Есть ли жизнь за Садовым кольцом: как развиваются новые московские районы
Масштабное исследование «Археология периферии», проведенное для Московского урбанистического форума в 2013 году, стало одной из причин переосмысления промышленного пояса Москвы (зона по обе стороны ТТК). Исторически сложившиеся дореволюционные кварталы мануфактур и складов около железнодорожных путей и вокзалов, заводские территории советского времени и не простые транспортные узлы, подаренные градостроителями 1990-х и 2000-х были территориями серой зоны и местами транзита, несмотря на свою близость к центру. Опыт жизни и работы рядом с путями и на бывших заводах, как это уже давно происходит в Берлине, Париже и Лондоне, российской столице только предстоит. Самыми масштабными на данный момент территориями внутри третьего транспортного являются — Белорусский и Павелецкий деловые районы, юг района Лефортово и территории за улицей 1905 года до Сити.
Одним из серьезных драйверов для их развития стали изменения в системе городского транспорта — новые ветки метро и автобусов, транспортно-пересадочные узлы и станции МЦК, а также желание мэрии вывести промзоны из Москвы. Районы, которые еще 10 лет назад выглядели скорее как зоны отчуждения, сейчас представляют собой большие строительные площадки. Самый верный для них путь — кварталы смешанной застройки, где есть места для работы и жизни, малого бизнеса и культурно-образовательных кластеров, сервисов и медицинских учреждений. И это общая задача для города и девелоперов — создать экосистемы, которые могут быть полноценными альтернативами территориям внутри Садового — и по плотности инфраструктуры, и по комфорту для горожанина. Чтобы в буклетах новых апарт-комплексов и бизнес-центров появлялись не типичные «15 минут до Кремля на автомобиле», а какие-то более ценные для каждого из районов точки притяжения и идентичности. Рассказываем про самые масштабные зоны редевелопмента между Садовым и ТТК и главных коммерческих игроков процесса на данный момент.