К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«На проект «Россия для всех» я потратил $1 млн», — почему коллекционер Бондаренко распродает российское искусство

«На проект «Россия для всех» я потратил $1 млн», — почему коллекционер Бондаренко распродает российское искусство
На торгах Vladey — коллекция современного искусства Виктора Бондаренко с эстимейтом в 28 млн рублей
Фото DR

30 мая на торгах Vladey с молотка уйдут 20 работ из собрания Виктора Бондаренко, известного коллекционера икон и современного искусства. В коллекцию современного искусства Бондаренко включены если не все, то подавляющее большинство ключевых авторов, определяющих 60-летний период развития искусства в нашей стране. При создании коллекции Бондаренко делал ставку на «возрастающие имена», то есть отбирал работы поздние, конкурентные по отношению к более молодым авторам. В его собрании — около 500 работ, звезды арт-сцены, от шестидесятников до Олега Кулика, Владислава Мамышева-Монро, Беляева-Гинтовта и группы AES+F, — все те же имена, что вошли в собрание центра Помпиду, в результате дара, инициированного фондом Потанина.

О том, почему он собирает искусство и почему продает, Виктор Бондаренко накануне торгов рассказал Forbes Life:

«Всю жизнь я что-то коллекционирую: иконы, картины, прикладное искусство. Впервые я столкнулся с искусством в возрасте 20 лет, когда покупал и продавал иконы. В то время мы думали, что СССР — это навечно. Поэтому я эмигрировал в США в 1978 году.

 

В Нью-Йорке я очень увлекся искусством, много читал по этой теме, ходил в музеи, галереи, на аукционы Christie’s, Sotheby’s.

В 1989 году, когда в СССР начались перемены, я одним из первых начал заниматься здесь бизнесом. И заинтересовался contemporary искусством. Тогда существовала одна единственная частная галерея — М'АРС.  Я подружился со многими художниками: Константином Худяковым, Александром Рукавишниковым, Сергеем Шаровым, Натальей Нестеровой. Вместе мы разработали программу популяризации советского искусства в Америке. Мы с моим бизнес-партнером арендовали в США три дома. Так первая делегация из десяти художников приехала на три месяца в Америку. Художники работали, познакомились с нашей помощью с владельцами галерей, кураторами выставок, редакторами журналов по искусству. С этого момента я и стал поддерживать наших художников.

 

Собирать современное российское искусство — не самое благодарное собирательство. Любой такой коллекционер совершает своего рода гражданский подвиг. Мы все с детства знаем известную мудрость «не хлебом единым жив человек». Особенно это касается современного искусства. Здесь нельзя во главу угла ставить прибыль. Главное в этом случае — любовь к современному искусству и понимание того, что оно и двигает прогресс, создаёт новые смыслы, нарративы, знаки эпохи, символы. Не каждому художнику удаётся стать Малевичем или Кандинским, но, тем не менее, те, кто часто не понят современниками, как раз и двигают цивилизацию.

У тех, кто коллекционирует работы уже известных, признанных художников — другая мотивация. Они хотят инвестировать, законсервировать деньги. Мне такая позиция не близка. В случае с коллекционированием современных художников во главу угла не ставишь наживу, это зов души.

Я собираю то, что созвучно мне, моей эпохе. В некоторых случаях я покупал даже не потому, что работа нравится, а чтобы поддержать художника. Первыми были работы Худякова, Шарова, Рукавишникова, Нестеровой, Ситникова. Постепенно я увлекся, и сегодня у меня около ста имён советских и российских художников.

 

В нашей стране по-прежнему очень мало коллекционеров современного искусства, и рынка как такового не существует. И если купить картину можно, то продать практически нет.

Поэтому существующий сегодня аукцион Vladey делает большое дело, государственного масштаба – он создаёт рынок. Предстоящие торги 30 мая, на которых собраны работы лучших современных советских и российских художников, как раз и покажет состояние рынка: здесь и сейчас.

Я выставил на аукцион 20 работ из коллекции, общей стоимостью около 28 млн рублей. Самый дорогой лот — работа Гриши Брускина «Азбучные истины», верхний эстимейт — 5,4 млн рублей.

Многие картины из моей коллекции хранятся в запасниках, в Лондоне, Москве. Есть полотна размером по 4-6 метров. Мне 67 лет. Что после меня дочки будут делать с этими работами, зачем они им? Поэтому часть я решил продать».

Виктор Пивоваров, «Жёлтая голова», € 30 000-40 000

Виктор Пивоваров, «Жёлтая голова», € 30 000-40 000

«Эту работу я купил на аукционе в Лондоне».

Гриша Брускин, «Азбучные истины», € 70 000-90 000

Гриша Брускин, «Азбучные истины», € 70 000-90 000

«Азбучные истины» — картина, состоящая из шести частей, объединенных рамой, специально созданной художником. Точнее, это одна из нескольких «комбинаторных работ», всего их 18. Я приобрёл их у Брускина и предложил объединить, — рассказывает Виктор Бондаренко: Это самый дорогой лот из тех, что я выставил на аукцион, но на самом деле это не дорого за шесть картин Брускина.

С Гришей мы дружим очень давно. В моей нью-йоркской квартире часто жили художники, в том числе Наталья Нестерова. Нестерова дружила с Брускиным. Так мы познакомились с ним сначала заочно, по телефону, а потом и лично. Я хорошо к нему отношусь, не раз приглашал в гости в Москве, считаю его очень серьёзным художником».

Эрнст Неизвестный, «Человек в цепях», € 30 000-40 000

Эрнст Неизвестный, «Человек в цепях», € 30 000-40 000

Работа была приобретена Виктором Бондаренко в Лондоне на аукционе.

Александр Виноградов, Владимир Дубосарский, «Подмосковье. Февраль», € 25 000-35 000

Александр Виноградов, Владимир Дубосарский, «Подмосковье. Февраль», € 25 000-35 000

«Работа куплена на аукционе, проходившем в пользу Третьяковской галереи».

Александр Косолапов, Caviar, € 30 000-40 000

Александр Косолапов, Caviar, € 30 000-40 000

«Приобрёл лично у Косолапова».

Керим Рагимов, «Портрет №37 из серии «Человеческий проект», € 20 000-25 000

Керим Рагимов, «Портрет №37 из серии «Человеческий проект», € 20 000-25 000

«Картина куплена в арт-галерее».

Дмитрий Гутов, «Ленин, Сталин...», € 7 000-8 000

Дмитрий Гутов, «Ленин, Сталин...», € 7 000-8 000

«В 2007 году у меня возникла идея интересного проекта. Я задумал описать историю нашей страны в 100-120 картинах, на которых вместо изображений будут начертаны имена выдающихся людей. Я вдруг понял, что российскую цивилизацию можно вписать в пятьсот имен. Причем эти имена надо скомбинировать. Например: Суворов, Кутузов, Ушаков, Жуков — по сути вся военная история. Гагарин, Титов, Терешкова — советский космос. Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев — вожди советского периода.

Красивая идея, согласитесь. Нью-йоркскому галеристу Гари Татинцяну она очень понравилась. Он вызвался обсудить проект с художником Ильей Кабаковым, живущим в Америке. Нам важно было найти мастера, который работал бы с текстом, с буквами. Кабакову проект тоже понравился, но он отказался, не захотел воплощать чужую идею. В итоге с этим замыслом я обратился к художнику Дмитрию Гутову. Он сделал две работы — их я выставил на аукцион — и мы не продолжили этот проект.

Но вместе с Гутовым мы осуществили другой амбициозный проект — «Россия для всех». Идея возникла у меня после беспорядков националистов на Манежной площади в 2010 году. Это наш ответ тем, кто сегодня выдвигает лозунг «Россия для русских!».

Создав 95 холстов, на которых начертаны имена выдающихся деятелей российской культуры, мы показали этнические корни этих людей. Оказалось, что русская культура — сплав, в ее создание внесли вклад все народы и этносы, населяющие Россию. Выставки прошли в Твери, Перми, Самаре, Нижнем Новгороде, в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Мультимедиа Арт-музее в Москве.

Нас поддержало много известных людей: Марат Гельман, Иосиф Кобзон, Лео Бокерия, Валерий Газзаев, Александр Починок, Светлана Сорокина, Людмила Улицкая, Евгений Ясин, Ирина Ясина, а также фонд Гайдара и фонд Ельцина.

На реализацию проекта «Россия для всех» я потратил $1 млн личных сбережений».

АЕС (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский), «Аполлон, вдохновляющий поэта (триптих)», € 15 000-20 000

АЕС (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский), «Аполлон, вдохновляющий поэта (триптих)», € 15 000-20 000

«Картина вывозилась из СССР, на обороте даже стоит штамп о разрешении к вывозу от Министерства культуры.Обратите внимание, картина написана только тремя художниками, союз четверых АЕС+Ф возник позже. Я приобрёл эту работу у арт-дилера».

Леонид Пурыгин, «Огород», € 15 000-20 000

Леонид Пурыгин, «Огород», € 15 000-20 000

«В моей коллекции несколько работ Леонида Пурыгина. Но эта — его подарок, благодарность за помощь».

Владислав Мамышев-Монро, Amy Winehouse's Paradise, € 15 000-20 000

Владислав Мамышев-Монро, Amy Winehouse's Paradise, € 15 000-20 000

«С этой картиной связана интересная история. Однажды раздается необычный телефонный звонок из...Камбоджы. Звонит художник Влад Мамышев-Монро: «Витя, я потерял паспорт, телефон, деньги, прошу помоги».

Я выслал ему $5000 безвозмездно. Когда Влад вернулся в Москву, подарил мне эту картину. Конечно, я не ожидал ничего подобного. Искренне считаю, что Владислав Мамышев-Монро — гениальный художник, мирового уровня, одной орбиты с Уорхолом (хотя я и не люблю сравнивать художников). Не знаю ни одного, кто умел бы так перевоплощаться.

К сожалению, Влад безвременно ушёл от нас в 44 года».

Владислав Мамышев-Монро, «В каждой зверушке Монро (диптих)», € 20 000-25 000

Владислав Мамышев-Монро, «В каждой зверушке Монро (диптих)», € 20 000-25 000

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+