К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как автор Ждуна будет зарабатывать на меме в России

Фото DR
Фото DR
И какую вообще прибыль получают создатели интернет-мемов сегодня (спойлер: до $100 млн)

Автор Ждуна, скульптор Маргрит ван Брифорт дала в Москве пресс-конференцию в рамках Международного фестиваля рекламы «Каннские Львы».  Брифорт знает, как популярен ее Ждун в России, но официально зарегистрировать свои права на Ждуна вовремя она не успела. Вызвались помочь российские бизнесмены.

«У нас на Ждуна большие планы, — сказал на пресс-конференции Юрий Цейтлин, президент компании CD Land, которая недавно приобрела авторские права на использование образа мема в России. - Мы работаем над созданием ждунского блога, также задумываемся о возможности участия Ждуна в различных клипах и, может быть, даже его певческой карьере».

Маргрит ван Брифорт — скульптор из Нидерландов. Она создала скульптуру Homunculus Loxodontus (так по паспорту зовут Ждуна) весной 2016 года, выиграв грант для создания скульптуры для медицинского центра Лейденского университета. Позу существа с сомкнутыми на животе руками скульптор часто наблюдала у людей, сидящих в очереди к врачу, и в залах ожидания на вокзалах. В январе 2017 года изображение Homunculus Loxodontus, прозванного в России Ждуном, стало популярным мемом. Ждун появляется везде, от картин старых мастеров и современных классиков, до фотографий со знаменитостями и событий всех времен и народов. Спокойствие и несокрушимая уверенность существа способны снизить пафос и внести ироническую ноту в любой сюжет, куда Ждуна добавляют. Невинный взгляд упитанного существа, который будто ждет чего-то или вопрошает, а также его общий невозмутимый и отчасти философский настрой универсально подходят к любой ситуации.
Особенную популярность Ждуна в России Маргрит ван Брифорт  объясняет советским прошлым, когда люди очень много времени проводили в очередях.

 

Сейчас Avito.ru предлагает десятки ждунов на выбор – шоколадного, вязаного, деревянного. Умельцы валяют из войлока ждунов размером около 10 см, более предприимчивые компании идут дальше, и по желанию заказчика Ждун может быть исполнен в любом цвете (материал схожий с оригиналом – эпоксидная смола, полиэфиры). Свитшоты с репродукцией картины «Мона Лиза», но со Ждуном в главной роли (или Ждун вместо «Девочки с персиками» Серова) обойдутся в 2500 рублей, кружки с чем-то уже отдаленно напоминающим Ждуна — в 800 рублей. Творчески переосмыслили и заново отрисовали Ждуна в Казани. За 760 рублей — футболка со Ждуном в венке или в шапке-ушанке и тельняшке. Плюшевый «Ждун-антистресс» — 1870 рублей. Был у Ждуна и свой «официальный» сайт (zhdunshop.ru, сейчас не работает), но к Маргрит ван Брифорт это все не имеет отношения.

Пока русскоязычная страница Ждуна в Instagram (более 12 100  подписчиков) обновляется, но уже не так часто (последний пост за 19 мая – «Ждун — Алишер Усманов»). Скульптура – объект статичный, в отличие от живого существа, которое может двигаться и меняться, давая все новые и новые возможности для фотожаб и демотиваторов.

 

Для поддержания интереса к персонажу скульптор планирует создать Ждуну семью — папу, маму или дочку. Сейчас ведется работа над женским воплощением Ждуна. Брифорт уже выложила в Instagram снимки эскиза и новой скульптуры на раннем этапе работы с хештегами #чтоэтобудет #ждун или #ждунья? В конце января она уже интриговала подписчиков, опубликовав карандашную работу, на которой Ждун изображен с грудью, русалочьим хвостом и на костылях – почти что персонаж с картины Иеронима Босха.

Неравнодушные граждане периодически собирают подписи в надежде установить скульптуру Ждуна в одном из парков Москвы. Маргрит ван Брифорт говорит, что повтор скульптуры обойдется заказчику в €10 000.

Grampy Cat

 

Grampy Cat («Сердитый кот») — котенок, которого завела официантка из Аризоны Табата Бандесен. В 2012 году брат хозяйки дома выложил фото котенка на сайт Reddit. Котенок с неправильным прикусом смотрел сердито, хмуро и очень по-человечески, словно говорил: «опять понедельник!», или «отстаньте от меня», или «у меня похмелье».

Фото DR

Хозяйка «Сердитого кота» не растерялась и, пока кошка находилась на пике вирусной популярности, сумела популярность монетизировать. Мировой успех Grumpy Cat – заслуга менеджера мемов Бена Лашеса, к которому обратилась Бандесен.  Интернет-сайт с магазином, активное ведение соцсетей, постоянное обновление и новости о «Сердитом коте» привели к огромному количеству подписчиков в Twitter (около 700 000 читателей) и Facebook (почти 9 млн подписчиков).

За пару лет хозяйка кошки и предприимчивый менеджер издали серию книг и календарей (в России в издательстве «Эксмо»), запустили собственный бренд кофейных напитков Grumppuccino, сняли котенка в рекламной кампании Friskies и в голливудской ленте «Самое худшее Рождество Сердитого котика». В AppStore и Google Play есть мобильная игрушка «Сердитый кот». Ну и конечно, магазин при официальном сайте предлагает конфеты, книги, обложки для смартфонов, одежду, мягкие игрушки, брелки всё в диапазоне от $2,5 до $100.

По словам Бена Лашеса, домашний любимец принес Табате прибыль в $100 млн.

FATCATART

 

В России схожая ситуация. Рыжий, толстый и обаятельный кот по кличке Заратустра из проекта FatCatArt.com принадлежит художнику Светлане Петровой. Однажды по совету подруги Светлана решила сделать с котом фотосессию в стиле малых голландцев, но выбор в итоге пал на «Данаю» Рембрандта. Заратустра вписался идеально.  Быстро был сделан сайт FatCatArt.com, где Светлана стала вести блог от имени кота и выкладывать свои работы. Было интересно, сможет ли кот стать мемом безо всяких усилий по его распространению. Через полгода рыжий, довольный жизнью кот, чувствующий себя вольготно в живописной картине любой эпохи, заполонил собой интернет. Чтобы защитить свое авторство, Петрова написала на все крупные порталы  с просьбой поставить ссылку на её сайт. Так интерес к коту возник с новой силой, и Заратустра вошел в двадцатку самых знаменитых интернет-котов.

Фото DR
Фото DR

«Интернет-мемы – это серьезно, и занимаются этим серьезные люди, даже если это началось, как в случае с Grumpy Cat», — говорит Петрова. Давняя подруга Петровой Антея Норман-Тейлор – экс-менеджер Брайана Фейри и Roxy Music — предложила провести выставку картин с Заратустрой в культурном центре под Оксфордом. Эта новость попала в на BBC, о коте много писали в СМИ, а хозяйка получила предложение выпустить о нем книгу. Книга была сразу написана на английском языке, выпущена в Америке, существует перевод на китайский, корейский языки, готовится японский перевод. Перевод на русский пока не запланирован.

Зарегистрированное авторское право на работы помогают бороться с подделками. На сайте Amazon.ru, например, автор может пожаловаться на мошенников и добиться компенсации.

Наибольшую прибыль Светлане принесли права на книгу, проценты от её реализации и продаж оригинальных картин. В интернет-магазине сейчас представлено около 30 картин (цифровая печать на холсте), которые, в зависимости от размера и натяжки, можно приобрести от $45 до $185, а также постеры (по $50-60).  Самой большой популярностью пользуются дополненные котом «Мона Лиза» да Винчи, «Вавилонская башня» Брейгеля, «Ирисы» Винсента ван Гога и «Постоянство памяти»  Сальвадора Дали.

 

«Упоротый лис»

Создатель Лиса — таксидермист из Великобритании Адель Морзе. У всех ее животных и птиц — особая мимика и пластика, но «выстрелило» именно чучело сидящей лисы, причем  в России.

Адель Морзе выставила «Упоротого лиса» на аукцион ebay в октября 2012 году. Его поставили в подборку неудачных работ таксидермистов.  Фотографией лота стали делиться друг с другом и постить в социальных сетях.Так на аукционе за оригинальное чучело развернулась борьба, в которой победил промоутер музыкального клуба Майк Пурман, сделавший ставку в £330.

Буквально спустя месяц фотографии «Упоротого лиса» попали в Рунет, и слава нашла лиса, превратив его в интернет-мем. Появились множество фотожаб и демотиваторов с изображением лисы – она оказалась поистине универсальна и могла вписываться в любую картину, в любую компанию, сочетаться с чем и кем угодно.

 
Фото DR

На волне успеха, Адель Морзе и Майк Пурман, новый владелец «Упоротого лиса», привозили его в Санкт-Петербург и Москву. В Питере отделение партии «Коммунисты России» (КПЛО) и зоозащитники выступили против проведения выставки, что привлекало дополнительное внимание к мему. В Москве же все обошлось без эксцессов.

Адель Морзе повторила «Упоротого лиса» для владельца сайта 1001mem.ru Игоря Козлова.

Сейчас Морзе на ebay продает только эмалевый значок в виде мордочки «Упоротого лиса» примерно за 500 рублей. Предложения на её личном сайте (www.adelemorsetaxidermy.co.uk) чуть более разнообразны – открытки с изображением все  лиса в компании грустного Киану Ривза, наклейки, постеры. Цены от £10 до £30 .

Морзе не нравится, когда её «Упоротого лиса» называют одним из самых прибыльных интернет-мемов современности и приписывают ей выручку в £10 000 фунтов. На своей странице в Твиттере она пожаловалась, что её прибыль — £400 за 18 дней работы.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+