Пушистый друг бизнеса: как коты помогают предпринимателям зарабатывать больше
В 2014 году в Facebook запустили флешмоб, посвященный домашним животным на территории искусства. В рамках акции «Музейные коты» (Museum Cats) галереи и музеи со всего мира рассказывали о кошках в истории живописи в частности и культуры в целом. Так, музей Гуггенхайма опубликовал снимок гравюры Кандинского, а петербургский Эрмитаж рассказал о судьбе котов в блокадном Ленинграде.
В конце того же года с легкой руки галериста Владимира Овчаренко и художника Егора Кошелева, который здесь выступил в роли куратора, коты поселились в выставочном зале «Новый Манеж» в Георгиевском переулке. Выставка «Котики в Манеже» включала в себя работы около 80 современных российских художников, которым предлагалось поработать с кошачьим образом. Проект оказался востребован среди зрителей — за время новогодних каникул выставку посетили более 14 000 человек.
Кот Гараж из одноименного музея и вовсе имеет свой Instagram-аккаунт почти с 9000 подписчиков. Каждый пост в аккаунте получает около тысячи лайков, а в музейном магазине можно купить сувениры имени питомца. Количество поклонников Гаража легко измеряемо последним инцидентом с пропажей кота из парка Горького — десятки людей подключились к поискам музейного любимца, которые, к слову, успешно закончились возвращением Гаража в родные пенаты. Символ музея впоследствии нашелся в Лобне. «Мы подключили все силы — расклеивали объявления, обзванивали приюты и питомники, а также службы отлова, которые работают с парком, распространили информацию о пропаже в соцсетях и подключили СМИ. Оказалось, что вокруг очень много неравнодушных людей. Нам поступало много сигналов», — комментирует поиски Гаража Александра Сербина, представитель пресс-службы музея.
Коты — главное лицо не только в мире искусства, но также различного ретейла и ресторанного бизнеса. В каждом обзоре на Libreria Acqua Altaв Венеции будут фигурировать бесчисленные коты, которые в нем живут, а жанр кошачьих кафе, где посетители могут не только перекусить, но также поиграть с животными, зародился в Японии , а затем распространился по всему миру.
В Москве чешский ресторан «Будвар» с самого открытия позиционировал своих котов как главных инфлюэнсеров заведения, хотя в 1994 году таким понятием еще не оперировали. С появлением Instagram вся семья британских котов, которые живут здесь целыми поколениями, с успехом поселилась в аккаунтах «Будвара» рядом со снимками счастливых сотрудников и гостей общепита.
Но не котами едиными. Сеть грузинских кафе «Хачапури» имеет в арсенале барашка по имени Толик, у которого есть страницы во всех социальных сетях, а с некоторых пор и телеграмм-канал. Количество подписчиков Толика в инстаграме уже перевалило за 9000, а общее количество всех «друзей» Толика близится и вовсе к двадцати тысячам. Как достопримечательность Толика возят во все рестораны сети и, конечно, на фудмаркеты, в которых «Хачапури» принимает участие. На сайте ресторана Толика называют «звездой городской светской хроники»: он, например, поздравлял Сергея Капкова в фейсбуке с бракосочетанием и комментировал его выбор спутницы фразой «отличную девчонку отхватил», а «Афиша.Еда» в 2015 году даже брала у барашка интервью. В 2012 году совладелица «Хачапури» Екатерина Дроздова в беседе с «Ведомостями» признавалась, что оценить коммерческий успех стараниями Толика довольно сложно, но с развлекательной функцией он справляется на ура.
Forbes Life поговорил с владельцем отелей, галеристом и ювелиром о том, как коты завоевывают сердца их подписчиков и помогают продвигать бизнес в инстаграм.
Кошка Ума, галерея Fragment
Инстаграм: https://www.instagram.com/guschin/
Подписчики: 305 000 человек
Сергей Гущин, основатель галереи Fragment
Когда-то считалось, что лучше всего в интернете идут котики, это одна из причин, почему я решил продвигать свою галерею с помощью моей кошки Умы. А кошка плюс искусство — вообще выигрышная комбинация. Но вернемся в сентябрь 2017-го — именно два года назад я решил вести Instagram про современное искусство и разместил первый пост в своем блоге.
Зачем я это сделал? Во-первых, чтобы привлечь внимание к галерее — намного проще это сделать через личный образ. Так что инстаграм тут сработал бы лучше всего. С ростом онлайн-продаж искусства по всему миру инстаграм стал отличной площадкой для продажи искусства. Обычная покупка здесь стоит до €5000, так что это как раз та цена работ, с которыми работает моя галерея. Впрочем, бизнес этот сложно назвать бойким. Сейчас мой инстаграм продает одну-две работы в месяц, но не больше.
Во-вторых, другой задачей было создать собственные курсы и платформу, с помощью которой можно было обучать современному искусству. Тут речь скорее не о классическом образовании, а о том, как сделать первый шаг в понимании того, что собой представляет современное искусство. В итоге за два года я реализовал шесть потоков своих курсов. От серии лекций «Что такое современное искусство» до «Искусство от импрессионизма до 1945 года». Сейчас курсы уже не актуальны, и все силы в этом направлении уходят на Fragment Art club.
Еще одним итогом работы над блогом в инстаграме можно считать выпуск книги — с такой идеей в марте 2018-го ко мне обратилось издательство АСТ. «Современное искусство и как перестать его бояться» была написана в соавторстве с художником и журналистом Александром Щуренковым, а в апреле этого года был выпущен уже ее второй тираж.
Все это реализовывать мне помогал инстаграм, а продвигать его, как я уже писал выше, помогает Ума. Представить инстаграм про искусство без картинок невозможно, но и публиковать их в ленте без какого-либо объяснения — тоже, поэтому я фотографировал свою кошку и потом в фоторедакторе добавлял ту или иную работу художника, о которой шла речь в посте. Это позволило мне сразу отличаться от других блогов в инстаграме и найти собственный визуальный стиль. Самый популярный пост в моем аккаунте как раз с кошкой на фоне «Черного квадрата». Как оказалось, именно к этой работе Малевича больше всего вопросов у аудитории. Пост получил больше 18 000 лайков.
А вот пост, где я предлагаю угадать, где работа известного художника, а где рисунок моего племянника Арсения.
Периодически я устраивал розыгрыши, которые как раз помогали продвигать мой аккаунт. Пользователям предлагалось определить, искусство перед ними или нет, угадать стоимость работы художника или автора. Такие посты неизменно собирали большое количество реакций. Инстаграм является отличным каналом коммуникации, а кошка позволяет мне продвигать как и галерею, так и себя и свой бизнес.
Кошка Буся, Urban Island
Инстаграм: https://www.instagram.com/urban_island/
Подписчики: 12 400 человек
Оборот компании: 4,9 млн рублей
Дарья Хлопкина, основательница бренда Urban Island:
Моей кошке Бусе 11 лет. Правда, имя появилось позже — сначала мы думали, что это кот, и звали его Кот. В какой-то момент она стала такой популярной, что я завела ей страницу на Facebook с ником Котэ Сопрано, потому что мой псевдоним там Daria Soprano, а мы с ней из одной семьи. Бусю также можно найти в Instagram по тегу #KoteSoprano. Кошка живет у меня дома — не в мастерской и не в нашем магазине «Двенадцать» — но спокойно отправляется со мной куда угодно, в целом по поведению она больше похожа на собаку. Плюс в ней есть та комбинация очарования и комичности, которая делает ее идеальным героем любой истории.
Она очень любит участвовать абсолютно во всем, что я делаю, поэтому часто попадает в кадр — случайно или намеренно.
Когда я начала заниматься украшениями, это был достаточно личный проект. Я прямо горела всем этим, и мне было очень важно получать искренний фидбэк от своих покупателей. В Instagram я делилась своими идеями, моментами жизни, показывала свой дом, в том числе и кота, который сразу завоевал достаточное количество сердец.
Во-первых, она просто очень милая, на нее невозможно смотреть и не улыбаться. Во-вторых, мне кажется, людям важно видеть, что за проектом стоит вполне реальный человек, с котиком, с какой-то своей историей.
Это обеспечивает более личный контакт с аудиторией, снимает барьеры, люди открываются и воспринимают тебя больше как друга.
Фото с Бусей всегда набирают больше лайков и комментариев, чем снимки с самой красивой моделью.
Я никогда не планировала использовать Бусю как инструмент продвижения, но по факту это оказалось именно так. В прошлом у меня возникали сомнения, правильно ли продолжать постить кота в аккаунт, который за 5 лет существования стал намного более коммерческим, профессиональным и эстетским. Но все опросы аудитории показывают, что люди хотят видеть Котэ Сопрано, поэтому я считаю, что Буся — полноценная часть команды Urban Island и ее медийное лицо.
Заводить кота в магазине «Двенадцать» мы не планируем, так как это все-таки публичное пространство, где животному будет некомфортно. У каждого котика должен быть дом.
Коты клиентов, «Сделано»
Инстаграм: https://www.instagram.com/sdelano.ru/
Подписчики: 19 600 человек
Оборот компании: 320 млн рублей
Ксения Осколкова, креативный контент-продюсер/коммьюнити менеджер:
В офисе «Сделано» у нас коты не живут (а жаль).
Но мы очень радуемся, если клиенты приезжают в шоу-рум со своими животными. У нас даже есть мисочки для воды и много сотрудников, которые будут радоваться таким гостям.
На главной странице сайта — брендовый кот Луис, который живет у нашего коллеги. Именно с него и началась любовь к котикам. Сначала мы сняли Луиса в рекламе, потом разместили его изображения на рендерах, специально привозили его на наши объекты, чтобы сфотографировать. Он, кстати, был совершенно не против.
Котики правда управляют активностью в нашем Инстаграме и Facebook. У нас есть фото, где кошечка Софи, которая живет в ремонте от «Сделано» уже 3,5 года, лезет на стол за тарелкой сырников — именно этот пост набрал 3000 лайков. После такого успеха мы решили постить котиков каждую неделю на выходных и создали рубрику «Воскресный кот». Фотографируем животных наших клиентов, а иногда клиенты сами присылают фотографии своих любимцев, чтобы показать, как хорошо им живется в обновленной квартире.
Наличие котика на картинке действительно привлекает внимание. Ну и плюс ко всему, наша компания занимается капитальным ремонтом квартир, мы много говорим про дом и уют, а уют создают котики.
Кстати, иногда мы вдохновляемся крупным инстаграм-аккаунтом @apartmenttherapy, они собирают фотографии с красивыми домами у себя на странице, вот и у них довольно часто используются фотографии с домашними питомцами.
В «Сделано» у нас есть шорт-лист котов, которых мы часто показываем: Луис, Софи, Кука, Моррис и Акварель, и мы заметили, что у подписчиков есть свои любимчики. Например, за жизнью кошечки Софи действительно следят и радуются, когда мы снова показываем, как она проводит время.
Буквально на днях мы сняли новое видео с клиентами про их «Жизнь в «Сделано». Снимали у семьи с двумя котами. Так вот, они просто постоянно преследовали камеры. Поэтому у нас теперь в планах реализовать идею «новый ремонт глазами кота», которую мы осуществим, как только найдём техническое решение.
Коты подписчиков, ИКЕА
Инстаграм: https://www.instagram.com/ikea_rus/
Подписчики: 1,7 млн
Выручка: 218 млрд рублей
Анна Фокина, руководитель отдела маркетинговых коммуникаций ИКЕА:
Мы в ИКЕА знаем, что животные для многих — настоящие члены семьи. И без них сложно представить домашний уют. Специально для любимых питомцев у нас в ассортименте есть коллекция ЛУРВИГ, разработанная с учетом потребностей животных при содействии профессиональных ветеринаров. В том числе и о ней мы рассказываем в публикациях в наших соцсетях. В таких публикациях обычно изображены как домашние животные, снятые командой ИКЕА специально для публикации в социальных сетях, так и питомцы наших подписчиков.
Мы согласны с тем, что домашние животные вызывают живой и эмоциональный отклик у многих наших покупателей и подписчиков. И всегда помним об этом: сейчас, например, в наших магазинах поселились картонные фигуры настоящих котов и собак из приютов для бездомных животных в России. Цель акции «Домой с другом» — привлечь внимание к животным, которые содержатся в приютах и вдохновить своих покупателей забирать их оттуда до наступления зимы.
Но подписчики позитивно реагируют не только на котиков в наших социальных сетях. Мы не прочь пошутить и повеселиться. Например, на Новый год мы придумали инструкцию по сборке традиционного праздничного блюда в России — салата оливье, а в День театра, который в этом году был на одной неделе с глобальной акцией Часа Земли, предложили устроить театр теней при помощи свечей ИКЕА. Среди последних идей еще можно отметить наше поздравление ко Дню учителя или наш ответ на ежегодную презентацию Apple. Такие посты не только активно и тепло комментируются нашими подписчиками, но и подхватываются развлекательными пабликами и СМИ.