К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Торги без сабельных атак: что происходит на рынке Фаберже

Торги без сабельных атак: что происходит на рынке Фаберже
В Лондоне открылась «русская неделя», когда четыре аукционных дома проводят торги русского искусства. Хедлайнером торгов традиционно становятся изделия Фаберже. Forbes Life изучил ситуацию на рынке

Sotheby’s в этот раз проводит торги онлайн, с 1 по 9 июня, Christie’s устраивает живой аукцион 7 июня, 9 июня открываются торги Bonhams, 10 июня — MacDougalls.

Подводя итоги 2020 года, генеральный директор аукционного дома Christie's Гийом Серутти охарактеризовал рынок русского искусства как «небольшой и очень устойчивый, сопоставимый с рынком антикварных книг или исламского искусства». Устойчивость русского рынка объясняется его локальностью, замкнутостью, узким кругом продавцов и покупателей.

Традиционным хедлайнером русских торгов выступают изделия Фаберже. За последние полгода в мире Фаберже произошло два громких события — сенсационно высокая продажа на аукционе и скандал на выставке в Эрмитаже. Forbes Life выясняет, как эти события отразятся на рынке.

 

Сенсация на торгах: Фаберже сменил американское гражданство и не вернулся в Россию

В декабре 2020 года на русских торгах Sotheby’s (русскую неделю дважды в год проводят четыре аукционных дома — Sotheby’s, Сhristie’s, Bonhams и MacDougalls) с большим успехом, трижды превысив эстимейт, была продана коллекция из работ Фаберже из собрания Бруклинского музея. Например, ваза «Балетта» из дымчатого кварца работы мастера Михаила Перхина, подаренная великим князем Алексеем Александровичем балерине Элизе Балетта из Михайловского театра, ушла за £934 000. Мировой рекорд на изделие Фаберже, когда-либо проданное на аукционе, удерживает яйцо-часы Ротшильда, cозданное в 1902 году Михаилом Перхиным и ушедшее с молотка в 2007 году за £8 980 500. Покупателем часов стал Александр Иванов, создатель музея Фаберже в Баден-Бадене. В 2014 году часы-яйцо Ротшильда президент Путин подарил в собрание Эрмитажа.

 

А в ноябре 2020 года в Эрмитаже открылась выставка Фаберже, многие предметы для которой были представлены из собрания Александра Иванова. В январе 2021 арт-дилер и коллекционер Андрей Ружников обвинил музей в том, что в одном ряду с «прекрасными экспонатами из собраний Эрмитажа, Павловска и Петергофа оказались вульгарные новоделы», то есть подделки. Результаты проведенного внутримузейного расследования Эрмитаж сформулировал так: «исследование предметов … выявило богатую историю бытования вещей, наличие многочисленных реставраций, починок, переделок, добавлений. Довольно ясно выявилась разница между двумя типами реставрации — музейной и коммерческой. Все эти результаты не противоречат в целом атрибуциям владельцев, но ставят их в зависимость от документальных, исторических и искусствоведческих аргументов».

Никакие скандалы и внешний шум не способны отвлечь коллекционеров от главного — от качества вещи

О том, как эти события отразятся на рынке Фаберже, Forbes Life рассказали руководители русских отделов аукционных домов и арт-дилеры. По мнению главы русского департамента аукционного дома Christie’s Алексея Тизенгаузена, никакие скандалы и внешний шум не способны отвлечь коллекционеров от главного — от качества вещи. «Там, где есть рынок — а у Фаберже живой, активный рынок коллекционеров из разных стран, — возникают и разговоры о подделках, будь то старые мастера, китайский фарфор, антикварное золото, антикварное серебро», — рассказал Алексей Тизенгаузен.

Качество и сохранность предмета — главные критерии его оценки. В случае с Фаберже большую роль играет императорский провенанс: всякий раз, когда на рынке оказываются работы, принадлежавшие царской семье или выполненные мастерами для подарков, которые Романовы делали во время многочисленных визитов, цены увеличиваются на порядок.

 

Например, в собрании Александры Анастасии Гамильтон, герцогини Абернкорнской, потомка ветви Романовых и поэта Пушкина, — брошь Фаберже с эмалью и бриллиантом работы Михаила Перхина, которую Николай II и Александра Федоровна взяли с собой в путешествие в Дармштадт в августе 1899 года для императорских подарков. Эстимейт — £12 000-18 000.

Алексей Тизенгаузен обращает внимание на пару подсвечников с эмалью гильоше и горным хрусталем с клеймом мастерской Генриха Вигстрема, изготовленных по заказу Леопольда де Ротшильда, увлеченного коллекционера Фаберже.

Самым дорогим лотом летней сессии торгов Фаберже на Christie’s обещает стать керамическая ваза, украшенная драгоценными камнями и серебром, подаренная американскому тренеру и наезднику Чарльзу Таннеру Императорским московским обществом поощрения рысистого коннозаводства в 1912 году. Эстимейт вазы — £150 000-250 000.

Охотники за Фаберже

Арт-дилер Андрей Ружников не видит в предстоящих торгах поводов для «сабельных атак». «Народ готов покупать. Рынок оживает после пандемии, коллекционеры стремятся потрогать, пощупать, оценить предметы вживую. Русские вещи продаются бодро. Но нужные свежие, выдающиеся работы, которые не были на рынке 50-60 лет, с музейным провенансом, хорошей выставочной историей — тогда и цены будут высокими, как при продаже коллекции из Бруклинского музея. Но такие лоты — редкость для русского рынка», — говорит Андрей Ружников.

 

Пока цены на Фаберже остались на прежнем, добруклинском уровне. Дарья Христова, глава русского отдела Bonhams, считает это вполне закономерным: «Если посмотреть на эстимейты аукционных домов на изделия Фаберже в данный момент, то они вполне в пределах последних лет. Цена формируется в зависимости от провенанса, состояния вещи и ее редкости». По мнению Дарьи Христовой, предметы с императорским провенансом или дипломатические подарки членов царской семьи не так часто появляются на торгах и всегда вызывают большой интерес, но тем не менее не меняют весь уровень цен на рынке.



Sotheby's. Инкрустированная драгоценными камнями печать Фаберже из авантюрина в золотой оправе, около 1890, эстимейт: £10 000–15 000.
Sotheby's

Sotheby's. Инкрустированная драгоценными камнями печать Фаберже из авантюрина в золотой оправе, около 1890, эстимейт: £10 000–15 000.

Sotheby's. Брошь Фаберже из платины, золота и бриллиантов, мастер Альберт Хольстрем, 1908–1917, эстимейт: £20 000–30 000,
Sotheby's

Sotheby's. Брошь Фаберже из платины, золота и бриллиантов, мастер Альберт Хольстрем, 1908–1917, эстимейт: £20 000–30 000,

Christie's. Фигурка слона с башенкой из обсидиана, украшенная золотом, драгоценными камнями и эмалью работы Михаила Перхина.  Эстимейт — £70 000-90 000.
Christie's

Christie's. Фигурка слона с башенкой из обсидиана, украшенная золотом, драгоценными камнями и эмалью работы Михаила Перхина.  Эстимейт — £70 000-90 000.

Christie's. Пара золотых подсвечников, украшенная эмалью гильоше и горным хрусталем. Фирма Фаберже, клеймо мастерской Генриха Вигстрема, 1908-1917 годы.
Christie's

Christie's. Пара золотых подсвечников, украшенная эмалью гильоше и горным хрусталем. Фирма Фаберже, клеймо мастерской Генриха Вигстрема, 1908-1917 годы.

Christie's. Керамическая ваза с клеймом Императорского Строгановского училища, 1903 год, £150 000-250 000.
Christie's

Christie's. Керамическая ваза с клеймом Императорского Строгановского училища, 1903 год, £150 000-250 000.

Сhristie's. Серебряная рамка для фотографий с эмалью гильоше, клеймо мастера Виктора Аарне, 1899-1904, эстимейт £80 000-120 000.
Christie's

Сhristie's. Серебряная рамка для фотографий с эмалью гильоше, клеймо мастера Виктора Аарне, 1899-1904, эстимейт £80 000-120 000.

Bohnams. Серебряный ларец с эмалью. Мастер Юлиус Раппорот, 1899-1904. Эстимейт £55 000-65 000.
Bohnams

Bohnams. Серебряный ларец с эмалью. Мастер Юлиус Раппорот, 1899-1904. Эстимейт £55 000-65 000.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+