За горами смерти нет: пять лучших проектов Уральской индустриальной биеннале
Символом Пятой Уральской индустриальной биеннале стал зеленый кружок. Темой — «Бессмертие». Впервые за 10 лет масштабная выставка открылась на территории действующего Уральского оптико-механического завода. Завод (по-прежнему закрытое режимное предприятие) выделил организаторам здание заброшенного цеха и построил специальный проход к нему по своей территории, длинный коридор вдоль забора из асбестовых плит, щедро обмотанных новой, еще не ржавой колючей проволокой. В знак принятия искусства, расширения сознания, да и просто приветствия весь путь к выставке украшают горящие тремя глазками зеленого цвета светофоры — одни из немногих рассекреченных гражданских изделий, которые производит завод.
Кстати, зеленый цвет в конфуцианстве — символ возрождения, весны. Это рифмуется с темой основного проекта биеннале «Преодолеть границы бессмертия: к множественности будущего», сформулированной куратором выставки Шаоюй Вэн из Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке. Проще говоря, проекты 77 художников — это рассуждения на тему страха смерти, который подталкивает человечество в объятия новых технологий для поисков бессмертия. Но эти же самые технологии вызывают у нас страх и недоверие. В итоге идея безостановочной жизни выглядит сейчас не менее пугающей, чем смерть.
Самым наглядным образом это проиллюстрировали Евгений Антуфьев и Любовь Налогина, нарисовав на стенах небольшой комнаты старого цеха архаического змея-держателя неба и земли, символ космического зла и предстоящей гибели мира в позднейших мифологиях европейских народов. В центре комнаты — псведоархаические амфоры с якобы уральским малахитом (уральские месторождения выработаны, а малахит добывают теперь в Африке). Человеческое сознание все так же бегает по кругу вечных проблем с разной степенью вовлеченности. В проекте Шаоюй Вэн нашлось место и майнингу биткоинов, и некрофилу-педофилу, и опиумным войнам в Китае, и мексиканскому культу смерти, и идеям русского космизма. Но как показали выставочные проекты биеннале, помимо главной выставки на двух этажах цеха Уральского оптико-механического завода и в Екатеринбургском кинотеатре «Колизей», там же показывают десять работ, созданных иностранными художниками в рамках арт-резиденций биеннале в уральских городах куратором Кристиной Горлановой. Кроме того, Ельцин-центр подготовил свой проект «Урал мари. Смерти нет», а ГЦСИ показывает проект «После нас»; в «Синара Центре» Дмитрия Пумпянского две выставки в рамках биеннале и еще один проект «Все не то, чем кажется» при поддержке «Сибура» создал в Тюмени куратор Владимир Селезнев.
Бюджет Уральской биеннале в этом году превышает 76 млн рублей. Больше половины дали меценаты и спонсоры: «Ростех», «Сибур», фонд Потанина, фонд Прохорова, что позволило с размахом организовать выставки, лекционную и дискуссионную программу, подготовить медиаторов и специальные программы для работников завода из серии «Технари для технарей».
Если в основном проекте уральский акцент не проявляется так явно, то в других объектах биеннале, например, на выставке в Уральском филиале ГЦСИ «После нас» и в тюменской «Все не то, чем кажется» куратора Владимира Селезнева, местный контекст и локальные художники звучат сильно и актуально. Хотя в этот раз в биеннале нет новых работ группы «Куда бегут собаки» и не участвует Тимофей Радя, пожалуй, самые известные на сегодняшний день екатеринбургские современные художники, уральские культурные коды выражены отчетливо. Об опыте работы с местными художниками в Тюмени Владимир Селезнев отдельно упомянул на открытии выставки: «Два года назад приезжал в Тюмень, не мог найти современных художников. В этот раз в проекте принимают десять художников из Тюмени. Здесь развивается своя традиция комиксов».
Из всего многообразия работ и проектов Forbes Life выбрал несколько самых зрелищных.