиваля, «Нос» Шостаковича в Опере Цюриха и в Римской опере. Два года назад он выпустил «Аиду» Верди в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко — и вот возвращается в Москву с новым монументальным полотном, правда, все же уступающим по размаху 20-часовому драматическому «Фаусту» 2000 года в Ганновере.

Где посмотреть: Большой театр, 22 июля

Русские поэты в проекте «Звезда»
Фото Вячеслава Прокофьева·ТАСС

Русские поэты в проекте «Звезда»

«Гоголь-центр» запускает новый масштабный проект «Звезда» — своего рода театральный сериал-посвящение поэтам Серебряного века. Пять поэтов, пять режиссеров, пять спектаклей. Первая премьера «Пастернак. Сестра моя — жизнь» в постановке Максима Диденко, режиссера феерического мюзикла «Хармс. Мыр» в «Гоголь-центре» и «Идиота» в жанре черной клоунады в Театре Наций, состоится в мае.

Продолжится проект уже в следующем сезоне — в сентябре выйдет спектакль режиссера и хореографа Антона Адасинского «Мандельштам. Век волкодава» с Чулпан Хаматовой в главной роли, а следом — постановка Кирилла Серебренникова (на фото) «Ахматова. Поэма без героя» в исполнении Аллы Демидовой. Он же выпустит оммаж «Маяковский. Люблю», премьера которого планируется уже в 2017 году — как и последнего спектакля серии «Кузмин. Форель разбивает лед» в постановке Владислава Наставшева.

Где посмотреть: «Гоголь-центр», май, осень 2016

Remote Moscow
Фото Михаила Воноткова

Remote Moscow

Проект Remote Moscow немецко-швейцарской театральной компании Rimini Protokoll — это нечто среднее между спектаклем, экскурсией, компьютерной игрой, флешмобом, городским квестом, социальным и психологическим экспериментом.

Ведомые синтезированным голосом в наушниках, 50 его участников — традиционное «зрители» здесь звучит неуместно и старомодно — вместе за полтора часа проходят по определенному маршруту. Город становится большой сценой и, собственно, ведет себя по законам сцены: то развлекает, то ошарашивает неожиданным откровением, то провоцирует, то вообще исчезает, оставляя зрителя наедине с самим собой и собственными мыслями.

Впрочем, ненадолго: взаимодействие между участниками — важная часть драматургии. Проект Remote X уже несколько лет с огромным успехом гастролирует по всему миру, сегодня его география охватывает 21 город. В Россию он пришел в 2014-м, сначала в Санкт-Петербург, а годом позже — в Москву, где было распродано рекорное количество билетов.

Где посмотреть: Москва, май, лето

Земфира
Фото Рамиля Ситдикова·РИА Новости

Земфира

Трехмесячный гастрольный тур Земфиры «Маленький человек» по российским городам и весям завершится большим первоапрельским шоу в Москве. Нет, это не шутка, а вполне себе традиция: по случайности или какой-то своей внутренней логике, раз в восемь лет в этот день Земфира выступает в «Олимпийском» — предыдущие концерты состоялись в 2000-м и 2008-м. Программу она играет с новым составом исключительно иностранных музыкантов и в новом же сценическом образе.

«Маленький человек» — не очередной альбом, как можно было бы подумать (последний, «Жить в твоей голове», вышел три года назад), а название гастрольного тура. А значит, нас ждут знакомые пронзительные хиты, небо Лондона, рассветы, закаты и разгаданная ей, но по-прежнему непостижимая бесконечность.

Где посмотреть и послушать: СКК «Петербургский», Санкт-Петербург, 28 марта; СК «Олимпийский»,  Москва, 1 апреля

Элтон Джон
Фото REUTERS·Darren Staples

Элтон Джон

Сэр Элтон Джон в представлениях не нуждается: легенда, символ, полувековая музыкальная история XX-начала XXI веков во плоти. Он, наверное, и сам уже сбился со счета своих наград и мировых хитов. 5 февраля стартовал его мировой тур с новым, 32-м альбомом Wonderful Crazy Night Tour, с которым британский певец до конца года даст около пятидесяти концертов.

Пожалуй, после осеннего розыгрыша Элтона Джона пранкером, представившимся Владимиром Путиным, главная интрига его остановки в Москве в том, состоится ли все-таки обещанная российским президентом встреча с музыкантом, который решительно настроен поговорить с ним о правах ЛГБТ-сообщества в России. После того инцидента Путин доброжелательно заявлял, что готов обсудить с сэром Джоном любые вопросы, «если их графики совпадут».

Где посмотреть и послушать: Crocus City Hall, 30 мая

Muse
Фото Jerome Brunet·ZUMA Wire·ТАСС

Muse

Muse возвращаются в Россию с единственным концертом в московском «Олимпийском». В июне прошлого года британская группа выпустила новый альбом Drones, седьмой по счету, который моментально завоевал верхние строчки чартов в Великобритании, США и Австралии, а в декабре был номинирован на премию Grammy как лучший рок-альбом 2015-го. Muse соединяют альтернативный рок с электроникой и классикой от Бетховена до Сен-Санса, экспериментируют с симфоническим звучанием.

Тексты фронтмена Мэттью Беллами, называющего себя «левацким либертарианцем», изобилуют метафорами современного общества — гипертехнологичного, атомизированного, теряющего способность к эмпатии (среди книг, в той или иной степени повлиявших на тематику альбомов разных лет — «1984» Оруэлла, «Великая шахматная доска» Бжезинского, «Промывание мозгов: наука о контроле мыслей» Кейтлин Тейлор, «Исповедь экономического убийцы» Джона Перкинса).

Мировой тур в поддержку Drones, стартующий в конце февраля в Париже, станет еще и экспериментом с форматом шоу: сцены будет смонтирована посередине арены, обеспечивая зрителям полный обзор в 360 градусов и новое качество звука.

Где посмотреть и послушать: СК «Олимпийский», 21 июня

Sigur Ros на фестивале Stereoleto
Фото PA Photos·ТАСС

Sigur Ros на фестивале Stereoleto

Хедлайнером юбилейного, пятнадцатого, фестиваля Stereoleto, крупнейшего петербургского опенэйра, станет исландская пост-рок группа Sigur Ros. В их музыке — мистическая, немного отстраненная, красота исландских пейзажей, космос и отголоски древнего эпоса. Она завораживает, уводя в какое-то другое измерение жизни, времени и пространства.

На счету Sigur Ros восемь студийных альбомов, многочисленные саундтреки к нашумевшим фильмам, в числе которых «Ванильное небо» Кэмерона Кроу и «Меланхолия» Ларса фон Триера, а также сотрудничество с известными хореографами Мерсом Каннингемом и Уэйном Макрегором, документальный фильм о самих себе.

Всего 2-3 июля на фестивале выступит порядка сорока артистов со всего мира. Как всегда, организаторы представят молодых перспективных музыкантов, имеющих все шансы стать новыми главными героями российской музыкальной сцены.

Где посмотреть и послушать: ЦПКиО им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург, 3 июля

Sia
Фото REUTERS·Mario Anzuoni

Sia

Популярность к австралийской певице Сие пришла резко и неожиданно — когда она, после долгих и бесплодных попыток сольной карьеры, готова была отказаться от собственных музыкальных амбиций, но остаться «при музыке» в качестве сонграйтера. Она писала для Кристины Агилеры, Бейонсе, Рианны и многих других, параллельно все же работая над своим, пятым по счету, альбомом We Are Born, сингл которого стал саундтреком к сериалу «Дневники вампира».

Немногим позже была баллада My Love для третьей части «Сумерек», а следом записанный с французским диджеем Дэвидом Гетта сингл Titanium 2011 года, возглавивший чарты в пяти странах мира, и наконец — ставшие ее визитной карточной песни Elastic Heart и Chandelier. Долгое время Сия отказывалась петь перед публикой, но в начале 2015 года сдалась, отправившись в тур с альбомом 1000 Forms of Fear. И вот наконец первое долгожданное выступление в России в конце лета с программой вышедшего в январе нового диска This Is Acting — как всегда, предельно эмоционального и пронзительно личного.

Где посмотреть и послушать: Crocus City Hall, 4 августа

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+