К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

10 фильмов и программ «Артдокфеста», которые стоит посмотреть

10 фильмов и программ «Артдокфеста», которые стоит посмотреть
Борис Немцов, секта российских немцев в Мексике и человек, который спас мир от ядерной войны, — на самом крупном российском фестивале документального кино

Девятый «Артдокфест» открывается во вторник, 8 декабря, в московском кинотеатре «Формула кино Горизонт» и санкт-петербургском Angleterre Cinema Lounge. Несмотря на то что Министерство культуры России с 2014 года прекратило финансовую поддержку фестиваля, его география в этом году расширилась — конкурсные показы проходят одновременно в двух столицах, а в октябре программа «Артдокфеста» была представлена на Рижском международном кинофестивале. По словам президента фестиваля Виталия Манского, «Артдокфест» существует прежде всего за счет «очень небольшого» гранта Фонда Михаила Прохорова (в прошлом году фестиваль также провел кампанию по сбору средств на Planeta.ru). В этом году  на «Артдокфесте» с 8 по 16 декабря будет показано 145 фильмов из 19 стран. На какие из них стоит обратить внимание в первую очередь — в фотогалерее Forbes.

«Событие»
Кадр из фильма «Событие» режиссера Сергея Лозницы

«Событие»

Автор сценария и режиссер Сергей Лозница, Нидерланды — Бельгия, фильм церемонии открытия

Один из главных современных европейских документалистов Сергей Лозница в прошлом году представил эпическую кинохронику Евромайдана, а в этом году собрал в полнометражный фильм документальные съемки трех дней августовского путча 1991 года в Ленинграде. Мировая премьера «События» состоялась на Венецианском международном кинофестивале. Билеты на фильм открытия «Артдокфеста» закончились еще на прошлой неделе, так что единственный шанс увидеть его на большом экране — это повторный показ в Большом зале «Горизонта» перед завершением фестиваля.

«Мой друг Борис Немцов»
Кадр из фильма «Мой друг Борис Немцов» режиссера Зоси Родкевича

«Мой друг Борис Немцов»

Автор сценария и режиссер Зося Родкевич, Россия — Эстония, программа «Спецсобытие. Немцов»

Рабочие материалы фильма об убитом в этом году Борисе Немцове, отснятые юной выпускницей Школы Марины Разбежкиной с 2012 года. Не исключено, что фестивалю удастся показать в формате work-in-progress еще один фильм о покойном оппозиционном политике — его снимают немецкие документалисты, телепремьера в Европе намечена на 28 февраля 2016 года, в годовщину смерти Немцова.

«Чеченская семья»
Кадр из фильма «Чеченская семья» режиссера Мартина Сола

«Чеченская семья»

Автор сценария и режиссер Мартин Сола, Франция, конкурсная программа

В этом году на «Артдокфесте» представлено несколько фильмов о Чечне. Один из  них — «Грозный-блюз» швейцарского режиссера Никола Белуччи — руководство фестиваля в последний момент решило снять с показов в России из-за угрозы жизни и безопасности героев. В фильме Белуччи использованы сегодняшние интервью чеченских женщин и любительские видеосъемки 1990-х; после публикации трейлера одна из героинь фильма, правозащитница Таита Юнусова, была похищена из дома своих родственников недалеко от Грозного; Манский в эфире телеканала «Дождь» сообщил о своем обращении к руководству Чеченской Республики и выразил готовность снять фильм с показа, если это поможет спасти жизнь Юнусовой — через несколько часов после эфира похитители отпустили женщину.

Фильм «Чеченская семья» из конкурсной программы, помимо контекста и истории, интересен еще и новаторским киноязыком: половину экранного времени в нем занимает суфийский религиозный танец зикр. Еще один достойный фильм на чеченскую тему (тоже из конкурса)  это «Чечен», работа выпускницы Школы Разбежкиной Беаты Бубенец: история убежденного борца за независимость Чечни, прошедшего вооруженные конфликты в Абхазии и Тирасполе, а теперь воющего в Донбассе на стороне Украины.

«Саламанка»
Кадр из фильма «Саламанка» режиссеров Руслана Федотова и Александры Кулак

«Саламанка»

Автор сценария Ольга Полевикова, режиссеры Руслан Федотов, Александра Кулак, Россия, конкурсная программа

Одно из главных условий регламента «Артдокфеста» — к участию допускаются фильмы со всего мира, но снятые на русском языке. Герои этого фильма говорят на нижнесаксонском наречии, как и их предки — немецкие сектанты-меннониты, поселившиеся в России в конце XVIII века. При этом коммуна меннонитов, представленная в фильме, находится в Мексике. Отборщики фестиваля, однако, решила рассматривать нижнесаксонское наречие как один из национальных языков, распространенных на территории России, — настолько велико было впечатление от художественных достоинств картины.

«Кино — общественное дело»
Кадр из фильма «Кино - общественное дело» режиссера Татьяны Брандруп

«Кино — общественное дело»

Автор сценария и режиссер Татьяна Брандруп, Германия, программа «Наши» 

Главный герой фильма — Наум Клейман, всемирно известный специалист по творчеству Сергея Эйзенштейна и до недавнего момента директор (а по сути, создатель) Музея кино в Москве. С 1989 года музей демонстрировал не доступную прежде советскому и российскому зрителю классику мирового кино. Для многих Музей кино стал важным местом культурного общения. Впоследствии судьба музея, неразрывно ассоциировавшегося с именем Клеймана, сложилась драматично — в декабре 2005 года он при активном участии председателя Союза кинематографистов Никиты Михалкова лишился помещения в Киноцентре на Красной Пресне, а Клейман в результате конфликта с Министерством культуры во главе с Владимиром Мединским в прошлом году лишился должности. «Фильм, среди героев которого и соратники Клеймана, и просто москвичи, становится документальным коллажем, отражающим действительность сегодняшней России», — говорится в аннотации картины.

«Человек, который спас мир»
Кадр из фильма «Человек, который спас мир» режиссера Питера Энтони

«Человек, который спас мир»

Автор сценария и режиссер Питер Энтони, Дания, программа «Наши»

Малоизвестная в России история о том, как офицер Станислав Петров предотвратил Третью мировую войну (до 1993 года информация о подвиге подполковника держалась в секрете). В ночь с 25 на 26 сентября 1983 года мир стоял в шаге от катастрофы: из-за ложного срабатывания советской системы предупреждения о ракетном нападении поступило сообщение о ядерной атаке со стороны США. Подполковник Станислав Петров, заступивший в ту ночь на дежурство на командном пункте  «Серпухов-15», верно проанализировал обстановку и принял решение не наносить ответно-встречный удар. В 2006 году в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке Петрову была вручена специальная награда. Работа над  докудрамой о нем продолжалась 10 лет.

«Алиса в стране войны»
Кадр из фильма «Алиса в стране войны» режиссеров Алисы Коваленко и Любови Дураковой

«Алиса в стране войны»

Авторы сценария и режиссеры Алиса Коваленко, Любовь Дуракова, Польша, программа «Империя. Распад»

Когда на востоке Украины началась война, студентка Киевского национального театра, кино и телевидения отправилась туда с камерой — и попала в плен к сепаратистам. Ее кинодневник лег в основу этого фильма. В программе «Империя. Распад» есть еще два фильма о современной Украине, которые Виталий Манский и программный директор фестиваля Виктория Белопольская советуют не пропустить: «Аэропорт Донецк» (Чехия — США) и польский «Дыббук: сказание о странствующей душе» (фильм посвящен еврейско-украинскому конфликту в городе Умань).

«В поисках Бабеля»
Кадр из фильма «В поисках Бабеля» режиссера Дэвида Новака

«В поисках Бабеля»

Авторы сценария Андрей Малаев-Бабель, Дэвид Новак, Крис Лием, режиссер Дэвид Новак, Украина, программа «Год литературы. В изгнании»

В год 75-летия расстрела Исаака Бабеля его внук Андрей Малаев-Бабель пытается открыть истину и надеется лучше понять силу художественного метода своего деда. Андрей путешествует по Украине, России и Франции; местам, связанным с биографией писателя. После долгих исследований и расспросов Андрей находит материалы НКВД об арестах, пытке и казни деда. Внук Бабеля сам представит фильм московской аудитории.

«До боли», «Давай убежим от нее», «Какого прекрасного сына я родила...»
Кадр из фильма «Давай убежим от нее» режиссера Марчина Кошалка

«До боли», «Давай убежим от нее», «Какого прекрасного сына я родила...»

Режиссер Марчин Кошалка, Польша, программа «Psychologies.doc. Отцы и дети»

Журнал «Psychologies Россия» пятый год подряд представляет на «Артдокфесте» собственную программу авторского документального кино, объединенного одной темой. После показов публика обсуждает фильмы с психологами — экспертами журнала. В этом году самое заметное событие программы — три работы одного из ведущих документалистов мира Марчина Кошалки, который сам будет представлять свое экзистенциальное кино в Москве.

«Дуракам здесь не место»
Кадр из фильма «Дуракам здесь не место» режиссера Олега Мавроматти

«Дуракам здесь не место»

Автор сценария и режиссер Олег Мавроматти, Россия — Болгария — США, программа «От А до А»

Программа «От А до А» — это фильмы-лауреаты прошлых «Артдокфестов» и других российских кинофестивалей. В этом году Манский особо отмечает экспериментальную картину известного художника-акциониста Олега Мавроматти, которая получила награду за «Лучший документальный фильм» на фестивале «Движение-2015» в Омске (примечательно, что в Омске фильм посчитали чересчур смелым для местной аудитории и показали в пустом кинозале только членам жюри).

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+