К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Вместо тренингов личностного роста: почему новый мультфильм Pixar «Душа» понравится даже взрослым

Pixar
Pixar
Зачем нужны тренинги Тони Роббинса, когда можно посмотреть новый мультфильм Pixar «Душа» — доброе кино о смысле жизни, счастье и мотивации. В прокате с 21 января

Мультфильмы Pixar давно превратились в отдельный вид искусства, отличный по духу и почерку от работ коллег из Disney. В то время как транснациональный гигант, впитывающий в себя, как губка, все больше и больше компаний, старается зрителю лишний раз подмигнуть и скормить что-то знакомое и понятное, его дочерняя компания не боится смелых и даже опасных, с точки зрения коммерции, экспериментов. За последние десять лет в Pixar особенно разошлись: первыми вывели в авангард принцессу-феминистку, которую сама всех спасает («Храбрая сердцем»), придумали мультик про структуру личности и психологические травмы («Головоломка»), под шутки и веселые песни поболтали о смерти («Тайна Коко») и даже первыми решились добавить в детский мультфильм ЛГБТК-персонажа («Вперед» и короткометражка Out). Новый мультфильм Pixar идет еще дальше и выводит формулу смысла жизни. Оказалось, в нее входят пицца и котики.

Главный герой «Души» — Джо Гарднер, взрослый парень с характером вечного ребенка, который больше всего в жизни любит джаз. Он пытается поладить со своей немолодой мамой-карьеристкой, без особых перспектив работает на полставки в музыкальной школе и лелеет мечту выступать на сцене. Однажды такая возможность подворачивается — бывший ученик зовет его на пробы в группу популярной саксофонистки. Пройдя их с успехом, герой получает приглашение принять участие в большом концерте. Обрадованный, он выбегает на улицу и не замечает, как падает в открытый люк на дороге — а очнувшись, обнаруживает себя в теле сине-зеленой сущности на траволаторе, ведущем в загробный мир.

Не желая смиряться со своей участью (ведь завтра ему выступать), Джо пытается сбежать и попадает в другое измерение, где души-комочки готовятся к отправке на Землю, обрастая характерами под руководством Наставников. Стать последним предлагают и Джо.

 

«Мы 30 лет ничего не производили»: глава «Союзмультфильма» о том, почему российская анимация отстает от мировой и что с этим делать

Звучит все куда страшнее, чем выглядит: Pixar, конечно, ребята отчаянные, но не смертники, а потому «мультфильм про смерть» можно смотреть и детям, и взрослым. Жизнь после смерти тут показана в достаточно мягком позитивистском ключе: сама идея о том, что где-то во вселенной существует мир, в котором будущим детям присваивают определенные навыки и таланты, которые им предстоит раскрыть, звучит более чем обнадеживающе.

 

Сравнения с «Головоломкой» или «Тайной Коко» могут быть уместными, но лишь из-за схожести тем и структуры повествования: «Душа» тоже визуализирует фигуральные материи (вроде вдохновения или творческого порыва), которые в нашем мире существуют лишь в виде слов и образов — и по части визуализации у мультфильма все просто отлично. Яркие краски, очаровательные персонажи и очень много доброго юмора — ребенок будет в восторге (возрастной рейтинг фильма — 6+).

«Душа» оказывает мощнейший психотерапевтический эффект, давая подсказки, как жить и не тяготиться тяжестью собственной судьбы

За всем этим, по прекрасной пиксаровской традиции, скрывается глубокий смысл — маленький зритель навряд ли его уловит, зато подросток и взрослый поймет и оценит. «Душа» говорит об очень серьезных и глобальных вещах: в чем наше предназначение? Должна ли у человека быть цель? И вообще — имеет ли хоть какой-то смысл человеческая экзистенция? Взять, например, главного героя Джо — он типичный «человек завтрашнего дня»: живет с надеждой на будущее, но угрюмо смотрит на настоящее, много рефлексирует, прокрастинирует и витает в облаках. Он умен и по-своему обаятелен, но у него почти нет друзей. Его стыдится даже собственная мама, которая мечтает, что однажды непутевый сын возьмется за ум, выбросит из головы глупости про джаз и устроится на нормальную работу, с социальными выплатами, страховкой и гарантиями. Когда он попадает в загробный мир, ему, как Наставнику, поручают самую непоседливую душу по имени Двадцать Два — с ней не справились даже Авраам Линкольн и Мать Тереза в попытках выработать нужные качества и отправить на Землю.

Оказавшись вместе, два неприкаянных существа (или, точнее, сущности) начинают путешествовать по двум мирам — загробном и земном — и познавать их: какая на вкус земная пицца, что такое разговор по душам (в гипотетическом и буквальном смыслах) и каково это — оказаться в теле кота. Через приключения оба героя поймут для себя важнейшие вещи — а вместе с ними, возможно, задумается и зритель.

 

«Душа» оказывает мощный психотерапевтический эффект, давая подсказки, как жить и не тяготиться тяжестью собственной судьбы. Для Джо оказаться перед бесконечностью куда менее жутко, чем обнаружить, что его земная жизнь, в общем-то, была довольно пуста; то же самое можно сказать и про Двадцать Вторую, которая, как попрыгунья-стрекоза, лета небесные пропела и потеряла интерес вообще ко всему. Вместе со зрителем они найдут ответы на мучившие их вопросы.

Человек-оркестр Борис Грачевский: как создатель «Ералаша» дал глоток свежего воздуха нескольким поколениям 

В итоге «Душа» оказывается историей не про смерть, а про жизнь и вдохновение — про то, что наполняет радостью, счастьем, творчеством. Создатель картины Пит Доктер, отрефлексировавший сюжет «Головоломки» из наблюдений за дочерью, в этот раз набирал материал из опыта общения с сыном Ником — но не с ребенком, а с уже взрослым 23-летним человеком, которому нужно было решить, кем ему быть и какое будущее для себя выбрать. Можно ли вообще найти правильный ответ на такой сложный вопрос? Конечно, нет — так считает Доктер, а потому предлагает «джазовать»: узнавать людей и мир вокруг себя, радоваться маленьким удовольствиям и наслаждаться большими, не концентрироваться на плохом и учиться замечать хорошее. Звучит банально и от того вдвойне удивительно, как из таких прописных истин рождается настоящая музыка жизни. «Душа» настолько мастерски сделана и одновременно легка для восприятия, что работает на мотивацию похлеще любых тренингов условного Тони Роббинса. И кто знает, скольким Джо Гарднерам она поможет услышать свой внутренний джаз.

Лучшие фильмы 2020 года по версии Forbes Life

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+