К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Париж, Нью-Йорк, Берлин, Москва, я люблю тебя: 12 лучших киноальманахов о городах

Париж, Нью-Йорк, Берлин, Москва, я люблю тебя: 12 лучших киноальманахов о городах
После 2006-го, когда появился фильм «Париж, я люблю тебя», альманахи о любви в главных мегаполисах мира и любви к ним обрели новый импульс. Кинокритик Юрий Гладильщиков выбрал для Forbes Life двенадцать картин, которые определенно стоит посмотреть
«Париж, я люблю тебя» («Paris, je t'aime», 2006)

«Париж, я люблю тебя» («Paris, je t'aime», 2006)

Альманах из восемнадцати новелл (планировали двадцать — по числу округов Парижа, но две не устроили продюсеров), первый из фильмов серии «Мегаполис, я люблю тебя». Неудивительно, что для старта киносерии был избран именно Париж. Никакой другой город столь часто не становился героем картин. В Лос-Анджелесе снимают больше, но он редко становится героем фильмов, а скорее выступает лишь как место действия. Париж, о чем бы ни шла речь, всегда тянет одеяло на себя. «Под крышами Парижа», «Дети райка», «Через Париж», «Париж принадлежит нам», «Последнее танго в Париже», «Любовники с Понт Нёф» etc. вплоть до более свежих «Мулен Ружа», «Амели» и «Ангела А» — везде он никак не третий лишний.

Опасность была в том, что фильм про Париж мог обернуться набором туристических банальностей. Но продюсеры альманаха сделали ход конем: позвали в режиссеры иностранцев, справедливо рассудив, что даже Эйфелеву те увидят по-другому. В том числе знаменитых американцев: Гаса Ван Сэнта, братьев Коэнов, Александра Пейна, Уэса Крейвена («папу» Фредди Крюгера), голливудского мексиканца Альфонсо Куарона, немца Тома Тыквера, бразильца Вальтера Саллеша (автора «Че Гевары: дневников мотоциклиста»). Впрочем, есть и французы — сорежиссером одной из новелл стал Жерар Депардье. Режиссеры-звезды притащили в свои минифильмы актеров-звезд — от Фанни Ардан, Жюльетт Бинош и Людивин Санье до Уиллема Дефо, Ника Нолти, Элайджи Вуда и Натали Портман. В вампирской новелле — есть и такая — впервые мелькнула на большом экране Ольга Куриленко.

Результат получился и предсказуемым, и не очень. Предсказуемо, что новеллы неровные, но почти все так или иначе интересны. Плохих киноальманахов попросту не бывает, ведь режиссеры стараются обыграть партнеров-соперников по заочно совместному труду и предстать перед зрителем в наиболее выигрышном свете. Предсказуемо, что некоторые новеллы — в сущности анекдоты. Один из самых смешных рассказали братья Коэны: американец со страшненьким, но обаятельным лицом их любимого актера Стива Бушеми чуть было не окунается в обещаемое турсправочниками истинно парижское любовное приключение, но в итоге получает по лицу. Неожиданно, однако, что в фильме много социального. Не просто Париж глазами режиссеров-иностранцев, но, в целом ряде новелл, Париж глазами иммигрантов. И это как раз интересно.

«Париж глазами…» («Paris vu par...», 1965)

«Париж глазами…» («Paris vu par...», 1965)

Фильм-предшественник «Парижа, я люблю тебя», шесть новелл которого точно так же поименованы названиями знаменитых мест — бульваров, вокзалов, площадей. Но это не Париж глазами иностранцев, а Париж глазами режиссеров легендарной, царствовавшей в мировом кино 1960-х французской новой волны. Среди авторов три супермэтра: Годар, Ромер и Шаброль. Этот фильм, считающийся знаковым для 1960-х, в памяти четко отпечатывается как черно-белый. Именно новая волна (не только в этом фильме, но и в других) создала изумительно стильный черно-белый образ Парижа, города, графически выверенного, которому четкие светотени к лицу, как никакому другому. Все знают: если нужно сделать эффектную фотографию парижской улицы — переведите фотоаппарат в монохромный режим. Тем удивительнее потом читать, что «Париж глазами…» — фильм цветной.

«Берлин, я люблю тебя» («Berlin, I Love You», 2019)

«Берлин, я люблю тебя» («Berlin, I Love You», 2019)

Уже упомянутый последний на сегодня альманах серии (давно анонсированный «Шанхай, я люблю тебя» застрял в дебрях производства) уступает другим по подбору режиссеров. Хотя актеров-звезд и тут достаточно: Кира Найтли, Хелен Миррен, Люк Уилсон, Джим Стёрджесс, Микки Рурк, Диего Луна. Берлин, если говорить о видах, не самый выигрышный город. Да, там свои достопримечательности от воспетого Вимом Вендерсом Ангелом над Берлином до разрушенной кирхи у вокзала Zoo, Рейхстага, Бранденбургских ворот, новой фантастической Потсдамер-платц, Александр-платц с ее телевышкой и т. д. Но в целом это советский город, разрушенный войной и быстро застроенный панельками. Чтобы почувствовать обаяние Берлина, надо побывать в нем не раз. Режиссеры альманаха этого не делали. Поэтому главная его беда: в фильме про любовь в Берлине нет Берлина. Хоть бы Кройцберг показали — некогда самый запущенный маоистско-троцкистско-турецкий, а ныне новомодный район! Не почувствовав атмосферы города, режиссеры поместили почти все действие в квартиры, бары, клубы, гостиничные номера, которые можно было снять хоть в Твери, хоть в Баку. Зато в соответствии с немецкой ментальностью много политкорректности. Но ее опять-таки мог продемонстрировать любой другой мегаполис.

«Нью-Йорк, я люблю тебя» («New York, I Love You», 2009)

«Нью-Йорк, я люблю тебя» («New York, I Love You», 2009)

Наши критики разругали картину, даром, что среди режиссеров звезды со всех континентов: Шекар Капур, Мира Наир, Цзян Вэнь, Фатих Акин, Натали Портман, Бретт Ратнер, Иван Атталь. И разругали зря, тем более что публика фильм приняла (на обычном сеансе, где я побывал, многие аплодировали). Одна из главных претензий в том, что «Париж» был лучше. Но как продюсерский проект «Нью-Йорк» более радикален.

Во-первых, продюсеры рискнули отцепить от основного фильма две новеллы, чуточку выпавшие из контекста. В некоторых странах их не увидели (в российской версии они есть). Именно этими новеллами фильм открывается. Это фрагменты от нашего Андрея Звягинцева и кинодивы Скарлетт Йоханссон, тоже решившей тогда попробовать себя в режиссуре. Звягинцев, в частности, сотворил мини-вариацию на темы легендарного «Блоу-ап» Микеланджело Антониони. В «Блоу-ап» фотограф снимал влюбленную парочку в парке, а увеличив дома снимок, обнаружил, что на самом деле запечатлел убийство. У Звягинцева мальчик снимает на видео влюбленных на мосту, но увеличив изображение, понимает, что зафиксировал трагический момент расставания.

Во-вторых, продюсеры пошли на любопытный эксперимент. Основной фильм не делится на главки, разделяемые титрами: как эта новелла называется, кто ее снимал, кто в ней снимался. Это — цельная картина. Да, она состоит из отдельных мини-историй, но они перетекают одна в другую. Только потом нам объясняют, какой из режиссеров какой из фрагментов снял.

Главная претензия к фильму: в нем мало Нью-Йорка. NY в отличие от Парижа в «Париже, я люблю тебя» не всегда узнаваем. По мне, NY в «Нью-Йорке» даже слишком много. Прежде, до теракта 11.09.11, в каждой картине про NY мелькали башни-близнецы. В этом фильме в кадр назойливо лезут Эмпайр-стейт-билдинг, Центральный парк, Бруклинский мост и другие открыточные виды.

Проблема, однако, в том, что столица Франции — самый киногеничный город на свете. Это единственный город, который распознается на экране моментально. Включаешь телевизор, идет незнакомый фильм, в котором машина едет по узкой кривоватой улочке с магазинчиками и кафе, — и ты тут же понимаешь, что это Париж, хотя тебе не показали ни Эйфелеву, ни Елисейские. Нью-йоркские же улицы на крупных и средних планах зачастую снимают в Торонто, Чикаго, Филадельфии, потому что дешевле. И зрители, даже ньюйоркцы, не замечают подмены. Точно так же в советские годы Западную Европу имитировала на экранах Прибалтика.

«Нью-йоркские истории» («New York Stories», 1989)

«Нью-йоркские истории» («New York Stories», 1989)

Альманах из трех иногда очень смешных новелл, сделанный тремя киноклассиками: Вуди Алленом, Мартином Скорсезе и Фрэнсисом Фордом Копполой, которые исследовали и показывали Нью-Йорк как никто другой. Для полноты нью-йоркской картины в альманахе не хватает четвертого мэтра-суперзнатока Большого Яблока, как в Америке именуют Нью-Йорк, главного афроамериканца штатовского кино Спайка Ли, историка современного Южного Бронкса и его национально-расовых противоречий, где иногда хватало искры, чтобы вызвать взаимные погромы. Рецензировать новеллы — дело неблагодарное, они слишком разные, и фильмы классиков описывать в двух строках было бы неправильно. Просто стоит напомнить, что такой фильм есть.

«Москва, я люблю тебя!» (2009)

«Москва, я люблю тебя!» (2009)

Фильм вышел только у нас. Он не имеет отношения к мировой серии «…я люблю тебя» — просто к ней прилепился. Не зря у него даже другое название: оно завершается восклицательным знаком. Креативным продюсером проекта стал Егор Кончаловский. В отличие от фильмов оригинальной серии все новеллы снимали только наши режиссеры, а роли исполняли исключительно наши актеры. Жаль: взгляд кинематографистов-иностранцев на мегаполисы в этой серии — самое интересное.

Среди симпатичных и неожиданных новелл — «Объект № 1» Мурада Ибрагимбекова. Остальные сняты более или менее традиционно. Эта же — фактически мультфильм, пусть и с живыми актерами, в котором двое рабочих, словно перебравшихся из советских фильмов про монтажников-высотников, чистят и моют знаменитые столичные скульптуры и объекты архитектуры: «Рабочего и колхозницу», Шуховскую башню, Петра работы Церетели, кремлевские звезды. Новеллу можно воспринять как чистую иронию в духе некогда модного соц-арта. Вместе с тем она определенно несет в себе и концептуальный смысл, доходчиво объясняя, что московский стиль — это эклектика. А если что и объединяет между собой столичные архитектурные объекты (исключая Шуховскую башню), то пафос и державность.

Других столь же оригинальных новелл в альманахе мало, но вы наверняка найдете еще четыре-пять, которые придутся по вкусу. Может понравиться и анекдот от прежде неизвестного режиссера Александра Касаткина «Mosca, ti amo» про аспирантку МГУ, итальянский любовник которой вынужден во время паспортной облавы выбраться в трусах на узкий карниз высотки на Ленгорах. Или мрачная шуточка от мэтра не советского даже, а, можно сказать, «дореформенного» кино Георгия Натансона (его самые знаменитые хиты «Старшая сестра» и «Еще раз про любовь» созданы в 1960-е) «Письмо бабушке Уйне». В этой новелле интеллигентная девушка из ориентальной России сочиняет в голове письмо домой об успешной московской музыкальной карьере, хотя отброшена на обочину жизни.

При этом на экране — иная столица, не та, в которой мы живем. Даже у таксистов фирменные фуражки, каких в жизни никто не видел — только в голливудских фильмах и наших старых с Николаем Крючковым. «Москва, я люблю тебя», за исключением отдельных главок, назойливо глянцевая, гламурная, услаждающая взгляд. Продюсеры фильма жаждали от приглашенных режиссеров оптимизма. Те и расстарались.

«Токио!» («Tokyo!», 2008)

«Токио!» («Tokyo!», 2008)

В этом альманахе, соображенном на троих знаменитыми французами Мишелем Гондри и Леосом Караксом и корейцем Пон Чжун Хо, завоевавшем в этом мае главный приз Каннского фестиваля за фильм «Паразиты», не заметно ни любви к изображаемому городу, ни самого города. Скорее всего, продюсеры так сформулировали перед режиссерами задачу фильма: «маргиналы в мегаполисе». Режиссеры выстрелили синхронно. Все три новеллы про психологические мутации, нетипичный, но отчасти забавный разлад персонажа с миром. Все переполнены черным юмором. У Гондри, например (соавтора «Вечного сияния чистого разума» и автора «Перемотки»), японская девушка из-за проблем с действительностью постепенно превращается в деревянный стул. Радикальнее всего, однако, новелла культового редко снимающего Леоса Каракса (легендарный фильм которого «Любовники с Понт Нёф» упоминался в связи с «Парижем, я люблю тебя»). Японское кино легендарно монстрами. Каракс и придумал сюжет про монстра по имени Merde (Дерьмо), который обитает в канализации, ненавидит японцев за разрез глаз, напоминающий ему… о чем бы вы думали?.. о некой интимной детали женского тела, и поэтому швыряет в них гранатами. Самое удивительное, что Merde, а его играет постоянный актер Каракса Дени Лаван, симпатичен. В финале он отправляется бомбить Нью-Йорк. Но фильм-продолжение не появился. Зато сам Merde возник в последнем на сегодня громком и тоже состоящем из новелл фильме Каракса «Корпорация «Святые моторы».

«Петербург. Только по любви» (2016)

«Петербург. Только по любви» (2016)

Первый в СССР и России женский киноальманах. Сделан в новомодной традиции, когда зритель только из финальных титров понимает, кто именно какую из семи новелл сотворил. Рад, что по ходу просмотра угадал авторов всех трех новелл, каковых и должен был: звездных Ренату Литвинову, Авдотью Смирнову и Оксану Бычкову.

Разброс тем невероятный. Съемки французского фильма про муз Бродского, суть которого — сны. Споры о политике, которые ведут мать и дочь противоположных убеждений по пути в поликлинику, прекращающиеся после УЗИ, когда выясняется, что 43-летняя дочь, в третий раз беременная, должна родить здоровую девочку. До политики ли теперь?

История первой любви с неожиданной (хотя и в меру предсказуемой) развязкой (самая оптимистическая часть альманаха). Судьба юной дурехи, приехавшей в Питер, чтобы прожечь ночь, а поутру покончить с собой (самая нелепая часть альманаха).

Фильм не только про Питер, но и про то, как разные типы жителей пытаются выплыть в своем историческом городе. Завершение — продуманное. Почти все женщины из альманаха несчастны и одиноки. Героиня последней новеллы, интеллигентка, тоже одинока. Мужчины вокруг и делают ее несчастной. Ее радость — лишь ее маленький песик. Но в конце новеллы — и альманаха в целом — возникает внезапный проблеск. Как прокомментировал развязку одного из своих фильмов финский мэтр Аки Каурисмяки, «я добрый старикан и не мог не оставить своему герою (в случае с альманахом «Петербург» — героиням) хотя бы лучик надежды».

«Гавана, я люблю тебя» («7 días en La Habana», 2012)

«Гавана, я люблю тебя» («7 días en La Habana», 2012)

Насколько понимаю, этот фильм включили в состав серии «… я люблю тебя» только наши прокатчики, ведь подлинное название ленты «Семь дней в Гаване». Но фильм соответствует условиям серии. В нем семь новелл (названия которых «Понедельник», «Вторник» и так вплоть до «Воскресенья»), в том числе снятых такими знаменитыми иностранцами, как голливудский пуэрториканец Бенисио дель Торо, любимец киноманов испанец Хулио Медем, американский палестинец Элиа Сулейман, французские мэтры Гаспар Ноэ и Лоран Канте — обладатель главного приза Каннского фестиваля. А среди актеров, например, сам Эмир Кустурица.

«Рио, я люблю тебя» («Rio, Eu Te Amo», 2014)

«Рио, я люблю тебя» («Rio, Eu Te Amo», 2014)

Классический фильм серии: десять коротких историй о любви, снятых режиссерами из разных стран (среди которых и один из лучших киноавторов современности итальянец-оскароносец Паоло Соррентино) в разных районах Рио-де-Жанейро. А уж насколько разнообразен этот город с его неповторимыми карнавалами, футбольными пляжами и бандитскими трущобами-фавелами, где можно и повеселиться, и быть ограбленным, если не убитым, едва сойдя с туристической тропы, знают, наверное, все. Ни один другой город мира не может, кстати, похвастаться такими знаменитыми фильмами про молодежные банды. Чем славен в данном смысле Нью-Йорк? Разве что «Вестсайдской историей». А у Рио есть и «Генералы песчаных карьеров» (действие происходит в другом месте, но киноманы всегда подразумевали Рио), и «Город Бога». Но не пугайтесь: фильм, о котором мы сейчас говорим, в меру нежный, оптимистический и миролюбивый. И звезд тут доже достаточно — от голливудцев Харви Кейтеля и Джона Туртурро (он тут и один из режиссеров) до француза Венсана Касселя.

«У каждого свое кино» («Shacun son cinéma», 2007)

«У каждого свое кино» («Shacun son cinéma», 2007)

Один из лучших киноальманахов за всю историю. Рекордсмен по количеству новелл: тридцать шесть. И количеству лучших режиссеров мира. Они были призваны снять короткие фильмы-рефлексии к 60-летию Каннского фестиваля.

Всем дали свободу самовыражения, поэтому многие использовали одинаковые ходы. В нескольких фильмах (Алехадро Гонсалеса Иньярриту, Чена Кайге) выясняется, что фанатами кино являются и слепые. В других эпизодах действуют киноворы: пойманных за руку, их не сдают полиции — рука нужна, чтобы опереться о нее в момент, когда происходящее на экране вызвало слезы сострадания и очищения. Ряд режиссеров, включая нашего Андрея Кончаловского, отдают дань старым залам и старому кино.

Впрочем, есть новеллы и неожиданные. Смешной эпизод срежиссировал Такеси Китано. В нем флегматичный оборванец-крестьянин покупает билет в задрипанный зал и единственным смотрит фильм… самого Китано. Пленка постоянно рвется. А в какой-то момент и загорается — тут камера показывает киномеханика, который отчаянно тушит пожар. Механика изображает Китано. В итоге крестьянин досматривает полуобрывки фильма — и отбывает восвояси с типично японской непроницаемостью на лице. Но по виду его спины кажется, что он доволен тем, как провел досуг.

Всех затмил вечный нарушитель спокойствия фон Триер. Идет каннский киносеанс. Мужчины-зрители в смокингах с бабочками. Сидят рядом какой-то толстомордый и аккуратненький Триер. Смотрят триеровский «Мандерлей». Тут сосед начинает приставать к Триеру: рассказывать, что он-де успешный бизнесмен. Триер вежливо отстраняется. Наконец сосед спрашивает: «А вы-то чем занимаетесь?» — «А я убиваю», — отвечает Триер и молотком лупит соседу в глаз. Потом по башке. После чего следует кадр, как фон Триер и его соседка, слегка забрызганные кровью, продолжают миролюбиво смотреть кино, а рядом в кресле труп с наполовину отшибленной башкой. И ведь правда: каждому киноману хоть раз хотелось убить в зале того, кто мешает смотреть, например, громко болтает по телефону.

Из всех альманахов нашего списка этот единственный, который не только про конкретный город, хотя он, конечно, про Канн, Каннский фестиваль и его, сделавшего его ведущим в мире тогдашнего идеолога Жиля Жакоба. Он еще и про любовь к кино. В DVD-варианте альманаха, к сожалению, отсутствует одна из самых забавных новелл — от братьев Коэнов, предоставивших ее слишком поздно.

«Москва никогда не спит» (2014)

«Москва никогда не спит» (2014)

Этот фильм может показаться чуждым в перечне наших лент. Ведь он снят одним режиссером и только с русскими звездами от Евгении Брик до Михаила Ефремова. Но, во-первых, он тоже состоит из отдельных историй-новелл, то есть это альманах; во-вторых, он о любви; в-третьих, о любви к городу; в-четвертых, снят иностранцем — ирландцем Джонни О'Рейли. Так что в отличие от альманаха «Москва, я люблю тебя» демонстрирует сторонний взгляд на нашу столицу.
Более уважительного фильма про Москву я не видел, наверное, со времен советской классики типа «Заставы Ильича» Марлена Хуциева или «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии.

«Москва никогда не спит» — фильм одновременно жесткий, нежный, романтический и честный. О'Рейли, проработавший в России столько же, сколько на Западе, уверен, что мир не знает о ней ничего. В итоге он сумел сделать то, что в случае с Россией не удавалось в постсоветское время почти никому из зарубежных кинематографистов — только польскому англичанину, обладателю «Оскара» за «Иду» Павлу Павликовскому (он снял в 1998-м хороший фильм «Стрингер» с Сергеем Бодровым-мл. и Владимиром Ильиным — про политическую психологию новой России).

О’Рейли сделал типично европейский фильм про европейский мегаполис и его горожан, житейские, ментальные, социальные, политические, экономические проблемы которых ничем не отличаются от проблем обитателей Берлина, Лондона или уже раз десять упомянутого Парижа. Это фильм о том, как сложно жить в Москве. Но тем, кто в ней живет, в ином городе представить себя трудно. Режиссер продемонстрировал в своем фильме о Москве русских не как чужестранцев, а как европейцев, что уже важно в нынешних условиях новой холодной войны.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+