К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Театр абсурда: как государство и общество борются с искусством

Театр абсурда: как государство и общество борются с искусством
Энтео, Министерство культуры России, "Казаки Петербурга" и другие борцы с современным российским искусством

Министерство культуры России хочет запретить одновременный прокат в кинотеатрах похожих фильмов, лидер движения “Божья воля” Дмитрий Энтео хочет запретить демонстрацию авангардного искусства в московских музеях, “Казаки Петербурга” хотят поправить архитектуру города в соответствии с их убеждениями. Российского обывателя периодически пытаются научить любить искусство по правилам и выбирать только те предметы культуры, что прошли цензуру.

В галерее Forbes – истории последних лет о том кто, как и почему запрещал предметы искусства и культурные события в России. 

Выставка советского авангарда в Манеже
Фото Владимира Вяткина·РИА Новости

Выставка советского авангарда в Манеже

Кто был против: активисты движения «Божья воля»

Причина несогласия: оскорбление чувств верующих

Лидер движения “Божья воля” Дмитрий Цорионов (Энтео) периодически выдает свои убеждения за мнение всех православных. Решив, что выставка советского авангарда «Скульптуры, которых мы не видим», проходившая в Манеже, оскорбляет чувства верующих, Энтео с другими активистами “Божьей воли” 14 августа 2015 года устроили в центре погром.

Цорионова со сподвижниками задержали, но часть работ все равно была повреждена, стоимость их реставрации превышает миллион рублей. Спустя несколько дней активисты еще раз пришли к «Манежу», устроив там пикеты.

14 сентября Московская полиция возбудила уголовное дело по поводу инцидента на выставке в Манеже, за неделю до этого двое активистов «Божьей воли» были привлечены к суду по административной статье “мелкое хулиганство”. Их оштрафовали на 1000 рублей каждого. 15 сентября Тверской суд города Москвы приговорил соратника Энтео и активиста радикальной православной организации «Божья воля» Георгия Солдатова к пяти суткам административного ареста за участие в погроме выставки. Рассмотрение дела самого главы «Божьей воли» Дмитрия Энтео (Цорионова) было перенесено на 22 сентября, поскольку он не явился в суд.

Фильм Андрея Звягинцева «Левиафан»
Фото Sony Classics

Фильм Андрея Звягинцева «Левиафан»

Кто был против: "Ассоциация православных экспертов» и другие православные активисты

Причина несогласия: фильм обвиняли в клевете, оскорблении чувств верующих, антироссийском содержании

Фильм Андрея Звягинцев стал самой обсуждаемой и заметной российской кинолентой последнего времени, был номинирован на “Оскар” и получил премии “Золотой глобус” за лучший фильм и приз Каннского фестиваля за лучший сценарий. За три недели до его выхода в российский прокат православные активисты обратились к министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой запретить показ и распространение кинокартины. 

Глава заполярного поселка Териберка Татьяна Трубилина, где проходили съемки фильма, высказывалась против его показа. «Впечатлений особых нет, мы здесь все алкаши, живущие в собственной помойке. С эстетической точки зрения я против показа, я вообще не знаю, кому этот фильм стоит смотреть» сказала тогда Трубилина.

Самарские депутаты и общественность, возмущенные фильмом, попросили власти города наказать актера Валерия Гришко, исполнителя роли архиерея, за создание «низкопробного клеветнического опуса».

Кроме того, многие склонны относить знаменитое высказывание министра культуры Владимира Мединского «о фильмах про Рашку-Говняшку» к «Левиафану». «В чем я не вижу смысла — это снимать киноленты на деньги министерства культуры, которые оплевывают выбранную власть, даже не критикуют. Это про тех, кто снимает кино по принципу "Рашка-говняшка". Зачем? Какой-то государственный мазохизм», — заявил Мединский на встрече с читателями в Санкт-Петербурге. 

Фильм «Левиафан» должен был открывать программу российского кино на 36-м Московском международном кинофестивале. Но показ не состоялся — из-за ненормативной лексики фильму не было выдано прокатное удостоверение в России. В конце июня 2014 года удостоверение было получено с ограничением по возрасту «18+». 

Постановка оперы «Дети Розенталя» в Большом театре
Фото Руслана Кривобока·РИА Новости

Постановка оперы «Дети Розенталя» в Большом театре

Кто был против: прокремлевское движение “Идущие вместе”

Причина несогласия: оперу сочли порнографией

Сюжеты произведений писателя Владимира Сорокина не раз вызывали критику общественности. Участники прокремлевского движения «Идущие вместе» устраивали несколько акций против Сорокина и его творчества: рвали и сжигали его книги, подавали в суд, требуя признания некоторых мест в произведениях писателя порнографическими.

Оперу «Дети Розенталя» композитора Леонида Десятникова, либретто к которой по заказу Большого театра написал Сорокин, «Идущие вместе» тоже не обошли вниманием. После того, как “порнографией” в Большом заинтересовались члены партии “Единая Россия”, “Идущие вместе" провели акцию протеста против "Детей Розенталя". Комментируя это, в пресс-службе театра признались, что после подписания контракта с Сорокиным руководство Большого “неоднократно подвергалось давлению как партийных организаций, так и отдельных политиков". «Никто из них не был знаком с либретто оперы, написанным Сорокиным, но все они клеймили этот текст как "недостойный сцены Большого театра"», — отмечали в пресс-службе.

В итоге на мировой премере “Детей Розенталя” был аншлаг, а у стен театра –  пикет “Идущих вместе” против “порнографа”. Хотя порнографии на сцене не обнаружилось.

Выставка «Соц-арт. Политическое искусство из России» в Париже
Фото DR

Выставка «Соц-арт. Политическое искусство из России» в Париже

Кто был против: министр культуры в 2004-2008 годах Александр Соколов и зам начальника Росохранкультуры Анатолий Вилков

Причина несогласия: опасения, что выставка станет “тем самым позором для России, за который отвечать нам придется уже по полной»

В 2007-ом эпитет «порнография» от министра культуры РФ Александра Соколова заработал плакат “Эра милосердия” арт-группы “Синие носы”. «Те самые целующиеся милиционеры» (именно они были изображены на плакате) опозорят Россию, если появятся на выставке в парижской галерее «Мезон Руж», — заявил Соколов, объясняя запрет на вывоз всех работ “Синих носов” за рубеж. Выставка «Соц-арт. Политическое искусство из России» была организована Третьяковской галереей и должна была пройти Париже в октябре 2007 года.

Кроме этого, в “черный список” попали работы покойных ныне карикатуриста Вячеслава Сысоева и художника Владислава Мамышева-Монро, несколько работ Марии Константиновой, а также серия плакатов «Слава России» и железная конструкция со встроенными мониторами и картинками от арт-группы ПГ. Конструкция была запрещена из-за картинки, изображавшей возможное китайское нашествие в Москву, пояснял участник группы Илья Фальковский “Огоньку”.

Выставка, лишенная значительной части экспонатов, все же прошла в Париже, вызвав ажиотаж у посетителей и СМИ.

Опера «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета
Фото Александра Кряжева·РИА Новости

Опера «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета

Кто был против: общественные организации, православные активисты, глава Новосибирской митрополии

Причина несогласия: оскорбление чувств верующих 

Премьера оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» прошла 20 декабря 2014 года. Поставил оперу молодой режиссер Тимофей Кулябин. Он перенес действие классической оперы в реальное время, превратив рыцаря в кинорежиссера, снимающего фильм о неизвестном периоде жизни Иисуса Христа, который попадает в грот языческой богини Венеры, где предается плотским утехам. 

Скандал, связанный с оперой, разгорался постепенно. Только в феврале 2015 года глава Новосибирской митрополии Тихон обратился в новосибирскую прокуратуру с обвинением в адрес режиссера постановки и директора театра в «умышленном оскорблении чувств верующих». Митрополит Тихон утверждал, что оперу не видел, а заявление написал по просьбе зрителей, которых возмутил спектакль. Тогда же в Новосибирске прошло так называемое "молитвенное стояние", собравшее свыше тысячи человек.

24 февраля прокуратура возбудила административное дело по статье об умышленном публичном осквернении религиозной или богослужебной литературы и предметов религиозного почитания. Режиссер Тимофей Кулябин и художественный руководитель театра Борис Мездрич обвинялись в умышленном публичном осквернении религиозных символов.

Глава администрации Новосибирской области Владимир Городецкий заявил, что в опере "Тангейзер" в постановке Тимофея Кулябина, вероятно, есть "элементы безнравственности", однако выступил против вмешательства правоохранительных органов в конфликт. В поддержку оперы выступили многие ведущие актеры и режиссеры, а также представители РПЦ и даже министр культуры РФ Владимир Мединский.

10 марта суд в Новосибирске прекратил дело против режиссера Тимофея Кулябина. Сообщение об этом появилось на странице театра в Twitter: "Все, друзья! Мы выиграли! Всем спасибо за поддержку!!!" В действиях директора Новосибирского государственного театра оперы и балета Бориса Мездрича не было обнаружено состава правонарушения.

Однако в спектакль были внесены некоторые изменения. Так, плакат к фильму кинорежиссера Генриха Тангейзера "Венерин грот", где между ног обнаженной женщины изображен распятый мужчина, завесили белой тканью.

В конце марта министр культуры Владимир Мединский сообщил об увольнении Бориса Мездрича с должности директора новосибирского театра. Решение было связано с отказом закрыть «Тангейзер». На его место назначен Владимир Кехман, директор Михайловского театра в Петербурге, который в настоящее время совмещает две должности.

Барельеф с Мефистофелем в Санкт-Петербурге
Фото Сергея Ермохина·ТАСС

Барельеф с Мефистофелем в Санкт-Петербурге

Кто был против: организация «Казаки Петербурга»

Причина несогласия: возмущение тем, что изображение Мефистофеля стало достопримечательностью

26 августа 2015 года несколько прохожих по Лахтинской улице Петербурга увидели рабочего с кувалдой, взобравшегося на крышу “Дома Лишневского”, объекта культурного наследия 1910-х годов. Свесившись с крыши над фронтоном здания, мужчина колотил по знаменитой скульптуре Мефистофеля, украшавшей фронтон с момента постройки дома. Отколовшись, массивная скульптура рухнула на землю.

На следующий день ответственность за снос скульптуры взяла на себя организация «Казаки Петербурга», которая до этого уже не раз устраивала подобные акции в городе: они разбивали стекло музея Набокова, рисовали слово «педофил» на усадьбе писателя, писали оскорбителения на фасаде здания, где проходила выставка галериста Марата Гельмана.

«Дьявола с дома на Петроградке сбили мы, потому что на то имелось несколько причин – главная из них та, что он стал достопримечательностью, специально указывали в видео, в путеводителях, что есть такой казус – напротив церкви висит фигура дьявола, которая не дает установить крест. Нас возмущало то, что эта ужасная легенда, дикая история, фактически стала завлекалкой, приманкой туристов, стала гордостью, получается открытое поклонение сатане», – говорилось в обращении казаков, процитированном Slon (орфографические ошибки в оригинале были исправлены).

Прокуратура завела дело по статье об уничтожении объектов культурного наследия, а разрушенный барьельеф собираются восстановить.

Спектакль «Болотное дело» в «Театре.doc»
Фото Михаила Почуева·ТАСС

Спектакль «Болотное дело» в «Театре.doc»

Кто был против: полиция, сотрудники Центра МВД по противодействию экстремизму, служба пожарной безопасности города Москвы, арендодатель, специалист по твердому мусору

Причина несогласия: несоблюдение театром правил пожарной безопасности

6 мая 2015 года в московском «Театр.doc» состоялась премьера спектакля «Болотное дело», посвященный годовщине протестной акции 6 мая 2012 года, поставила спектакль режиссер Елена Гремина по пьесе драматурга Полины Бородиной, пьеса была создана на основе документов и интервью с задержанными и их родственниками. Накануне премьеры, 5 мая, генеральный прогон спектакля посетили полицейские и сотрудник Центра МВД по противодействию экстремизму (центра «Э»). «Интересовались завтрашней премьерой «Болотного дела», – написал тогда в фейсбуке художественный руководитель театра Михаил Угаров. Режиссер спектакля Елена Гремина рассказала в комментарии изданию Meduza, что сотрудники правоохранительных органов «сфотографировали театр внутри», записали ее телефон и ушли. «Сказали, сигнал от руководства», - отметила она.

Через несколько дней в театре прошла проверка пожарной безопасности, в результате которой были обнаружены нарушения. После прокуратура завела на руководство театра административное дело. В течение нескольких дней в театр приходили также другие представители властей. Как писал Михаил Угаров, Театр.doc посетили: «прокурор, МЧС-ник, специалист по твердому мусору, участковые – два, ФСБ-шник, угрозыск (тяжкие телесные). Всего 6 часов вопросов (допроса)». 28 мая с «Театром.doc» был расторгнут договор аренды, и театр был вынужден покинуть особняк XVIII века в районе площади Разгуляй, который занимал с октября 2014 года.

Официальных комментариев со стороны властей не было, но представители театра уверены, что гонения на театр связаны именно с премьерой «Болотного дела».

В мае Елена Гремина в интервью «Интерфаксу» заявила, что надзорный орган ищет основания для закрытия театра. «Я была вызвана в прокуратуру, где от меня потребовали представить наши уставные документы. Сейчас они будут пытаться закрыть нас, найдя какие-нибудь несоответствия в наших документах. Им не удалось задавить нас экономически — значит, будут действовать юридическими методами», — рассказывала Гремина.

В июле 2015 года театр на краудфандинговой платформе Planeta.ru собрал 425 900 рублей на админиcтративные расходы. Сезон 2015/2016 театр открыл по новому адресу - Малый Казенный пер., 12. И продолжает работу в прежнем режиме.

Спектакль “Болотное дело” будет показан 23 сентября, 19 октября, 28 октября.

Выставочные проекты Icons, «Родина» Марата Гельмана
Фото Руслана Шамукова·ТАСС

Выставочные проекты Icons, «Родина» Марата Гельмана

Кто был против: РПЦ, движение «Народный Собор», депутат Виталий Милонов

Причина несогласия: оскорбление чувств верующих

У галериста Марата Гельмана большой опыт борьбы с цензурой. В октябре 2012 года в Новосибирске было перенесено на неопределенный срок открытие его проекта "Родина" из-за обеспокоенности региональных депутатов и представителей общественности содержанием экспонатов. Также выставку просил запретить Красноярский Минкульт. Главное беспокойство депутатов вызывало то, что на выставке будет представлена "всякая дрянь, которая унижает честь и патриотическое достоинство русского народа". 

Тогда же в Санкт-Петербурге была отменена выставка Icons Марата Гельмана. Работы более 60 художников и скульпторов, представивших современный взгляд на иконы, до этого успешно выставлялись в Перми. Полгода спустя Icons все-таки добралась до Петербурга. Нападки на выставку Гельмана не пугали. «Плохо то, что на выступления мракобесов реагирует власть. Когда город поддерживает их протесты, они чувствуют свою силу. Но данный случай показал, что цензуры, слава Богу, не случилось», - подчеркнул галерист в интервью газете «Аргументы и факты»

В июне 2013 года после череды скандалов Марат Гельман был уволен с поста директора ПЕРММ. Основной причиной своего увольнения куратор также назвал цензуру. В 2014 году он переехал в Черногорию. 

Фильм «Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана»
Фото Major Studio Partners

Фильм «Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана»

Кто был против: Федеральное агентство по культуре и кинематографии

Причина несогласия: фильм содержал материалы, которые “некоторое количество зрителей” могли воспринять как уничижающие “некоторые национальности или религии”

Комедия Саши Барона Коэна про жизнерадостного казахского журналиста в США стала лидером американского проката в ноябре 2006 года и возмутила официальный Казахстан, который запретил прокат фильма на своей территории. Из солидарности с соседом в российском Госкино тоже решили не выдавать «Борату» прокатного удостоверения. Начальник отдела госрегистра Юрий Васючков объяснил, что фильм “содержит материалы, которые некоторому количеству зрителей могут показаться уничижительными в отношении некоторых национальностей или религий». Так фильм от Коэна стал первым, не разрешенным к прокату в России из-за возможных «национально-уничижительных» мотивов. До этого запрещали только порнографию. 

Через шесть лет Казахстан простил “Бората”: оказалось, что лента сыграла только на руку — фильм сильно увеличил поток туристов в государство. Со времени его появления на экранах казахские власти выдали в десять раз больше въездных виз. «Я благодарен «Борату» за то, что он привлек туристов в Казахстан», — сказал министр иностранных дел республики Ершан Касычанов агентству Tengrinews.

Оренбургский танец «Пчелки и Винни Пух»
Фото DR

Оренбургский танец «Пчелки и Винни Пух»

Танец "Пчелки и Винни Пух” школьной студии из Оренбурга Kredo стал поводом для срочно собранного совещания с участием сотрудников управления культуры и искусства в мэрии города. К тому времени, как чиновниками было принято решение о создании межведомственной комиссии, которая проверит работу детских творческих коллективов города, видео "Пчелок и Винни Пуха”, выложенное на YouTube, собрало более 3 млн просмотров (сегодня их более 27 млн). Проверку ролика начал Следственный комитет, а представитель регионального СК заявил, что «в самих танцах несовершеннолетних усматриваются признаки состава преступления по статье УК России «Развратные действия».

На видео, выложенном в интернет 12 апреля 2015 года, девушки 14-19 лет в костюмах пчел выступают в стиле тверк или бути-дэнс. Для танца характерны движения бедрами. Тверку подростков начали обучать в конце 2014 года по просьбе девочек и их родителей, но после первой постановки было решено прекратить занятия, объяснила СМИ руководитель Kredo Виктория Яковенко. Номер с "пчелками" она назвала неудачным опытом, хотя родители девушек-исполнительниц, заявили, что их "все устраивает".

По итогам проверки, длившейся месяц, управление Следственного комитета по Оренбургской области отказалось возбуждать уголовное дело. Было решено, что элементов эротики и порнографии танец не содержит, признаков халатности в работе руководства школы и развратных действий в отношении несовершеннолетних следователи тоже не нашли.

Фото Замира Усманова·ТАСС
Выставка картин Николая Устьянцева, написанных кровью
Фото DR

Выставка картин Николая Устьянцева, написанных кровью

Кто был против: Управление Роспотребнадзора по Свердловской области

Причина несогласия: санитарные правила

Молодой уральский художник Каменска-Уральского Николай Устьянцев более 10 лет профессионально занимается живописью, его графика часто выставлялась в галереях города и он считался одним из самых талантливых местных художников. До тех пор, пока не решил использовать новый материл в виде краски. Тогда он рассказывал, что «кровь может передавать самые разные оттенки и чувства». На одну работу у художника уходит полтора стакана крови. 

В 2012 году Устьянцев готовился к открытию персональной выставки в одной из художественных галерей. Но эпидемиологи посчитали кровавые картины негигиеничными и запретили выставлять их на всеобщее обозрение.

Фильм «Номер 44»
Фото Worldview Entertainment

Фильм «Номер 44»

Кто был против: Минкульт РФ

Причина несогласия:  "искажение советской истории"

Американский фильм «Номер 44» должен был выйти в российский прокат 16 апреля 2015 года, но за два дня до премьеры компания «Централ Партнершип» отказалась от демонстрации триллера в связи с требованием Министерства культуры России. В обнородованном заявлении для прессы говорилось о недопустимости проката картины «Номер 44» и «подобного рода фильмов» в преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, а также «искажении исторических фактов и своеобразных трактовок событий до, во время и после Великой Отечественной войны, а также образов и характеров советских граждан той исторической эпохи». Министр культуры России Владимир Мединский выпустил отдельное заявление, в котором высказал мнение о необходимости «поставить точку в череде бесконечных шизофренических рефлексий о самих себе», а фильмы, подобные «Номеру 44», в России «не должны выходить в массовый кинопрокат, зарабатывая на нашем кинозрителе, ни в год 70-летия Победы, ни когда бы то ни было еще». В то же время он отметил, что министерство не будет «скрывать от народа» фильм и при первой возможности разместит его для всеобщего просмотра на собственном портале ведомства Сulture.ru. Правда, на сайте этого фильма до сих пор нет. Фильм также был снят с проката во многих бывших странах СССР — в Белоруссии, на Украине, в Киргизии, в Казахстане, Узбекистане и др.

Картина шведского режиссера Даниэля Эспиносы снята по книге Тома Роба Смита "Ребенок 44", сюжет которого навеян делом маньяка Андрея Чикатило. В первом в трилогии детективе о приключениях агента госбезопасности и ветерана Второй мировой войны Льва Демидова рассказывается о разворачивающейся в 1953 году охоте на маньяка и врагов народа. 

Книга «ФСБ взрывает Россию», Александр Литвиненко и Юрий Фельштинский
Фото DR

Книга «ФСБ взрывает Россию», Александр Литвиненко и Юрий Фельштинский

Кто был против: прокуратура РФ

Причина несогласия: книга попала в федеральный список экстремистских материалов

Книга «ФСБ взрывает Россию» рассказывает о взрывах домов в 1999 году. Авторы книги — бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко и историк Юрий Фельштинский — считают, что серию взрывов жилых домов в стране организовали российские спецслужбы. Кроме этого, в книге содержатся утверждения о связях ФСБ РФ и преступных группировок.

Позже по материалам книги и о ее авторах было снято несколько документальных фильмов под названиями «ФСБ взрывает Россию», «Покушение на Россию», «Памяти убитого Литвиненко».

29 декабря 2004 года в рамках операции "Вихрь-Антитеррор" были арестованы 4 000 экземпляров книги. 12 января 2015 года Хорольский районный суд Приморского края признал экстремистским материалом электронную книгу «ФСБ взрывает Россию», размещенную в сетевой библиотеке «Альдебаран». Запись об этом решении 12 мая 2015 года появилась в федеральном списке экстремистских материалов.

Выставка «Тайны инквизиции»
Фото Diomedia

Выставка «Тайны инквизиции»

Кто был против: Генпрокуратура

Причина несогласия: выставка пропагандировала насилие и жестокость

"Уникальная коллекция масок позора, пояс целомудрия, колыбель иуды, стул ведьмы, знаменитый "испанский сапог", живописные полотна, изображающие моменты мучений", - сообщал рекламный баннер, приглашающий тюменцев на выставку-коллекцию более 50 точных копий орудий пыток времен инквизиции, которая проходила в тюменском музее имени Словцова с конца февраля 2012 года. Спустя месяц по требованию Генеральной прокуратуры она была закрыта.

В ведомстве посчитали, что "экспозиция пропагандировала насилие и жестокость». «Это вызвало негативную реакцию у ряда общественных организаций", — объясняли тогда в прокуратуре. Экспонаты белорусского коллекционера посчитали не имеющими отношение к культуре и даже опасными для детей с несформировавшейся психикой и взрослых с психическими отклонениями и суицидальными наклонностями.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+