К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Владимир Спиваков представляет: 90 работ из личной коллекции

Владимир Спиваков представляет: 90 работ из личной коллекции
В Музее русского импрессионизма — собрание живописи и графики Владимира Спивакова «Увлечения»

Для выставки «Увлечения» Владимир Спиваков предоставил из своей коллекции более 90 работ русской живописи и графики XIX и XX веков, а также подстекольной живописи западноевропейских мастеров.

Увлечение живописью, ставшее позднее собирательством, у Спивакова — со школьных лет. Маэстро вспоминает, как сдружился с соседом по коммунальной квартире, художником Александром Буторовым, ездил с ним на пленэр, за этюдником мог просидеть по шесть часов, на скрипке так долго не занимался. За прогулы собрались выгонять из музыкальной школы. Профессор Янкелевич поставил тогда перед выбором: либо живопись, либо скрипка.

«Осталось какое-то чувство недосказанности» — так объясняет появление коллекции Спиваков. Показать коллекцию публике Спивакова уговорила Юлия Петрова, директор Музея русского импрессионизма, созданного Борисом Минцем.  Подготовка к выставке заняла почти год.

 

«Коллекция — единое целое с домом маэстро, — рассказывает Анастасия Винокурова, куратор выставки. — У Спивакова нет замкнутости собрания, оно очень обширно: от XIX века до наших дней. Вещи покупаются не для вложения денег, не отправляются в хранилище, они — для жизни с семьей, для украшения дома. И мы стремились сохранить порядок картин таким же, как и в доме. К примеру, единым блоком показали театрально-декорационную графику».

Специально к выставке в музее создали саундтрек — использовали любимые композиции Спивакова в его же исполнении.

 

Forbes Life отобрал девять хитов из собрания маэстро и попросил Владимира Спивакова их прокомментировать.

Борис Кустодиев «У церкви», 1918

Борис Кустодиев «У церкви», 1918

Моей первой купленной работой стал эскиз к картине Бориса Кустодиева «Лихач» из серии «Русские типы». Там был изображен разбитной такой мужик в синем армяке, подпоясанном ярким кушаком, и высокой меховой шапке. Колоритный типаж, так ярко и сочно написанный. Я купил эту работу в Лондоне. Это сейчас спрос на наших мастеров очень большой и цены заоблачные, а 30 лет назад на рынке было очень много русского искусства, буквально наводнение, и его почти никто его не покупал.

«Тайная вечеря», Франция, Эльзас, Кольмар, конец XIX века

«Тайная вечеря», Франция, Эльзас, Кольмар, конец XIX века

Однажды после фестиваля в Кольмаре (которым я руковожу уже три десятка лет) в одном из антикварных магазинов  увидел яркие расписные «стекла» на религиозные темы. Я поинтересовался, что это за работы, зная, что, например, Василию Кандинскому нравилась народная живопись на стекле. С тех пор я решил каждый год отмечать кольмарский фестиваль покупкой очередной работы. Причем раньше «стекла» эти стоили вообще гроши, франков 100-150. Но потом цены все повышались и повышались. Первое «стекло», что я купил, было сценой «Тайной вечери». Теперь все эти сюжеты складываются в полный цикл земной жизни Иисуса Христа.

 Сергей Виноградов, «Испанская танцовщица», 1903

Сергей Виноградов, «Испанская танцовщица», 1903

Три года я жил и работал в Испании вместе с оркестром «Виртуозы Москвы» под патронажем Фонда принца Филиппа Астурийского (сейчас короля Испании) в княжестве Астурия. Все, что связано с Испанией и ее культурой, стало мне очень близко. Когда я увидел «Испанскую танцовщицу» Сергея Виноградова, понял, что она просто необходима моей коллекции. Эффектная постановка фигуры, драматические контрасты света и тени — великолепная работа, пусть и эскизная.

Павел Челищев, «Танцовщица с тамбурином», эскиз театрального костюма, 1920

Павел Челищев, «Танцовщица с тамбурином», эскиз театрального костюма, 1920

Эскизы театральных костюмов художника Павла Челищева я впервые увидел в «Русской чайной», знаменитом ресторане на Манхэттене в Нью-Йорке, неподалеку от Карнеги-холла. В Карнеги-холле 7 ноября 1977 года во время исполнения «Чаконы» Баха в меня метнули самовзрывающуюся трехкилограммовую банку с краской, прямо в солнечное сплетение. Некоторые так своеобразно боролись за свободу выезда из СССР.

После концерта мы пошли в «Русскую чайную», и там на стене висели эти работы Павла Челищева. Впоследствии я их увидел уже у Анатолия Беккермана в ABA Gallery (ведущая галерея в США, торгующая русским искусством). И Анатолий Беккерман — человек, знаниям и вкусу которого я доверяю, мне их подарил.

Александр Серебряков, «Интерьер», 1950

Александр Серебряков, «Интерьер», 1950

Два акварельных «интерьера» Александра Серебрякова я купил у Беккермана, а остальные его работы мы вместе с  Сати нашли на антикварном развале в городке Фаянс. Мы любим побродить по блошиным рынкам.

Блошиный рынок в Фаянсе —  изумительное место на юге Франции неподалеку от Лазурного Берега. Это не высокий стиль антикваров, как, например, Louvre des antiquaires в Париже, где вы можете найти вещи музейного уровня. Чем мне нравятся блошиные рынки:  там  если не шедевр, то что-то на радость глазу обязательно встретится.

Борис Шаляпин, «Портрет Марии Шаляпиной-Карпиловской», 1935

Борис Шаляпин, «Портрет Марии Шаляпиной-Карпиловской», 1935

Я купил в ABA Gallery у Анатолия Беккермана несколько работ Бориса Шаляпина, а этот женский портрет Анатолий мне подарил. Он был в плохом состоянии, бумага оказалась изъедена жуком, а в нижнем правом углу не хватало бумажного куска. Анатолий сказал, вручая мне эту работу: «Я тебе это дарю, зная, что в Москве великолепные реставраторы». На реставрацию ушло несколько месяцев, и эта вещь получила вторую жизнь.

Ладо Гудиашвили «Женский портрет», 1971

Ладо Гудиашвили «Женский портрет», 1971

Я был у художника Ладо Гудиашвили дома в Тбилиси, сыграл для него несколько композиций. На память о встрече он подарил женский портрет с дарственной надписью.

Артур Фонвизин, «Наездница»

Артур Фонвизин, «Наездница»

Люблю акварели Артура Фонвизина. Некоторые его картины подарены вдовой художника Натальей Осиповной. Нас познакомил друг, сказав: «Давай поедем к жене Фонвизина, она тебя обожает». И я поехал. Получил от Натальи Осиповны в подарок «Циркачек» — эту тему художник разрабатывал на протяжении многих лет, образы циркачек занимали его с молодости, с тех пор как он увидел наездниц из антрепризы знаменитого русского итальянца Вильямса Труцци.

Александр Григорьев, «Взаимопроникновение« 

Александр Григорьев, «Взаимопроникновение« 

Работы Григорьева напоминают мне музыку Арво Пярта. У меня много картин и объектов Григорьева, есть кинетические композиции «Горизонт и восхождение» и «Взаимопроникновение». Я называю ее «музыка сфер». Это такая «звучащая» композиция.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+