Товары с маркером «Сделано в России» снова пользуются повышенным спросом: модно одеваться у российских дизайнеров, есть произведенные в России продукты, пользоваться локальными сервисами, и в этом тренде прочные позиции занимает интерес к регионам Русского севера. Север проник в мир кино (чего стоят отмеченные киноакадемиями «Левиафан» и «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»), на кухни именитых рестораторов; он завоевал любовь туристов, которые едут в эти суровые края в поиске «места силы» и на фестиваль «Териберка».
В Государственном историческом музее полгода длилась выставка «Русский север», представляющая предметы быта и произведения искусства из Вологодской, Архангельской, Мурманской областей, республик Карелия и Коми. Центральным элементом выставки был народный костюм — исключительный элемент северной культуры. Влияние петровских реформ в XVIII веке на Север проникало медленно, поэтому и традиционный уклад существовал здесь еще долго, вплоть до конца XIX века.
Сегодня целый ряд дизайнеров одежды, имеющих различное отношение к Русскому северу, строят концепции своих коллекций на уникальном северном костюме — и производят каждый предмет одежды вручную, зачастую под заказ — и принципиально не вписываясь в сезонное расписание выходов коллекций у модных домов. Такой подход во всем мире становится популярным именно потому, что он идет вопреки мейнстриму, в противовес масс-маркету и большим модным домам, у которых производство поставлено на поток. По словам обозревателя моды Татьяны Решетник, сейчас растет интерес к более «человечным» историям: все хотят купить нечто уникальное, вещь, за которой стоит история. В мире по похожему принципу работают многие инди-марки, от Batsheva до Carcel или Howlin: они выстраивают историю, на которую дизайнеры уже нанизывают вещи и коллекции. «Российская марка fy:r, например, очень необычна, ее дизайнер Светлана Сальникова делает свою работу с большой любовью. Глянец очень любит такие истории, но насколько эти бренды будут популярны вне России, предсказать сейчас сложно: стать заметным им помогают регулярные коллекции, которые дают возможность попасть и в магазины, и на сайты. Конкурировать с гигантами такие марки не смогут никогда (впрочем, они и не стремятся к этому), их аудитория другая: не те, кто ищет хайповые вещи и тренды».