Все смешалось в доме. Почему в парках строят музеи, а в опере гоняют скейтбордисты
Смешанное, или многоцелевое, использование (как говорят сегодня, mixed-use) в городской инфраструктуре существовало всегда. В XIX веке еще до появления городского транспорта, когда люди пешком могли свободно передвигаться в среднем в пределах 400 м, в этом радиусе должно было находиться все: и церковь, и книжная лавка, и рынок, и даже маленький свечной заводик. С развитием индустриализации и началом массовой застройки подход изменился. В 20-е годы XX века французский архитектор Ле Кoрбюзье выдвинул концепцию разделения городских функций из соображений безопасности. Так появились спальные, промышленные и зеленые районы. После войны сам же Ле Корбюзье принципы изменил, построив знаменитый «Марсельский блок» — многоквартирный жилой дом, внутри которого заложил библиотеку, почту, продуктовый магазин и даже кафетерий. Проект снова утверждал многофункциональность, но распространения она тогда не получила. Городская инфраструктура уже была создана, и менять ее было дорого и сложно. К теме многоцелевого использования в Европе вернулись в 1970-е годы, когда произошло неизбежное: свободной земли в городах стало меньше, а интересов — а значит, и потребностей — у жителей стало больше.
Как отдельный виток тренда появились инфраструктурные объекты mixed-use — здания и общественные пространства, которые сочетали в себе несколько функций, причем иногда очень неожиданных. Норвежская опера, по крыше которой можно катать на скейте; крытый рынок, он же жилой дом и парковка в Роттердаме, или из последнего: мусороперерабатывающий завод в Копенгагене с горнолыжным склоном.
В Россию mixed-use вернулся на 40 лет позже, в середине 2000-х. Сегодня многофункциональность в российских городах пока носит точечный характер: принцип смешанного использования проявляется не в проектировании жилых районов и не в конкретных зданиях, а в планировании общественных пространств. Московские Парк Горького, «Зарядье» и один из редких коммерческих проектов такого типа «Новая Голландия» в Санкт-Петербурге — пока то немногое, чем мы можем похвастать. Объекты mixed-use требуют больших вложений, которые долго окупаются, а такая модель российскому инвестору в постоянно меняющихся условиях невыгодна. Мы собрали самые яркие объекты категории mixed-use в России и мире и выяснили, как дорого они обошлись инвесторам и как скоро могут окупиться.