К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Шпионское кино: 10 самых интересных фильмов про спецслужбы

Шпионское кино: 10 самых интересных фильмов про спецслужбы
Психология агентов спецслужб — востребованная тема в современном кинематографе

Тема спецслужб и психологии их агентов стала одной из самых востребованных в том кинематографе новейших времен, который балансирует на грани между коммерцией и серьезностью. Многие из таких фильмов приобрели славу громких. Вот десятка самых интересных картин про спецслужбы, созданных в новом тысячелетии. Примечание: бондиану мы не брали, хотя она тоже стала весьма серьезной и реалистической, поскольку за ней тянется шлейф завиральной игры в шпионский жанр, а сам Бонд до сих пор воспринимается не как реальный, а как пародийный спецагент.

«Шпионские игры»

«Шпионские игры»

В оригинале: Spy Game

Режиссер: Тони Скотт, Германия – США – Япония – Франция, 2001

Триллер, в котором опытный разведчик учит молодого особой шпионской морали (персонаж Роберта Редфорда — героя Брэда Питта), и эта мораль сводится к любимой пословице советского начальства «лес рубят – щепки летят». Это значит: операция – все, люди – ничто. В особенности бескорыстные помощники ЦРУ в странах враждебного мира (от третьего до ГДР), вроде местных прогрессивных диссидентов, которыми жертвуешь, словно пешками, продолжая считать себя благородным интеллигентом. И еще: никакой дружбы. Засыпавшийся шпион – отрезанный ломоть. Даже для такой страны как Америка.

«Тайные агенты»

«Тайные агенты»

В оригинале: Agents secrets

Режиссер: Фредерик Шендерфер, Франция-Италия-Испания, 2004

Фильм с Венсаном Касселем и Моникой Белуччи – про несчастье пойти в «джеймсбонды». Их подставляют, продают во имя высших целей. Одна из мыслей фильма: сотрудники спецслужб не властны бросить свою профессию. Уйти из нее можно лишь ногами вперед — уничтожат свои же.

«Сириана»

«Сириана»

В оригинале: Syriana

Режиссер: Стивен Геген, США, 2005

Драма с Джорджем Клуни и Мэттом Дэймоном о том, что спецагенты – наивные марионетки. Фильм утверждает, что всей деятельностью ЦРУ на Ближнем Востоке руководит нефтемафия. Как говорит в фильме один прожженный агент персонажу Клуни – честному цэрэушнику, который двадцать лет занимался на Ближнем Востоке нефтяными играми: «Вы наконец-то начинаете понимать, что всю вашу карьеру вас использовали. Но вы и сейчас не знаете, для чего именно».

«Ложное искушение»

«Ложное искушение»

В оригинале: The Good Shepherd

Режиссер: Роберт Де Ниро, «Добрый пастырь», США, 2006

Драма Роберта Де Ниро (оказавшегося неплохим учеником своего главного режиссера Мартина Скорсезе) о создании и внутренней жизни ЦРУ. Ничего романтического – сплошная зависимость от всего и вся. Тотальная несвобода. Главная идея Де Ниро, привлекшего суперзвездный состав (Дэймон, Джоли, Туртурро etc., сам Де Ниро тоже играет): работа в спецслужбах гибельна для их сотрудников, их близких и даже случайных любовников-любовниц. Попасть в разведчики – наибольшее несчастье, какое только может случиться с человеком. Разведчики – самые одинокие люди на свете, потому что никому довериться не могут: они всегда обязаны предполагать, что коллега и вчерашний сокурсник по элитарнейшему Йельскому университету может оказаться «кротом», двойным агентом. Единственный друг, с которым можно раз в десять лет тайно встретиться, посочувствовав один другому и оказав важные лично тебе (но не опасные для твоей страны) информационные услуги – это главный враг: советский шпион-профи, которого изображает Олег Штефанко. Среди суперагентов враждующих государств, при всем их соперничестве, существует негласный кодекс чести. Кстати, персонаж Филипа Сеймура Хофмана в «Самом опасном человеке» тоже беспощадно одинок.

«Жизнь других»

«Жизнь других»

В оригинале: Das Leben der Anderen

Режиссер: Флориан Хенкель фон Доннерсмарк, Германия, 2006

Обладатель «Оскара» за лучшую неанглоязычную картину 2006-го — фильм о психологическом сломе, который в 1984 году, незадолго до начала еще никем не предвиденной перестройки, переживает капитан «Штази» — восточногерманского КГБ, спецслужбы с самой развитой системой стукачей. Этот капитан – искренний сторонник социалистического строя и ревностный исполнитель — получает задание денно и нощно прослушивать разговоры известного писателя, которого заподозрили в диссидентстве. И неожиданно для себя начинает сочувствовать тем, за кем шпионит. В конечном счете это вновь фильм о том, насколько скудна (в том числе и в финансовом смысле), одинока жизнь спецагента – от того его и прельщает богатая событиями и свободой жизнь других.

«После прочтения сжечь»

«После прочтения сжечь»

В оригинале: Burn After Reading

Режиссеры: Итан и Джоэл Коэны, США, 2008

Сатира на спецслужбы с невероятным количеством суперзвезд (Клуни, Брэд Питт, Френсис Макдорманд, Джон Малкович, Тильда Суинтон) – особый фильм в нашем перечне, поскольку его единственная и жестко выраженная мысль: все спецагенты – особенно из ЦРУ, но из ФСБ тоже — клинические идиоты.

«Совокупность лжи»

«Совокупность лжи»

В оригинале: Body of Lies

США-Великобритания, 2008

Режиссер: Ридли Скотт

Фильм, обобщающий все гадости спецслужб и личной жизни их агентов. По Ридли Скотту, хороший агент – это циник, презирающий все представления о морали. Главный конфликт фильма не между хорошим персонажем Леонардо Ди Каприо и мусульманским террористом, достойным звания Усамы № 2. А между персонажем Ди и его шефом из Лэнгли. Слоган фильма: «Не доверяй никому. Лги каждому». Вот что утвеждал сам Ридли Скотт: «Персонаж Ди Каприо действительно верит, что может что-то изменить в жизни. Но главной его слабостью становится совестливость. Ты просто не можешь испытывать угрызений совести, если занимаешься именно этой работой – в спецслужбах. Как только тебе становится совестно за содеянное, ты уже больше не нужен, не пригоден. С этих самых пор ты представляешь угрозу как для самого себя, так и для своей организации».

«Шпион, выйди вон»

«Шпион, выйди вон»

В оригинале: считалочка Tinker Tailor Soldier Spy

Режиссер: Томас Альфредсон, Франция-Великобритания-Германия, 2011

Лучшая и умнейшая, наряду с «Самым опасным человеком» Корбайна, драма о спецслужбах – не зря обе сняты по романам Джона Ле Карре и обе иностранцами – голландцем и, в данном случае, шведом, обладающими взглядом со стороны. Фильм про британскую службу МИ-6 изумителен уже тем, что в нем снялся цвет британской актерской мужской школы: Гэри Олдмен, Джон Херт, Колин Ферт, Бенедикт Камбербетч, Том Харди, Марк Стронг. Британской борозды не испортили появившиеся в эффектных эпизодических ролях Константин Хабенский и Светлана Ходченкова. Сквозь филигранно запутанный сюжет просматривается главная тема фильма: беспредельное одиночество (а в итоге и финансовая нищета) честных сотрудников спецслужб. Верить нельзя никому.

Каждый коллега может оказаться предателем. А может, копает под тебя по заданию начальства, которое в тебе засомневалось. Оступился, провалился — выпутывайся сам. В итоге у большинства агентов нет семей, ведь и жена может быть кем-то подослана. И опять-таки удивительный поворот: фильм, действие которого происходит в начале 1970-х, как это ни странно, отдает дань уважения Холодной войне. Да, противостояние двух систем, железный занавес. Но для шпионов, если верить фильму, времена были более ясными.

Существовал четкий враг. Но и кодекс взаимного поведения. Подставляли, убивали, перевербовывали друг друга – но соблюдая правила игры. В фильме есть занятный эпизод, когда сотрудники МИ-6 – той самой секретной службы Ее Величества, агентом которой является и Джеймс Бонд, — со своими женами и подругами празднуют Рождество. Пиком вечеринки становится момент, когда на сцене появляется Санта Клаус в маске Ленина и все начинают петь гимн Советского Союза. Ведь сотрудники МИ-6 в каком-то смысле благодарны противнику – тому, кто дает им работу. Отношение к врагу — родственное. Враги — понятнее своих-окружающих.

«Мебиус»

«Мебиус»

В оригинале: Mobius

Режиссер: Эрик Рошан, Франция-Бельгия-Люксембург, 2013

Шпионский триллер, пытающийся соответствовать новым политическим реалиям. Забавно уже то, что на одном пятачке сталкиваются Тим Рот, моднейший после «Артиста» Жан Дюжарден, популярные Сесиль Де Франс и Эмили Дюкенн, а также наши Алексей Горбунов, Владимир Меньшов, Дмитрий Назаров и Максим Виторган, причем Дюжарден и Рот тоже изображают русских, а персонаж Виторгана (это шутка такая?) носит фамилию Собчак, которая для него теперь и впрямь не чужая. Занятен ход, что новый директор ФСБ собирает компромат на банкира, который и пробил для него высокий пост (в итоге банкир – Тим Рот — просит политического убежища в Великобритании, и становится очевидным, что хотя действие развивается сейчас, создатели фильма отчасти использовали историю Бориса Березовского). Фильм выходит на тему, которая стала главной во всех лучших шпионских драмах: агенты – самые разнесчастные из людей, себе не принадлежат и верить никому не могут.

«Шпионские игры»

«Шпионские игры»

Сериал

Режиссеры разные, Россия, 2004-2008

Нельзя не упомянуть и наш сериал с Игорем Костолевским в главной роли. Не видел его целиком, но отдельные серии весьма неплохи. Не «Совокупность лжи», конечно, но тем не менее. Известна фраза «два мира – две системы». Но если верить этому фильму и всем перечисленным иностранным, то там, где спецслужбы, мира, может, и два, но система одна.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+