Своей популярностью парижский прокат электромобилей обязан мэру Парижа Бертрану Деланоэ. В 2009 году он решил провести конкурс на создание в городе сети проката электромобилей Autolib. Зачем мэру это было нужно? Забота об экологии, мобильность горожан и гостей столицы, ну и много других приятных бонусов вроде пополнения городской казны.
Победителем стала Bollore Group миллиардера Венсана Боллоре. Компания к этому моменту уже разработала новые аккумуляторы — они позволяли практически удвоить дальность поездки электромобиля, а батареи больше не угрожали взрывом при подзарядке.
Bollore Group была готова щедро инвестировать в Autolib — $265 млн, не считая почти $2 млрд на разработку новаторской батареи и ежегодных трат по $1000 за каждое парковочное место. Bollore Group предложила горожанам минимальный тариф на аренду. А четырехместный электромобиль Bluecar — его и сдают в прокат — Bollore Group сделала с итальянской Pininfarina. Среди заказчиков этого тюнингового ателье сплошь Ferrari и Maserati.
Итак, вы в Париже и хотите воспользоваться прокатом Autolib. Что вы получаете?
Bluecar — это машина с 30-киловаттным электродвигателем (41 л. с.), который разгоняет малютку до 130 км/ч, запас хода без подзарядки — 250 км. Все машины снабжены GPS-навигатором.
Автомобиль совершенно бесшумный, и, естественно, никаких выхлопных газов. Но есть проблема: отсутствие кондиционера. Он расходует слишком много энергии, а значит, сокращает запас хода Bluecar.
Ежедневно клиенты Autolib совершают до 12 000 поездок. И это не только благодаря дешевой аренде. Особенность Autolib — в гибкости возврата. Ты не должен возвращать машину туда, где арендовал ее. И не должен доплачивать за смену адреса парковки.
Сейчас в парке прокатных электрокаров Bluecar — 3000 автомобилей на 1000 пунктов аренды. В городе к тому же 4800 устройств для зарядки — помимо клиентов проката ими могут за отдельную плату воспользоваться все желающие. Устройства полностью автоматизированы и на самообслуживании. В городе приходится по одному на четыре парковочных места, в пригороде — на шесть.
Каждый пункт проката укомплектован устройством для зарядки электромобиля и терминалом с сенсорным экраном, регистрирующим прокат. А в самой машине — в нижней части приборной панели — есть большая синяя кнопка. С ее помощью водитель может связаться с оператором и зарезервировать парковку в точке назначения. Эта система позволяет избегать ситуации, когда в одних районах пункты проката пустуют, а в других перегружены.
У автоматической парковки есть, пожалуй, одно слабое место. Трудно проследить, в каком состоянии клиент вернул автомобиль в пункт аренды. Так что иногда салон электрокара бывает не убран, а на кузовах остаются вмятины и царапины.
Тариф: стоимость проката зависит от длительности абонемента. Доступ к системе на год обходится в €120 и дает право получасовой аренды электрокара за €5,5. Абонемент на месяц стоит €25, но получасовая аренда чуть дороже — €6,5. Парижане считают, что это очень выгодно.