К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Что смотреть на выставке современного искусства documenta

Что смотреть на выставке современного искусства documenta
13 площадок выставки в немецком Касселе, которые нельзя пропустить

До 17 сентября в Касселе проходит documenta — самая авторитетная выставка в области современного искусства, задающая тренды на многие годы вперед. В этом году свершилась маленькая революция в истории documenta. Ее куратор, бывший директор базельского Кустхалле, поляк Адам Шимчек децентрализовал documenta, разделив выставку на два города между Афинами и Касселем. Ее рабочая тема «Учиться у Афин» затрагивает как вопросы исторической памяти и культурного наследия, так и состояние европейского общества, экономический кризис в Греции, империалистические войны и мотивы принятия решений.

Бюджет проекта составил €37 млн, что на €7 млн больше прошлой documenta в 2012 году, которую посетило за 100 дней работы более 900 000 человек. (documenta проходит с 1955 года с периодичностью раз в четыре-пять лет). В этом году в Касселе работы более чем 160 художников представлены на 30 городских площадках. Искусство, показанное на Документе, в первую очередь подбиралось по историческим и политическим темам. Эстетическая составляющая в 2017 году отошла на второй план. Основная мысль: «Главное, чтобы не было войны».

Закрытая подземная станция железнодорожного вокзала Kulturbahnhof
Dcumenta 14

Закрытая подземная станция железнодорожного вокзала Kulturbahnhof

Куратор documenta Адам Шимчек предлагает начать знакомство с проектом, спустившись под землю, на закрытую в 2005 году станцию Kulturbahnhof. Вход на выставку находится в железном контейнере, расположенном на привокзальной площади. Проекты пяти художников обыгрывают темы перемещения в пространстве и времени. Например, Нихил Чопра (Nikhil Chopra) повесил вдоль перрона масштабные пейзажи – виды из окна поезда, которые он наблюдал по дороге из Афин в Кассель, а Зафос Хагорарис (Zafos Xagiraris) разместил уже за вокзалом рядом с железнодорожными путями надпись «XAIPETE!», что в переводе с греческого обозначает «Добро пожаловать!». Такая надпись встречала греческих военнопленных при въезде немецкий город Горлиц в годы Первой мировой войны.

Neu Neue Gallerie, бывший центральный почтовый узел Касселя
Panayotis Tzamaros·NurPhoto via ZUMA Press

Neu Neue Gallerie, бывший центральный почтовый узел Касселя

Бывший почтовый узел Касселя, построенный в 1975 году, к documenta-14 переименовали в Новую Новую Галерею. Здесь на нескольких этажах расположены проекты 24 художников на тему движения и перемещения будь то искусства, людей или исторических артефактов. Большая часть работ показана на первом этаже. Испанец Даниель Гарсия Андуджар (Daniel Garcia Andujar) в инсталляции «Ужасы войны» говорит о перемещении культурных ценностей в годы Второй Мировой войны, иллюстрируя свою работу фрагментами одноименной серии гравюр Гойи. Пятнадцатиминутное видео Арин Рангланг (Arin Rungjang) из Банкога, повествует об истории посла Тайланда в Германии, который работал в Берлине в годы Второй мировой войны, был знаком с Гитлером и наблюдал крах Третьего Рейха. Его путь домой из разгромленной Германии проходил через советский лагерь, в котором он провел почти год. Наконец работа испанца Роджера Берната (Roger Bernat) показывает, как по замыслу художника был перемещен из Афин в Кассель клятвенный камень, рядом с которым состоялся суд над Сократом в 399 году нашей эры.

Giesshause, постройка XIX века на фабрике «Хеншель»
Documenta 14

Giesshause, постройка XIX века на фабрике «Хеншель»

Giesshause сейчас находится на территории кассельского университета, а до 70-х годов ХХ века здесь размещалась знаменитая литейная фабрика «Хеншель», которая в годы Второй мировой войны снабжала немецкую армию танками, снарядами и самолетами. В рамках documenta здесь на четырех экранах показывают видео-инсталляцию «Пересечения» немецкой художницы Ангелы Мелитополос (Angela Melitipoulos). Полный цикл видео-ряда занимает 109 минут. Cтоит посмотреть  его хотя бы частично, чтобы понять почему documenta в этом году посвящена Греции. Ангела Мелитополос  показывает будни беженцев в греческих лагерях Лесбос и Пирей, а также рассказывает о руднике Skouries в портовом городе Лаврионе, который превратил жизнь людей этого некогда райского места в настоящий ад.

Музей Фридерицианум
Axel Heimken·DPA

Музей Фридерицианум

Музей Фридерицианум, построенный в 1779 году, — один из первых публичных европейских музеев. Он был практически уничтожен в годы второй мировой войны. Именно в этом музее спустя 10 лет после войны художник и куратор Арнольд Боде открыл первую выставку documenta, как жест покаяния немецкого народа перед миром за деяния нацистской Германии, в то числе за преследования неугодных художников. С тех пор Музей считается основной выставочной площадкой documenta. В этом году он принимает собрание афинского  национального Музея современного искусства (EMST) как символическую дань уважения грекам, пережившим после объединения с Евросоюзом финансовый и политический кризис. В экспозицию вошли около 90 произведений греческих и международных авторов, в том числе работы Янниса Кунеллиса, Джозефа Кошута, Билла Виолы, Моны Хатум и несколько лет назад представлявшего Грецию на Венецианской биеннале Стефаноса Цивополуса. К зданию Фридерицианума примыкает средневековая Цверенская башня, построенная в 1330. В рамках documenta крышу башни временами окутывает дым. Автор проекта — Данель Кнорр (Daniel Knorr) говорит, что смыслы перформанса меняются в зависимости от погодных условий. Когда ясно и дым идет вертикально из трубы, башня напоминает работающую фабрику по производству искусства, а когда дым начинает опускаться, то кажется, что башня горит, тем самым напоминая о трагических страницах истории: пожаре в музее, где была утрачена большая часть крупнейшей европейской библиотеки.

Площадь Фридриха
Thomas Lohnes·Getty Images

Площадь Фридриха

Перед музеем Фридерицианум расположена одна из самых крупных городских площадей Германии. Ее размер 340 х 112 м. Площадь была спланирована в XVIII веке и названа в честь ландграфа Фридриха II, чей мраморный памятник установлен напротив музея. Во времена Третьего Рейха на площади проходили военные парады, а дома вокруг были задрапированы красно-черными флагами со свастикой. В послевоенные годы площадь Фридриха стала символом обновления. Один из наиболее эффектных проектов настоящей documenta построен на том месте, где 19 мая 1933 года нацисты сжигали неугодные им книги. «Книжный Парфенон» аргентинской художницы Марты Минухин (Marta Minujin) — увеличенная реконструкция ее работы 1983 года. На главной площади Касселя в масштабе один к одному из железного каркаса воссоздали очертания греческого Парфенона, на нем, в прозрачных полиэтиленовых пакетах, закрепляются, в режиме реального времени, книги, которые подвергались цензуре. Любой желающий может привезти и сдать книги для этого проекта, тем самым поддержав идеи Марты Минухин о свободе слова. На площади также расположено два книжных и сувенирных магазина с продукцией documenta.

Ottoneum, Музей естественной истории
Documenta 14

Ottoneum, Музей естественной истории

Оттониум — первое в Германии здание для театра, построенное в начале XVII века по распоряжению ландграфа Морица Гессен-Кассельского. Театр был назван в честь старшего сына — Отто. В 1943 году Оттониум пострадал от бомбардировок союзников, а после Второй мировой войны восстановлен. Теперь здесь расположен городской музей естественной истории. Девять проектов художников documenta объединены темой «театр земель» и поднимают вопросы прав на землю в условиях современной геополитической ситуации. Здесь стоит обратить внимание на масштабные гуаши на золотой ткани, созданные молодым монгольским автором Номином Болдом (Nomin Bold), работающим в традиционной монгольской манере. Это направление в социалистический период развития Монгольской республики считалось нон-конформистским по отношению к официальному соцреализму.

Documenta Halle
Documenta 14

Documenta Halle

Современное здание из стекла и стали замыкает Площадь Фридриха. Оно было открыто в 1992 году для девятой documenta. Многоуровневое модернистское здание символизирует движение, — работы 26 художников, представленные в нем, так или иначе связаны с этой темой. Пространство мезонина при входе с видом на центральную площадь отдано под аудио-архив различных событий, которые проходили в рамках documenta в Афинах, таким образом, зрители, находясь в Германии, могут услышать «голос» греческой Документы. В основном зале Documenta Halle бросаются в глаза свисающие с потолка алые шерстяные нити, созданные художницей и поэтом из северной Америки Сесилией Викуна (Cecilia Vicuna), отождествляющие женское начало. Рядом многометровая горизонтальная вышивка, напоминающая наскальную живопись, создана Бриттой Маракатт-Лаббой (Britta Marakatt-Labba) и повествует о мифологической истории политических восстаний северных народов Саами.

Westpavilillion (Orangerie)
Documenta 14

Westpavilillion (Orangerie)

Восточный павильон, расположен в левом крыле Orangerie, летней резиденции Карла I, построенной в XVIII веке и практически полностью уничтоженной в годы Второй мировой войны. Orangerie была восстановлена сравнительно недавно, в 1992 году и сейчас в ней работает астрономический музей. Восточный павильон на время выставки отдан под две работы известного немецкого режиссера Ромуальда Кармакара «Византия» и «Появление Запада». Внутри павильона показывают пятнадцатиминутное  видео с исполнением Агни́ Парфе́не на греческом и русском языках, архимандритом Никодимом и хором священников в церкви вознесения в Афинах, а затем иеромонахом Давидом и хором из Валаамского монастыря. На фасаде здания — бегущая строка со словами об истории конца Византийской империи, падении Константинополя и появлении нового мира.

Neue Gallerie
Documenta 14

Neue Gallerie

Музей, в котором находится коллекция искусства XIX – XXI веков, был открыт в 1877 году на заре образования Германской империи. Neue Gallerie в этом году стала одной из главных экспозиционных площадок documenta. Здесь разместилась масштабная выставка с историческим экскурсом, объединяющая постоянную экспозицию музея и около 90 художников, чьи работы прибыли в Кассель специально на documenta. На первом этаже можно увидеть восемь мраморных скульптур аллегорически олицетворяющие «искусство наций» — древнюю Грецию и Рим, Италию, Францию, Германию, Испанию, Нидерланды и Англию, созданные в 1910 году Карлом Фридрихом Эхтермайером (Karl Friedrich Echtermeier). В этом зале звучат саундтрек с югославским гимном, польским фолком и сонатой женщины из ГДР, наводящие на размышления о геополитических изменениях и национальной принадлежности искусства. Эта тема развивается в работах Павла Филонова с советскими рабочими и планом электрификации СССР, рисунках Андрея Вроблевского «Утренние новости (1953)», где изображены люди на улицах Вильнюса, узнавшие о смерти Сталина. Экспозицию в Neue Gallerie можно изучать много часов, а то и несколько дней. Случайных работ здесь нет. Например, два черно-белых рисунка Заинула Абедина впервые выставляются европейской публике. Женские изможденные фигуры служат напоминанием о событиях в британской колонии Бенгалии в годы Второй мировой войны, где по вине политиков от недоедания и болезней в 1943 году умерли по разным оценкам от 1,5 до 4 миллионов человек.

Palais Bellevue
Documenta 14

Palais Bellevue

Дворец Белфю расположен по соседству с Neue Gallerie. Он  был построен в 1714 году лэндграфом земель Гессена-Касселя Карлом, а затем в 1790 году здание перестроили  под астрономическую обсерваторию. В начале XIX века дворец стал королевской резиденцией и домом для младшего брата Наполеона I, короля Вестфалии Жерома Бонапарта, который впервые открыл двери дома для Якоба и Вильгельма Гримм, впустив знаменитых сказочников в местную библиотеку. Музей братьев Гримм находился во дворце с 1972 по 2014 годы.

Здесь семнадцать проектов современных художников объединены вопросами исторической памяти. Наиболее яркий из них — видео-инсталляция Мари Зигури (Mary Zygouri), построенная на архивах перформанса Марии Каравела «Блокада Коккинии» (Blockade of Kokkinia). 27 июня 1979 года в Афинах художница воссоздала события 1944 года, когда немецкие солдаты расстреляли сотни греческих коммунистов, находящихся в концентрационном лагере. Зрителей перформанса приглашали на площадь, где по земле струилась красная вода, похожая на реки крови, которые превращались на глазах в моря. Довольно жестоко, но напоминание про страх войны служат лейтмотивом и другой работы — видео гватемальской художницы Регины Жозе Галиндо «Тень», где на протяжении одиннадцати минут показана восточная женщина, бегущая с ужасом по дороге от преследующего ее танка.

Grimmwelt Kassel
Documenta 14

Grimmwelt Kassel

Новое здание музея братьев Гримм открылось в Касселе в 2015 году. Постоянная экспозиция рассказывает о жизни и творчестве немецких лингвистов и исследователей немецкой народной культуры братьев Гримм, которые жили и работали в Касселе. На втором этаже музея проходит выставка documenta, в которой представлены проекты, объединенные темой языка. Здесь показан масштабный архив советской актрисы Аси Лацис, которая работала с Бертольдом Брехтом и была любовницей Вальтера Беньямина. В Музее братьев Гримм надо не забыть подняться на террасу, с которой открывается прекрасный вид на южные районы Касселя. Именно сюда, после закрытия documenta в Афинах переедет мраморная палатка для беженцев канадской художницы Ребекки Белмор (Rebecca Belmore).

Hessisches landesmuseum, Музей земли Гессен
Documenta 14

Hessisches landesmuseum, Музей земли Гессен

Впервые после масштабной реконструкции музей земли Гессен принимает работы современных художников в рамках documenta. Музей был открыт в начале Первой Мировой войны в 1913 году и почти не пострадал в годы Второй мировой войны. Именно сюда из Музея Фридерицианум после войны переезжали работы фламандской и голландской живописи. Семь проектов художников documenta расположены на нижнем и верхних этажах музея. Здесь стоит посмотреть фильм-исследование лондонского документалиста Наеема Морайемена (Naeem Mohaiemen). «Две встречи и похороны», где автор пытается разобраться в теории третьего мира на примере исторических событий в Бангладеш в 1973-1974 годы. В трёхканальном видео тонко скомбинированы архивные записи заседаний Организации Исламской конференции и Движения неприсоединения (NAM), интервью с их участниками и съемки современного Бангладеш.

Torwache
Thomas Lohnes·Getty Images

Torwache

Две башни Torwache построены в начале XIX века и открывали вид на аллею Вильямсхое, ведущую к одноименному парку, где на вершине холма над замком возвышается знаменитая статуя Геркулеса – символ Касселя, которому в этом году исполняется 300-лет. Этот величественный городской вид был излюбленным у национал-социалистов. На Документе классические фасады башен увидеть невозможно. Архитектурные формы скрыл художник из Ганы Ибрахим Махама (Ibrahim Mahama), завесив башни словно военным камуфляжем сотнями мешков, в которых из Западной Африки некогда перевозились какао и кофе. Мешки сшивали воедино в Афинах. На них можно рассмотреть таможенные штампы разных государств.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+