К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Формула миллионов: русские и доллары в новом сезоне «Формулы-1»

Формула миллионов: русские и доллары в новом сезоне «Формулы-1»
Квят в Red Bull Racing, спасение команды Marussia, переговоры с Ротенбергом, новый контракт Хэмилтона и другие сюжеты нового сезона «Формулы-1»

Чемпионат мира «Формулы-1» 2015 года начнется в Австралии: 15 марта в Мельбурне состоится первый этап нового сезона. По сравнению с прошлым годом пелотон недосчитается двух машин — обанкротилась команда Caterham. Прямо сейчас на грани разорения находятся еще три команды: участие в международном первенстве становится дороже с каждым годом, а спонсоры продолжают уходить из чемпионата. Зимой казалось, что из-за финансовых проблем на старт в Австралии выйдет всего 12 пилотов из шести команд: это стало бы антирекордом «Формулы-1». К счастью, небольшим гоночным коллективам удалось найти деньги на продолжение выступлений — а значит, «Формула-1» останется вершиной мирового автоспорта и главным гоночным зрелищем на планете. По крайней мере, пока.

В преддверии Гран-при Австралии Forbes собрал ключевые события прошедшего межсезонья и выделил главные тренды предстоящего чемпионата.

Российский гонщик в чемпионской команде
Getty Images

Российский гонщик в чемпионской команде

Сезон-2015 пилот из Уфы Даниил Квят проведет в Red Bull Racing – команде, которая привела к чемпионским титулам Себастьяна Феттеля и не знала поражений с 2010 по 2013 год. Россиянин пошел на повышение после успешного дебюта в прошлом году: за рулем Toro Rosso Квят пять раз попадал в очковую зону и стал одним из самых ярких новичков сезона. В составе Red Bull Racing Даниилу предстоит заменить Феттеля – задача, достойная чемпиона. Очевидно, переход Квята привлечет к телеэкранам множество российских болельщиков – никогда прежде пилот из России не попадал в столь выигрышные условия.

В данный момент Red Bull Racing остается одной из богатейших команд современной «Формулы-1». Да, по уровню расходов конюшня уступает Mercedes AMG и Ferrari, но ирония в том, что непосредственно на подготовку к сезону и постройку болида Red Bull Racing может потратить больше остальных. Команда экономит на зарплатах пилотов: если Хэмилтон, Феттель и Райкконен получают десятки миллионов долларов, то недавние новобранцы Риккардо и Квят довольствуются сотнями тысяч. По мнению консультанта Red Bull Racing Хельмута Марко, приглашение Даниила способно повлиять на весь рынок пилотов «Формулы-1»: если чемпионская команда способна найти гонщика дешевле миллиона долларов, то зачем конкурентам платить кому-то 20 млн? Предсказанного Марко обвала зарплат пока не произошло, но вот факт: грамотная политика Red Bull Racing по выращиванию молодых пилотов внутри коллектива принесла свои плоды. Остается одно: дождаться от Квята нужного результата. Побед.

Убытки Гран-при России
ТАСС

Убытки Гран-при России

Второй в истории Гран-при России «Формулы-1» на Сочи Автодроме состоится 11 октября в 14:00 – на один день и один час раньше, чем в 2014-м. После вечерней церемонии закрытия Олимпийских игр генеральный промоутер чемпионата мира Берни Экклстоун хотел провести второй Гран-при России ночью, но у организаторов этапа не нашлось денег на освещение трассы. В результате гонка сохранила традиционный график, а устроители Гран-при из компании Центр «Омега» сэкономили несколько миллионов долларов.

Ежегодный взнос сочинской гонки за право проведения национального этапа «Формулы-1» составляет, по разным оценкам, от $40 до $60 млн – при этом сумма растет на 10% каждый год. Контракт заключен на семь лет, а значит, к 2020 году размер платежа вплотную приблизится к $100 млн за гонку – и это при полной невозможности Гран-при России зарабатывать на спонсорах. По условиям контракта, всеми рекламными сделками на время проведения Гран-при в Сочи заведует британская компания Allsport Management, которая входит в один холдинг с «Формулой-1». Таким образом, единственным источником дохода для организаторов российской гонки остается продажа билетов. Примечательно, что билеты на ближайший Гран-при России не продаются до сих пор – тогда как право посещения других гонок «Формулы-1» можно свободно приобрести в интернете.

Деньги на проведение национального этапа «Формулы-1» выделяет бюджет Краснодарского края и федеральное правительство. Без этих вливаний Центр «Омега» не смог бы выполнять взятые обязательства – по оценке независимого агенства Deloitte & Touche, убытки организаторов только за один Гран-при должны составлять $55 млн. В данный момент компания-промоутер продолжает подготовку ко второму этапу на Сочи Автодроме ценой других соревнований. Запланированное на май авиашоу Red Bull Air Race отменили, так как Центр «Омега» не справился с задачей обеспечить безубыточность мероприятия.

Чудесное спасение Marussia
Getty Images

Чудесное спасение Marussia

Осенью прошлого года команду «Формулы-1» Marussia объявили банкротом: гоночный коллектив пропустил три последних этапа чемпионата мира, а имущество конюшни пошло с молотка. Владелец и основной инвестор Marussia Андрей Чеглаков утратил контроль над командой – к тому моменту компания накопила долги на сумму $30 млн, и Чеглаков не пожелал с ними расплачитваться. Тем удивительнее, что в стартовом листе 2015 года вновь фигурирует имя Marussia. Впрочем, российский бизнес в этом проекте уже не участвует. Команду выкупил консорциум британских предпринимателей, куда вошли владелец энергетической компании Ovo Energy Стивен Фитцпатрик и бывший руководитель сети супермаркетов Sainsbury’s Джастин Кинг. Один только Фитцпатрик намерен вложить в возрождение команды $45 млн личных сбережений – капитал Ovo Energy в сделке не участвует.

На осколках Marussia предприниматели решили построить национальную британскую команду – с инженерами и пилотами из Соединенного Королевства. Конюшню даже хотели переименовать в Manor, но затем бизнесмены узнали: призовые за сезон-2014 выдают только тем, кто не менял название. В случае Marussia речь идет о $47 млн – сюда вошла доля команды от глобальных доходов «Формулы-1» и продажи трансляций телекомпаниям. Названная сумма заставила Фитцпатрика с Кингом повременить с «обританиванием» команды и сохранить бренд Marussia.

Разумеется, большая часть призовых уйдет в качестве выплаты по кредитам – однако оставшиеся $62 млн позволят команде продержаться до конца сезона. О результатах говорить не приходится: пока конкуренты строили новые машины, Marussia боролась за выживание и не думала модернизировать прошлогоднюю технику. Успехом для команды станет банальный финиш.

Чемпион на миллион
Getty Images

Чемпион на миллион

Действующий чемпион мира Льюис Хэмилтон справедливо считается главным претендентом на победу в новом сезоне: в активе британского спортсмена природный талант, быстрейшая машина и превосходная команда инженеров, которая мгновенно решает любые проблемы с болидом. Как и в прошлом году, основная борьба за титул развернется между Хэмилтоном и его партнером по Mercedes AMG Нико Росбергом – автомобили этой команды слишком быстры, чтобы позволить кому-то из конкурентов вклиниться в спор за первое место.

В то же время, давление на Хэмилтона заметно усилилось. Льюис известен тем, что его выступления зависят от взаимоотношений с близкими и от ситуации в семье: после громкой ссоры с отцом в 2011-м спортсмен заметно потерял форму и начал устраивать необязательные столкновения с соперниками чуть ли не в каждой гонке. В то время британец приезжал на Гран-при в одиночестве, без родственников и без друзей, которые могли бы его поддержать. Стоило Хэмилтону возобновить отношения с отцом и помириться со своей давней подругой, певицей Николь Шерзингер, как результаты пошли на лад. Весь сезон-2014 за Льюисом ездила «команда поддержки» — и пилот выигрывал гонки одну за другой. В феврале 2015-го Хэмилтон и Шерзингер расстались. Так созданный семьей «кокон» вокруг пилота оказался разрушен.

Еще один довод против Льюиса — это переговоры о новом контракте, которые британец ведет самостятельно. В прошлом году Хэмилтон отказался от услуг специализированного агенства и стал «сам себе менеджером»: теперь торги о сумме зарплаты спортсмен ведет лично. По слухам, Льюис запросил у Mercedes AMG £150 млн за три года – невероятная сумма, в несколько раз перекрывающая гонорар любого другого пилота «Формулы-1». Отказать Хэмилтону команда просто не может: руководитель гоночного коллектива Тото Вольфф опасается давить на своего пилота. Австриец слишком хорошо знает, как негативные эмоции сказываются на Льюисе, и не хочет компрометировать команду, подавляя гонщика перед первым этапом.

В Ferrari появился Феттель
Getty Images

В Ferrari появился Феттель

Переход четырехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля в Ferrari – главный трансфер «Формулы-1» минувшего межсезонья. На новое место немец принес свою фирменную организованность и упорство: похоже, для успеха Ferrari недоставало именно дотошности Феттеля. Харизма и результативность Себастьяна способна усилить команду сама по себе – а когда в гонщике видят нового Шумахера и сразу нарекают спасителем команды, мотивация сотрудников возрастает многократно.

Впрочем, для подъема Ferrari существуют и другие причины. В прошлом году Scuderia переманила множество инженеров из соперничающих команд: теперь в команде работают представители практически всех конкурирующих конюшен, что дает Ferrari возможность применить лучшие наработки со всего пелотона. На разработку машины для сезона-2015 гоночный коллектив потратил сотни миллионов долларов – на выходе получился самый сложный и технологичный болид в истории команды. Позитивный отзыв от пилотов уже получен: гонщики отметили улучшившуюся управляемость и бережное отношение к шинам – те самые аспекты, которых так не хватало Ferrari прошлых лет.

Привилегированное положение скудерии дает команде практически неограниченный бюджет: с $400-миллионной расходной ведомостью Ferrari способна не только использовать самые передовые технологии, но и постоянно дорабатывать машину – роскошь, недоступная менее богатым конкурентам. Форму итальянцев оценил и действующий чемпион: по признанию Льюиса Хэмилтона, Ferrari станет самым грозным соперником Mercedes AMG в 2015 году.

Lotus возвращается в борьбу
Getty Images

Lotus возвращается в борьбу

Возвращения Lotus ждали все: у команды слишком богатая история и фанатская база, чтобы прозябать на десятых-двенадцатых местах. В провале прошлого сезона команда обвинила мотористов из Renault: силовые установки французской фирмы уступали агрегатам Mercedes-Benz 80 лошадиных сил. Перед чемпионатом-2015 Lotus сменила поставщика моторов на Mercedes. Результаты не заставили себя долго ждать: на зимних тестах пилоты команды Роман Гросжан и Пастор Мальдонадо регулярно числились в группе лидеров.

Но спортивный подъем Lotus сопровождается глубоким финансовым кризисом. Команда накопила долги на сумму $120 млн, а спонсоры, которые могли бы помочь конюшне расплатиться с кредиторами, массово уходят в другие команды. Так, бренд дезодорантов Rexona переметнулся в Williams, а компания Coca-Cola просто не стала продлевать контракт – и с понтонов болидов исчезли логотипы энергетического напитка Burn.

Основным инвестором «Лотуса» остается государственная нефтяная компания Венесуэлы PDVSA: предприятие спонсирует венесуэльского гонщика Пастора Мальдонадо. Если правительство социалистической республики решит перенаправить $40 млн из «Формулы-1» в национальную экономику, Lotus может остаться без крупных спонсоров – что грозит банкротством команды и распродажей имущества. Пожалуй, спасти Lotus смогут только победы – на что-то меньшее потенциальные спонсоры просто не клюнут.

Индийцы на грани краха
Getty Images

Индийцы на грани краха

Единственная команда «Формулы-1» из Индии находится в глубочайшем кризисе. Бизнес основного владельца Force India Виджая Малльи распадается на части: авиакомпания Kingfisher давно не совершает регулярных рейсов, а индийский суд выписал несколько ордеров на арест бизнесмена. Совладелец команды и компаньон Малльи Субрата Рой Сахара находится под стражей с февраля прошлого года: магната обвиняют в уклонении от уплаты налогов. На таком фоне коммерсантам явно не до «Формулы-1»: в январе гоночный коллектив не мог расплатиться с поставщиками, из-за чего дебют машины для нового сезона оказался сорван. Болид Force India для чемпионата-2015 появился позже других и не успел пройти полную тестовую программу: аналитики предсказывают регулярные поломки и результаты в конце пелотона.

Пилот Force India Нико Хюлькенберг уже начал искать альтерантивные варианты трудоустройства: в наступающем сезоне немец совместит выступления в «Формуле-1» со стартом в легендарном марафоне 24 часа Ле-Мана. Напарник Хюлькенберга Серхио Перес остается верен Force India: покровитель мексиканца Карлос Слим Элу исправно финансирует гоночный коллектитв через принадлежащие ему телекоммуникационные фирмы Telmex и Claro, однако этих денег все равно недостаточно – для успешных выступлений в «Формуле-1» необходимы не десятки, а сотни миллионов долларов.

В отсутствие денег команда готова на любые авантюры: так, менеджмент Force India ведет переговоры о контракте третьего пилота с российским спортсменом Сергеем Сироткиным. Москвич интересен команде как человек, способный принести деньги – выступления Сироткина финансирует программа «СМП Рейсинг», принадлежащая российскому бизнесмену Борису Ротенбергу. Согласится ли Ротенберг спасать гибнущую Force India в обмен на контракт для Сироткина, пока неясно – однако сам факт переговоров с российскими инвесторами, которым в «Формуле-»1 традиционно не доверяют, говорит об отчаянном положении команды.

Возвращение Honda
Getty Images

Возвращение Honda

Новый автопроизводитель приходит в «Формулу-1» впервые с 2002 года. Тринадцать лет назад в чемпионате мира дебютировала Toyota, на сей раз в международное первенство приходит Honda. Разумеется, назвать Honda полноценным новичком нельзя: японский производитель не раз участвовал в Гран-при и даже выставлял заводскую команду, однако в конце 2008 года компания покинула «Формулу-1» – и с тех пор не заикалась о возвращении. В 2015-м моторы Honda вновь окажутся на стартовой решетке: японские двигатели получит команда McLaren.

Точная сумма инвестиций Honda в «формульный» проект не называется – известно лишь, что силовые агрегаты достаются McLaren бесплатно, а японская компания не просто конструирует моторы, но и выступает спонсором команды из Уокинга. Для теряющей спонсоров McLaren это сотрудничество стало финансовым спасением. Правда, в спортивном отношении все куда хуже. На тестах двигатели Honda постоянно ломались, а масштабная модернизация, которая могла бы исправить положение, запрещена регламентом «Формулы-1»: по правилам, совершенствовать силовую установку можно только в строго оговоренных областях. Прямо сейчас Honda заметно уступает конкурентам из Renault, Ferrari и Mercedes-Benz. Наблюдатели сомневаются даже в том, сможет ли японский мотор дотянуть до финиша Гран-при – альянсу McLaren-Honda предрекают многочисленные сходы по техническим причинам.

Место ценой $20 млн
Getty Images

Место ценой $20 млн

Самая актуальная финансовая новость Формулы-1: команда Sauber продала два места в кокпите трем разным гонщикам. А потом уволила того, кто обещал заплатить меньше других. Не повезло голландцу Гидо ван дер Гарде: его спонсорский пакет перебили более денежные Фелипе Наср с Маркусом Эрикссоном – по слухам, последний гарантировал команде $20 млн. В результате Sauber отстранила ван дер Гарде несмотря на существование контракта, который гарантировал Гидо место призового пилота. Команда даже не потрудилась сообщить спортсмену об увольнении: гонщик узнал о том, что потерял место, из официального пресс-релиза.

Карьеру ван дер Гарде финансирует его тесть Марсель Боекхоорн – богатейший человек Нидерландов и владелец компании по произодству одежды McGregor. В 2013 году McGregor уже заплатила команде Caterham €12 млн за то, чтобы Гидо провел в «Формуле-1» полный сезон. После этого пилот стал резервистом Sauber – это соглашение заключили также благодаря деньгам Боекхоорна. Контракт призового пилота на 2015 год голландец подписал летом: намного раньше, чем свои договоры заключили Эрикссон с Насром.

Зимой ван дер Гарде подал на команду в суд и выиграл. Судьи в Швейцарии и Австралии обязали Sauber соблюдать взятые обязательства и предоставить место Гидо. Гоночный коллектив оказался в патовую ситуации: отстранение любого из гонщиков грозит новым судом и возможным банкротством – в команде признали, что без денег спонсоров Насра и Эрикссона коллектив не пережил бы минувшую зиму. Чтобы избежать последствий, Sauber остается только пропустить Гран-при Австралии – в противном случае они нарушат закон. Как команда планирует выступать в дальнейшем, до сих пор неясно.

Williams – темная лошадка с небольшим бюджетом
Getty Images

Williams – темная лошадка с небольшим бюджетом

Команда Williams – настоящая темная лошадка предстоящего чемпионата. В распоряжении британского коллектива лучший на данный момент двигатель Mercedes-Benz, конструктор Пэт Симондс, выигрывавший титулы с Шумахером и Алонсо, а также один из самых недооцененных пилотов нынешнего поколения Вальттери Боттас. С таким багажом Williams способна замахнуться на победы в гонках. Против команды играет недостаточно большой бюджет и статус частного коллектива, из-за которого обновления силовой установки будут запаздывать по сравнению с моторами основной конюшни Mercedes AMG.

Чтобы справиться с «Мерседесами», Williams должен построить идеальное шасси и не допускать ошибок в тактике. Получится ли это у некогда чемпионского коллектива – большой вопрос. Боттас пока не боролся за титул на высшем уровне, а лучшие годы его напарника Фелипе Массы давно позади: бразилец еще может претендовать на подиумы, но гонок «Формулы-1» спортсмен не выигрывал уже шесть лет. Williams с бюджетом в диапазоне $110-150 млн против намного более богатых Ferrari и Mercedes AMG – одна из ключевых интриг нового сезона. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+