К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

От театра-буффонады до эпической антиутопии. 5 лучших фильмов Марка Захарова

От театра-буффонады до эпической антиутопии. 5 лучших фильмов Марка Захарова
1 октября прошла церемония прощания с режиссером и актером Марком Захаровым. Марк Анатольевич работал в театре, возглавляя «Ленком», и поэтому снял не так уж много кинокартин. Мы вспомнили лучшие из его фильмов

Театральная аскетичность изобразительных средств и в то же время опереточная легкость, вечный тяжелый мотив о преступности любой абсолютной власти и в то же время самые романтичные и сентиментальные (в хорошем смысле) любовные линии в советском кино, акцент на театральности и литературной основе — впрочем, даже не нужно объяснять, за что любят фильмы Марка Захарова. Просто любят, и все.

В нашем списке не приводится легендарная «Юнона и Авось» — это формально не фильм, а лишь запись спектакля. Зато какого! Возможно, это самый популярный мюзикл и самая сентиментальная мелодрама в истории СССР.

«Тот самый Мюнхгаузен»

«Тот самый Мюнхгаузен»

Этот фильм — одновременно наш «Форрест Гамп» и наши «12 обезьян», а еще ему и в подметки не годится сравнимая по нахально-мифологической интонации и куда более поздняя «Крупная рыба» Тима Бертона. Потрясающе наблюдать за тем, как Захаров при помощи его постоянного сценариста, драматурга Григория Горина, превращает роман Распэ в сагу о грандиозном лжеце и одновременно новом Иисусе, бароне Мюнхгаузене (его роль исполнил Олег Янковский, великим которого сделал именно Марк Захаров). Собственный дом он превратил в театр-буффонаду, где непрерывно происходит комедийная сюрреалистическая чехарда. Этот заложник романтического образа вовсе не так прост, как кажется.

Сейчас бы сказали, что герои Захарова в этом фильме разговаривают мемами, а тогда и слова-то такого не было, а мемы уже были: «Гениально, как все истинное»; «Сумасшедшим нельзя жениться, это незаконно и негуманно»; «Я не скажу, что это подвиг, но вообще что-то героическое в этом есть»; «Прекратите сейчас же, через 20 минут начнется война с Англией»; «Неужели вам нужно обязательно убить человека, чтобы убедиться, что он живой?» И, конечно: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь».

«Обыкновенное чудо»

«Обыкновенное чудо»

Наверное, любимейшая, известнейшая картина Захарова, причем самая театральная из них: фактически это и есть спектакль, разыгранный на одной декорации, и в финале режиссер иронически показывает, что это и правда была лишь декорация, таким образом он намекает, что фильм стоит читать не буквально, а фигурально, как авторскую метафору. Впрочем, даже без понимания сатирической подоплеки (Захаров мастерски владел эзоповым языком и умудрялся даже в, казалось бы, самом легком жанре говорить о сложнейших вещах) это все равно прекрасное кино: о любви и счастье, о том, что самое магическое в нашей жизни — сама эта жизнь, и что не стоит ждать от нее чудес, потому что они и так случаются частенько. В сказочном сюжете о волшебнике (вновь Олег Янковский), превратившем мужчину (и снова Абдулов — Захаров постоянно работал с одними и теми же актерами) в медведя, которого, как утверждается, расколдовать может лишь поцелуй принцессы (Евгения Симонова), участвует неожиданно много персонажей: от короля (Евгений Леонов) до трактирщика (Юрий Соломин), от жены волшебника (Ирина Кученко) до обворожительного администратора (Андрей Миронов), и их линии виртуозно вписаны в основную. А песни и так знает каждый наизусть, чего их описывать: и «Давайте негромко, давайте вполголоса», и, конечно, великое мироновское «Крылышками бяк-бяк-бяк-бяк».

«12 стульев»

«12 стульев»

При всей киношности, наполненности действием и комедийными мизансценами, которые по идее можно было бы легко адаптировать для кино, два романа Ильфа и Петрова о Бендере экранизировали все же с переменным успехом: при всей народной любви к версии «12 стульев» Гайдая, это точно не главный фильм у автора «Кавказской пленницы». Даже не вспоминаем о современных попытках экранизаций (российский сериал 2006 года «Золотой теленок» и новогодний телемюзикл «Двенадцать стульев» 2005 года) и зарубежных адаптациях (неудачные «12 стульев» Мела Брукса). В общем, даже в сравнении с «Золотым теленком» Швейцера с Юрским в роли Бендера именно четырехсерийная экранизация Марка Захарова представляется эталонной, самой точной, верной духу оригинала и с самым правильным Остапом в главной роли — Андреем Мироновым (возможно, его лучший фильм). Вновь Захаров театрализует действие, и эксцентричный роман об одном большом путешествии внезапно превращается в классический спектакль об иронии судьбы и необъяснимости человеческого существования.

«Дом, который построил Свифт»

«Дом, который построил Свифт»

Самый недооцененный фильм Захарова, пусть в советские годы и был достаточно известен, но все же не так, как остальные, возможно, по причине тотальной неначитанности населения. Здесь Захаров (снова со сценаристом Гориным) мистифицирует биографию британского писателя Джонатана Свифта (Олег Янковский традиционно очень в образе), автора «Путешествия Гулливера» и продолжений, трансформирует ее в любовную литературоведческую фантазию, где появляются все книжные герои, якобы проживающие дома у человека, который их придумал. Сюрреалистичность происходящего усугубляется тем, что к Свифту приезжает психиатр (Александр Абдулов), который пытается отделить выдумку от реальности и от гениального бреда.

«Убить дракона»

«Убить дракона»

Эпическая антиутопия, очевидный opus magnum Марка  Захарова, его последний полнометражный фильм (и, кстати, единственный, вышедший в прокат — все остальные были телевизионными), к которому он шел всю жизнь. В этой экранизации Шварца собраны все мотивы, которые можно заметить в предыдущих фильмах режиссера: здесь даже вновь появляется герой Бургомистр с той же сюжетной ролью предателя, разочаровывающего главного героя своей обнажающейся к финалу беспринципностью; все тот же Леонов в фильме «Дом, который построил Свифт» по ошибке вызывал героя Абдулова, принятого им за Ланцелота, на дуэль. Наконец, это вновь исчерпывающее кино о том, что вся наша жизнь — спектакль режиссера-мучителя, что власть всегда от дьявола, а честность с собой в наши дни так же редка, как чудо, которого не стоит дожидаться, а лучше брать свою жизнь в свои же руки, как это делает главный герой Ланцелот (Абдулов), побеждая хабалистого автократа Дракона (Янковский), но не победив в итоге рабский менталитет в головах жителей одного проклятого городка.

Сам Марк Захаров исполнил в фильме эпизодическую роль дирижера, ищите его где-то на 41 минуте и еще в финале.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+