Показывают более 150 произведений из 14 российских музеев и частных собраний. Впервые за 130 лет в Москву привезли из Русского музея главное поленовское монументальное полотно «Христос и грешница».
А из музея-усадьбы Поленова — знаменитую диораму, созданную художником во время Гражданской войны. Дочь художника Екатерина вспоминала: «У отца было несколько картин, привезенных из-за границы. Виды Италии и Парижа с фейерверками и ночными эффектами. Они вдохновили его сделать для своих детей картины из путешествий. К каждой картине у него выработался рассказ, который в антрактах он перебивал игрой на ручном органчике «Селестине». Эти маленькие картины он решил увеличить и пополнить. Шел голодный 1920 год, палящий зной лета уничтожил все посевы. Было холодно. Отца увлекала идея дать людям возможность, как по волшебству, обозреть много стран, увидеть явления природы в непередаваемых живописью эффектах транспаранта. «Вы подумайте, как живут крестьяне. Полгода холода, темноты, ничего, кроме трактира. С тоски можно умереть. И вдруг кругосветное путешествие!»
Намеренно разряженное пространство выставки Поленова позволяет воспринять буквально по нотам, по цветам каждую работу, ощутив всю гармоничность, элегичность, целебность его живописи.
Верный идеям просвещения и заботы о ближнем, дворянин Поленов пришелся ко двору советской власти. Академист по образованию был близок кругу молодых художников, с Серовым, Врубелем и Коровиным. Был активным участником абрамцевского кружка, создавал неорусский стиль, проектировал дома, работал в театре.