К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Куда бежать, что смотреть: какие выставки откроются после московского «музейного локдауна»

Куда бежать, что смотреть: какие выставки откроются после московского «музейного локдауна»
22 января обещают снять ограничения на проведение мероприятий в выставочных пространствах Москвы. Forbes Life выяснил, что подготовили музеи к долгожданному открытию

«Музейный локдаун» был введен московскими властями еще 13 ноября. Меры ограничения касались проведения всех культурных мероприятий в выставочных пространствах — закрыться пришлось как временным выставкам, так и постоянным музейным экспозициям. В отличие от театров и киноцентров, под приказ Министерства культуры, который последовал после распоряжения Мэрии Москвы, попали практически все крупные частные и государственные музеи. В том числе и площадки федерального значения. Такие как Третьяковская галерея и ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Пережив два месяца карантина, музеи планировали открыться уже 15 января. Но в последний момент ограничения продлили еще на неделю. Откроются ли все выставочные залы после 21 января, пока точно не известно (на момент публикации текста новой информации о продлении действия ограничений не сообщалось — Forbes Life). Но в воздухе уже витает надежда на результаты массовой вакцинации, а работники сферы культуры и поклонники искусства ждут, что двери музеев все-таки распахнутся уже на этих выходных.

Московский музей современного искусства
Елена Елагина, «Детское», 1987·Elena Yelagina. The Childish, 1987

Московский музей современного искусства

Из-за неожиданного указа, опубликованного в ноябре, многие выставки пришлось закрыть сразу после их открытия: так случилось с ретроспективой Игоря Макаревича и Елены Елагиной в ММоМА на Гоголевском бульваре. В 2020-м выставка была доступна посетителям только два дня и теперь будет продлена организаторами. Зрители смогут увидеть весь спектр творчества культового дуэта, неразрывно связанного с практиками московского концептуализма.

В отделении музея на Петровке продолжится выставка одного из ключевых российских наивных художников — Павла Леонова. Там же откроется выставка Андрея Гросицкого «Вещность» — проект обещают показать сразу после снятия ограничений.

Заместитель директора ММоМА Алексей Новоселов рассказывает, что несмотря на внесенные карантином изменения, работа музея продолжалась в активном режиме: «Благодаря опыту, который мы аккумулировали за время первого локдауна, команда музея смогла оперативно реализовать множество инициатив, касающихся уже открытых выставок. В первую очередь речь идет об онлайн-программах к проекту «Зазеркалье Павла Леонова» и ретроспективе Игоря Макаревича и Елены Елагиной «Обратный отсчет». Наши зрители получили доступ к онлайн экскурсиям, интервью с художниками и кураторами, дискуссиям в прямых эфирах».

Во второй половине года музей планирует показать монографические выставки Харифа Гузмана, Олега Целкова, Ивана Плюща, а также специальный проект, приуроченный к юбилею 65-летию театра Современник.

Музей Москвы

Музей Москвы

Масштабная выставка «ВХУТЕМАС 100» открылась в Музее Москвы в 2020 году аккурат к столетию создания в Москве художественных мастерских. Проект пришлось закрыть на время введения ограничений, но музей продолжил активно развивать просветительскую программу в режиме онлайн. Сразу после снятия локдауна «ВХУТЕМАС 100» должен продолжить работу, а значит зрители все же увидят работы, созданные студентами знаменитой школы.

Повествование проекта строится вокруг каждого отдельного факультета мастерских, а произведения расположены в залах с говорящими названиями — Полиграфический, Архитектурный, Скульптурный, Живописный, Текстильный. Впечатляет здесь количество институций, принявших участие в подготовке проекта — от Третьяковской галереи до Британки (БВШД).

Мультимедиа Арт Музей
Sandy Skoglund. Gathering Paradise © 1991 Sandy Skoglund Предоставлено: Paci contemporary gallery (Brescia — Porto Cervo, IT)

Мультимедиа Арт Музей

До введения ограничений МАММ на Остоженке успел показать зрителям новый Календарь Pirelli-2021, снятый в этот раз Паоло Роверси, и две выставки молодых художников в рамках совместной программы со Школой Родченко — Артема Голощапова и Ксении Цыкуновой.

В ближайшем будущем музей планирует открыть сразу несколько новых проектов, запланированных еще до введения зимних ограничений. В том числе здесь покажут проект легендарной американской художницы Сэнди Скогланд — яркой представительницы tableau photography или «постановочной» фотографии. Задолго до повсеместного распространения Photoshop Скогланд конструировала свои сюрреалистичные инсталляции, которые и принесли ей мировую славу. На выставке представят и одну из самых известных серий — «Радиоактивные кошки», повествующей о мире после атомной катастрофы.

Также МАММ покажет проекты ярких представителей современной московской художественной сцены — Паруйра Давтяна и Валерия Чтака.

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Билл Виола. Четыре работы из серии «Мученики». Фото: Кира Перов·Студия Билла Виолы

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

В январе ГМИИ им. Пушкина планирует показать выставку, приуроченную к 75-летию собственного отдела нумизматики. В главном здании музея представят монеты, медали, ордена и нагрудные знаки, а часть экспозиции будет посвящена отдельным коллекционерам, чьи собрания стали основой для этой части коллекции Пушкинского.

Уже весной поклонников современного искусства ждет большой подарок — в марте музей покажет большую выставку одного из самых ярких представителей послевоенного искусства Билла Виолы. Удивительно, но факт — выставка станет первым крупным показом работ мастера видеоарта в России. На выставке будет представлено около 20 работ Виолы, созданных автором на протяжение 14 лет, начиная с 2000-го года.

В главных залах музея покажут три работы художника — масштабные инсталляции «Огненные женщины», «Квинтет изумленных» и четыре работы из серии «Мученики». Последнюю из них Виола делал специально для демонстрации в лондонском соборе Святого Павла.

Государственная Третьяковская галерея
Алла Урбан. Вопрос, 2018-2019. Металлические шпильки, красная нить. 200x300x270 см. Собственность автора, Москва

Государственная Третьяковская галерея

В Третьяковской галерее за время локдауна смонтировали несколько новых выставок. Пока концерн «Крост», один из попечителей музея, помогал заменять ливневые стоки на крыше здания на Крымском валу, здесь подготовили новую редакцию экспозиции эпохи авангарда: от «Купания красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина до «Черных квадратов» Казимира Малевича (впервые Третьяковка показывает два квадрата 1915 и 1929 годов).

В залах — почти вся музейная коллекция Татлина, две только что отреставрированные работы Бурлюка, три работы Пиросмани, Волков, Лентулов, Шагал, Экстер, Гончарова, Ларионов, Кончаловский. Рядом ждут нового открытия выставка Андрея Красулина «Без названия» и проект Аллы Урбан «Из железа в каплю света» — абстрактная металлическая скульптура и видео, снятое на руинах покинутых деревень. Тут же — первая по-настоящему представительная ретроспектива Роберта Фалька, 200 работ из 19 музейных и 24 частных собраний.

Музей современного искусства «Гараж»

Музей современного искусства «Гараж»

В «Гараже» продолжается вторая Триеннале, объединяющая около 80 современных художников со всей России. Название Триеннале этого года — «Красивая ночь всех людей» — заглавие книги математика Романа Михайлова. Монография, написанная на кодовом языке RN, представляет собой 38 страниц причудливого графического лабиринта.

Новые выставки «Гараж» планирует открыть в конце марта. Зрителям представят крупные групповые проекты «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена» и «Настоящее время, несовершенный вид».

Музей АРТ4
Александр Повзнер, Лодка, 2009

Музей АРТ4

Музей АРТ4 открывает групповой проект, посвященный ситуации чрезвычайного положения, объединяя рассуждения об апокалиптических сценариях развития. В экспозиции будет представлены знаковые работы российских художников. В том числе проект арт-группы AES+F «Дефиле», где художники сопоставляют образ красоты и образ смерти.

Ирина Корина покажет фрагмент проекта «Неизвестное конечно», где для создания витражей художница использовала фотографии Чернобыльской АЭС, метрополитена в Харькове и других памятников масштабной советской архитектуры. Молодой художник Илья Федотов-Федоров впервые покажет свою новую трехканальную видеоинсталляцию, которая перекликается с его проектом Museum of rituals, представленном в Амстердаме и Маастрихте в 2019 году. Также на выставке покажут работы Дмитрия Венкова, Данилы Ткаченко, Павла Милякова, Александры Карелиной и других авторов.

Центр Вознесенского 

Центр Вознесенского 

В Центре Вознесенского продолжится проект «Закрытая рыбная выставка. Реконструкция», созданный Яном Гинзбургом и Димой Хворостом вместе со студентами Школы «База». Благодаря яркой концептуальной идее — реконструкции знаменитого проекта Игоря Макаревича и Елены Елагиной — выставка имела большой резонанс и с успехом проходила в Центре еще до объявления об ограничениях.

На конец месяца здесь запланирована премьера спектакля «Берегите ваши лица», созданного по итогам исследовательской программы Лаборатории по изучению творчества Любимова и ВШЭ. В центре проекта — легендарный спектакль, запрещенный, но все же трижды показанный в начале 1970-х годов. Основой постановки послужили найденные варианты пьесы Вознесенского, а также переписка цензурных ведомств, которая еще раз подтверждает резонансное отношение органов власти к этому тексту.

Музей AZ

Музей AZ

В музее AZ на 2-й Тверской-Ямской до начала февраля показывают рождественский проект «Благая весть», созданный Татьяной Черновой. На трех этажах музейного здания художница вместе с куратором Полиной Лобачевской и дизайнером Геннадием Синевым выстроила устремленную вверх, словно адажио Маши и Принца из «Щелкунчика», елку. Работы — живопись в технике гризайль, гобелены, — разместились по кругу,  подобно специально созданным елочным шарам. На первом этаже звучит Чайковский, на втором — Вивальди, на третьем — барокко.

Музей русского импрессионизма

Музей русского импрессионизма

Для Музея русского импрессионизма наступивший год станет юбилейным — здесь продлят закрытую из-за карантина выставку Сергея Виноградова «Нарисованная жизнь». В экспозиции — более 60 живописных работ, собранных из крупных частных собраний не только в России, но также в Белоруссии и странах Прибалтики.

Ближайшая смена экспозиции намечена здесь на апрель. Проект «Охотники за искусством» расскажет истории цепких коллекционеров, охотившихся за произведениями модернизма в эпоху застоя.

Еврейский музей и центр толерантности

Еврейский музей и центр толерантности

В Еврейском музее продлят выставку «Дом для машин. Бахметьевский и другие гаражи» — по стечению обстоятельств она успела проработать для посетителей только пару недель после открытия.

Отдавая дань собственному месторасположению, музей показывает эпоху 1920-1930-х с точки зрения истории московского гаража. И если «Дом — машина для жилья», как говорил сам Ле Корбюзье, то модернизм и индустриальная эстетика нашли одно из своих канонических воплощений в архитектуре московского гаража.

Музей «Собрание» на Солянке
Трубецкой П.П. Натурщица (Дуня), 1900

Музей «Собрание» на Солянке

В частном музее, основанном бизнесменом Давидом Якобашвили, за время локдауна открыли авторский блок скульптора-анималиста Николая Либериха, дополнили коллекцию графики Александра Орловского и выставили еще несколько работ Евгения Лансере.

После плановой реставрации и настройки в экспозицию вернулся уникальный самоиграющий инструмент роялофон-пианомелодика. Роялофон заводят во время тематической экскурсии по самоиграющим музыкальным инструментам.

Одна из новых программ посвящена камнерезному искусству. А к Международному дню ювелира (31 января) музей готовит экскурсии, посвященные русской ювелирной школе в залах Художественного металла и стекла.

И главное ближайшее событие — в феврале «Собрание» запускает  цикл мероприятий, посвященных 155-летию скульптора-импрессиониста Паоло Трубецкого. Ко дню рождения художника 15 февраля музей откроет выставку его работ. На сегодня коллекция работ Трубецкого, собранная Давидом Якобашвили, — крупнейшая в мире.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+