К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как я провел этим карантином: российские бизнесмены ведут дневники самоизоляции

Как я провел этим карантином: российские бизнесмены ведут дневники самоизоляции
По просьбе Forbes Life три российских бизнесмена вели дневники своей самоизоляции этой весной, честно рассказывая, как пытались освоиться «на удаленке», переживали кризисы, ставили рекорды по подкидыванию детей в воздух и отмечали дни рождения
Денис Кутергин, основатель сервиса YouDo
DR

Денис Кутергин, основатель сервиса YouDo

Мне никогда не нравилось работать из дома. Даже на выходных я любил приезжать в офис если требовалось подготовиться к следующей неделе. В атмосфере спокойствия мне казалось, что я достигаю максимальной сосредоточенности и отдыхаю за работой.

Карантин сильно изменил баланс между бизнесовой стороной жизни и личной. Практически все свободное от сна время заполнилось рабочими задачами, которых стало сильно больше. Постоянные звонки, анализ информации, новые задачи по продукту и процессам. Наушники успевают разряжаться в течение дня, поэтому я начал использовать их по очереди. Как ни странно, новый вынужденный формат работы для меня оказался более продуктивным. Думаю, что помог опыт учебы в военном институте, где был более строгий режим изоляции почти пять лет. С другой стороны, в ситуации «военного времени» произошла какая-то внутренняя мобилизация всех моих настроек. Когда речь идет о жизнеспособности компании, все другие проблемы уходят на второй план и ты словно на втором дыхании увеличиваешь свой внутренний ресурс. Хладнокровно работаешь, решаешь задачи в потоке новых вводных, и кажется, что уже не удивляешься никаким новостям.

Человек — очень адаптивный биологический вид. Мы быстро привыкаем к новым обстоятельствам. Еще несколько месяцев назад даже сложно было представить, что мы не сможем посещать любимые места, будем передвигаться по пропускам, вся работа перейдет в онлайн, а отмечать праздники с близкими мы сможем только по видеосвязи. Свой день рождения я тоже встретил в таком формате две недели назад.

Чтобы во время работы не болела спина и не уставали глаза, я перевез из офиса свое полноценное рабочее место: стол, кресло, монитор, принтер и даже печать компании. Для занятий спортом купил инвентарь и оборудовал мини=спортзал. Все рабочие встречи только в онлайне. Покупки онлайн с доставкой. Пару раз в неделю прогулки по району, на выходных стараюсь навестить друзей, которые тоже сидят по домам.

Рабочие задачи я всегда фиксирую в трекер и по нему объективно вижу, что производительность выросла. Я стал более эффективным в рабочих задачах. Чего не скажешь о личных. Вначале карантина я рассчитывал, что при работе из дома появится больше свободного времени, которое я смогу разнообразить книгами, занятиями ро иностранному языку, музыке, спорту и другими увлечениями, которые практиковал ранее с различной регулярностью. В результате времени на это все оказалось еще меньше, чем в докризисный период.  Сначала из-за этого испытывал тревожность. Начал изучать теорию и пришел к выводу, что сейчас как раз важно не перегореть и давать себе отдохнуть. Не стоит перегружать организм и психику помимо выросших объемов работы еще и фанатичным саморазвитием. Посоветовал поберечь себя и не быть слишком строгим.

Впрочем, я верю, что все выдающиеся достижения неразрывно связаны с выходом из зоны комфорта. Разумный стресс заставляет мозг думать иначе, переоценивать приоритеты, видеть новые возможности, идти на риск.  Я точно знаю, что из кризиса наш бизнес выйдет более здоровым и оптимизированным, а команда окажется в максимально эффективном состоянии.

Неприятная сторона карантина — это неопределенность и сокращение горизонта планирования до недель и даже дней. Мне сложно работать в таком балансе.  С другой стороны, эта неопределенность помогла в принятие факта, что от нас не так много зависит в этом мире, что мы гости на этой планете, которые придумали для себя разные цели. Все вокруг нас может очень быстро изменится, и это невозможно контролировать. Поэтому лучшее, что мы можем сделать для себя, — это жить в моменте и заниматься любимым делом. Которое будет нас вдохновлять, рождать новые смыслы и давать энергию для движения, даже если мы временно не можем выйти из дома.

Я пожалел, что раньше не уделял внимания налаживанию коммуникаций с государством, стараясь дистанцироваться от всего, что связано с властью и политикой. Во время кризиса мы столкнулись с некоторыми ограничениями, которые долго и нервно пытались решить. Например, с невозможностью оформления пропусков для самозанятых или с их периодическим аннулированием. Сейчас я понял, что важно иметь каналы общения с чиновниками и регуляторами, через которые мы могли бы доносить позицию бизнеса и наших пользователей, для развития в стране рынка самозанятых в целом.

Подобная глобальная встряска точно войдет в учебники истории и точно изменит многое вокруг нас. Еще быстрее будут меняться модели потребления. Огромное количество людей за эти месяцы впервые попробовали что-то заказать в онлайне: товары, продукты, услуги, курсы. У многих эти привычки сохраняются. Для образования, медицины и большинства услуг, которые можно оказывать дистанционно, кризис создал огромный импульс развития на ближайшие годы. В них будут еще больше инвестировать, в них будет еще выше конверсия за счет потребителей, которые уже получили первый, пусть и вынужденный опыт использования.

Рукопожатие из общественных обычаев вряд ли исчезнет, однако у многих людей антисептик попадет в базовый джентльменский набор. Ношение маски в крупных городах, как это можно было часто увидеть в азиатских странах и до кризиса, станет нормой, даже когда вирус будет официально побежден.

В профессиональном мире сильно изменятся HR-процессы. Первый разработчик, которого мы наняли во время карантина, был из другого города, где у нас нет офиса. Если бизнес не привязан к конкретной локации, зачем ограничивать доступ к талантам какой-то территорией, если можно находить ценные кадры по всей стране или миру. В IT сегменте это поняли раньше. Для реального сектора кризис создал наглядный пример. Все это еще больше увеличит тренд удаленной работы и аутсорсинга. Будет развиваться самозанятость — одни компании увидят, что для многих процессов можно не нанимать сотрудников в штат, другие компании еще долго будут помнить, что трудовые отношения — это риски, особенно в кризис.

По всему миру крупнейшие компании делают заявления, что разрешат сотрудникам работать из дома, понимая, что многие из них не готовы возвращаться. Офисные площади будут сокращаться и еще сильнее трансформироваться в «hot desking», когда у части сотрудников может не быть постоянного рабочего места, и они могут приезжать в офис по желанию, а работать на любом свободном.


Дмитрий Костыгин, частный инвестор
Артём Голощапов для Forbes

Дмитрий Костыгин, частный инвестор

За три года это уже третий раз, когда оказываюсь припаркован на домашку, так что соответствующие антитела и у меня, и у близких давно выработались.

Итак:

Побил личный рекорд по подбрасыванию в воздух трехлетней дочки. Ее улетающе-приближающиеся глаза останавливают время.

Проводили с женой ее маму в космос, а тело предали родной земле. Жена говорит прочувствовала то, что Толстой пережил как «арзамасский ужас».

Со старшими сыновьями дочитал «Повесть о Ходже Насреддине», и приступили к «Ивану Денисовичу». Только сейчас до меня дошло, что они не только ровесники, но и действие происходит в Средней Азии.

С младшими посмотрели завоевавший Оскара мульт с ярославской земли «Старик и море».

Отпраздновали 30 лет знакомства с женой. Мы встретились на первомайской демонстрации, она тогда 9-й класс заканчивала.  Знамена развевались получше чем алые паруса, ее парадная школьная форма не оставила бы равнодушной господина Набокова. Приличного качества джинсы «Пирамида» и зачетные топ-сайдеры выдавали во мне искателя приключений. Бутылка кагора, подаренная ее тетей, была впору бочке с фамильным вином. «Вот, я пришел. Поедешь со мной?».  Вместо оркестра Циммера звучало романтическое «Любэ», и курсант факультета подготовки врачей для ВВС увез ее на берег морского залива, в Ленинград.

Нашел для старших отроков преподавателя по гитаре — ждем объявления режима самоэкспозиции.

В апреле наш небольшой творческий коллектив окончательно определился с жанром первой книги («Жамевю») и ее дописал. На злобу дня вставили маркетинговый подзаголовок: «Как построить организацию, которой никакой вирус не страшен».  Бизнес-феерия в 10,5 частях уже в типографии, скоро получим тираж. По немногочисленным просьбам начали ваять сжатую версию, первая часть получается на ура, особенно свежие иллюстрации.

Отпраздновал день рождения. После третьего припева «Бургундиия, Нормандия, Шампань или Прованс …» дети разбежались. Понял, что вокал надо подтянуть. May the 4th be with me!

Еще установил рекорд в количестве занятий йогой за один месяц.

По ведическим расчетам перешел из астрологического периода РахуЛуна, наглядно мне продемонстрировавшего, что в ликвидности может быть полный отлив, в РахуМарс. May the forсе be with me!

Отпустил бороду — с раннего детства мечтал. Детям нравится, в них сразу зашевелились приматы.

Вирусо-скептик во мне, пользуясь плодами военно-медицинского образования, не смог сдержать три поста в стиле соцсетевизма.  Получил первые черезfbшные лайки в своей жизни. Занятно.

Приснилось, что я дирижер, выхожу на стадион, там оркестр и т.д., и вспоминаю, что нот я по жизни не знаю, даже переворачивать страницы вовремя не смогу. Тем не менее, справился.

На этой волне переслушал четыре концерта Рахманинова в разных исполнениях. Решил, что надо нотную безграмотность ликвидировать как можно раньше.

Такой вот весенний пир духа во времена Великого Питерского карантина…

Михаил Скигин, председатель совета директоров Петербургского нефтяного терминала
DR

Михаил Скигин, председатель совета директоров Петербургского нефтяного терминала

Я живу в Швейцарии, поэтому в быту изменений мало. В плане карантина здесь был довольно щадящий режим, не сравнить с московским, а тем более с испанским или итальянским. Можно беспрепятственно выбираться в город, гулять, заниматься спортом на улице, все продуктовые магазины работали. Правда, в магазинах появились ощутимые ограничения: не приближаться друг к другу ближе, чем на два метра. Но на жизни спокойных швейцарцев это почти не сказалось. По стране даже ходила шутка, что после этих ограничений народ возмутился, почему теперь нужно подходить друг к другу так близко. Из серьезных изменений: закрылись рестораны и подъемники на горнолыжных курортах. Это не те ограничения, из-за которых нужно серьезно переживать, тем более горнолыжный сезон и так подошел к концу.

Гораздо больше времени, чем обычно, провел с семьей. Все командировки отменились, и появилась возможность сходить со старшими сыновьями в поход. Съездили с ними на четыре дня в горы в коммуну Энгельберг. Обычно там горнолыжный курорт, но и без лыж или сноуборда там есть на что посмотреть — сумасшедшие по красоте горы, с отличными маршрутами для хайкинга и высокогорные озера.

Также получилось чуть больше времени уделить спорту, ежедневным поездкам на велосипеде или пробежкам в горах и в лесу, которые я прерываю на упражнения: подтягивания, отжимания или планку. После упражнений буквально физически ощущаешь, как все дела систематизируются, а в голове все становится на свои места.

Помогал детям получше привыкнуть к дистанционному обучению. У старших сыновей этот процесс проходит легче — в их школе, которая работает при Цюрихском университете, многие процессы и так проходили дистанционно. К тому же там преподают университетские профессора, которые уже привыкли к такому формату. Так что проблем переходного периода не было. Выяснилось, что онлайн-обучение нравится им даже больше, не нужно тратить время на дорогу в школу. Впрочем, некоторые вещи, например опыты, эксперименты или конструирование, из дома делать нельзя, нет технической базы.

А вот у старшей дочери в ее начальной школе процессы не были отлажены, и в результате образованием это назвать было сложно — раз в неделю учитель устраивает урок по видеосвязи, раздает задания и все. Друзья из Германии жалуются, что у них примерно такие же проблемы, насколько я знаю, похожая ситуация с онлайн-обучением и в России.

Не забывал и о своем образовании. Активно учил английский, готовясь к экзамену на Certificate of Proficiency in English, который подтверждает высший уровень владения языком.

Как я уже писал, от командировок, которые обычно случались довольно часто (на апрель было запланировано две, в Петербург и Москву), пришлось отказаться — авиасообщение практически полностью «встало» во всем мире. Это я вижу не только как потребитель — Петербургский нефтяной терминал (ПНТ) специализируется, в том числе на перевалке авиационного керосина, и на рынке создаются все предпосылки для затоваривания этим видом топлива и снижения объемов поставок. По всем другим видам топлива тоже, но с авиатопливом это проявляется ярче всего.

В целом работы только прибавилось — в такой кризис собственники гораздо активнее участвуют в антикризисном управлении компаниями, и я не исключение. В начале апреля работы было особенно много, бизнесы адаптировались к новым условиям. Тот же ПНТ активно переходил на удаленную работу, разумеется, где это можно было, мы относимся к двум стратегическим отраслям: транспортной и нефтяной, к тому же являемся производством непрерывного цикла, и остановиться просто не можем. Но всех офисных работников перевели на удаленный режим, а инженерам и рабочим на производстве создали все необходимые условия защиты.

Работу удалось стабилизировать достаточно быстро, и апрель для ПНТ прошел неплохо — мы удержали объемы перевалки на уровне прошлого года, в основном за счет заранее заключенных контрактов поставок, не исполнить которые просто нельзя. Однако снижение спроса на нефтепродукты рисуют далеко не радужную перспективу на ближайшее время. Из-за пандемии авиаперелеты, транспортировка грузов и потребление бензина сократились в разы. В Европе хранить нефтепродукты, которые оказались не нужны потребителям, уже практически негде. Так что в не очень далекой перспективе может «встать» вся цепочка поставок нефтепродуктов. Впрочем, можно сказать, что свет в конце тоннеля уже виден. Многие страны начали ослаблять режимы карантинов, а экономика будет постепенно восстанавливаться.

Для некоторых других проектов апрель даже стал рекордным. Например, бизнес по продаже велосипедов Electra показывает небывалый рост — мы дистрибуторы марки в России и Китае. И на обоих рынках число заказов в марте-апреле удвоилось. Я думаю, основной причиной стало то, что люди на фоне пандемии осознали важность здорового образа жизни и передвижения на велосипеде. Это не может не радовать, но с другой стороны ситуация стала для нас с партнером и менеджмента большим вызовом – обычно на этом консервативном рынке один сезонный всплеск, размер которого прогнозируется. Теперь же мы столкнулись с тем, что срочно нужно заказывать и оплачивать большие партии новых велосипедов, улаживать вопросы с их доставкой, активизировать маркетинг. Не забывали и о социальной ответственности — 100 велосипедов безвозмездно передали в пользование небольшим ресторанам Москвы и Петербурга, чтобы они могли организовать на них доставку.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+