Наши критики разругали картину, даром, что среди режиссеров звезды со всех континентов: Шекар Капур, Мира Наир, Цзян Вэнь, Фатих Акин, Натали Портман, Бретт Ратнер, Иван Атталь. И разругали зря, тем более что публика фильм приняла (на обычном сеансе, где я побывал, многие аплодировали). Одна из главных претензий в том, что «Париж» был лучше. Но как продюсерский проект «Нью-Йорк» более радикален.
Во-первых, продюсеры рискнули отцепить от основного фильма две новеллы, чуточку выпавшие из контекста. В некоторых странах их не увидели (в российской версии они есть). Именно этими новеллами фильм открывается. Это фрагменты от нашего Андрея Звягинцева и кинодивы Скарлетт Йоханссон, тоже решившей тогда попробовать себя в режиссуре. Звягинцев, в частности, сотворил мини-вариацию на темы легендарного «Блоу-ап» Микеланджело Антониони. В «Блоу-ап» фотограф снимал влюбленную парочку в парке, а увеличив дома снимок, обнаружил, что на самом деле запечатлел убийство. У Звягинцева мальчик снимает на видео влюбленных на мосту, но увеличив изображение, понимает, что зафиксировал трагический момент расставания.
Во-вторых, продюсеры пошли на любопытный эксперимент. Основной фильм не делится на главки, разделяемые титрами: как эта новелла называется, кто ее снимал, кто в ней снимался. Это — цельная картина. Да, она состоит из отдельных мини-историй, но они перетекают одна в другую. Только потом нам объясняют, какой из режиссеров какой из фрагментов снял.
Главная претензия к фильму: в нем мало Нью-Йорка. NY в отличие от Парижа в «Париже, я люблю тебя» не всегда узнаваем. По мне, NY в «Нью-Йорке» даже слишком много. Прежде, до теракта 11.09.11, в каждой картине про NY мелькали башни-близнецы. В этом фильме в кадр назойливо лезут Эмпайр-стейт-билдинг, Центральный парк, Бруклинский мост и другие открыточные виды.
Проблема, однако, в том, что столица Франции — самый киногеничный город на свете. Это единственный город, который распознается на экране моментально. Включаешь телевизор, идет незнакомый фильм, в котором машина едет по узкой кривоватой улочке с магазинчиками и кафе, — и ты тут же понимаешь, что это Париж, хотя тебе не показали ни Эйфелеву, ни Елисейские. Нью-йоркские же улицы на крупных и средних планах зачастую снимают в Торонто, Чикаго, Филадельфии, потому что дешевле. И зрители, даже ньюйоркцы, не замечают подмены. Точно так же в советские годы Западную Европу имитировала на экранах Прибалтика.