«На проект «Россия для всех» я потратил $1 млн», — почему коллекционер Бондаренко распродает российское искусство
30 мая на торгах Vladey с молотка уйдут 20 работ из собрания Виктора Бондаренко, известного коллекционера икон и современного искусства. В коллекцию современного искусства Бондаренко включены если не все, то подавляющее большинство ключевых авторов, определяющих 60-летний период развития искусства в нашей стране. При создании коллекции Бондаренко делал ставку на «возрастающие имена», то есть отбирал работы поздние, конкурентные по отношению к более молодым авторам. В его собрании — около 500 работ, звезды арт-сцены, от шестидесятников до Олега Кулика, Владислава Мамышева-Монро, Беляева-Гинтовта и группы AES+F, — все те же имена, что вошли в собрание центра Помпиду, в результате дара, инициированного фондом Потанина.
О том, почему он собирает искусство и почему продает, Виктор Бондаренко накануне торгов рассказал Forbes Life:
«Всю жизнь я что-то коллекционирую: иконы, картины, прикладное искусство. Впервые я столкнулся с искусством в возрасте 20 лет, когда покупал и продавал иконы. В то время мы думали, что СССР — это навечно. Поэтому я эмигрировал в США в 1978 году.
В Нью-Йорке я очень увлекся искусством, много читал по этой теме, ходил в музеи, галереи, на аукционы Christie’s, Sotheby’s.
В 1989 году, когда в СССР начались перемены, я одним из первых начал заниматься здесь бизнесом. И заинтересовался contemporary искусством. Тогда существовала одна единственная частная галерея — М'АРС. Я подружился со многими художниками: Константином Худяковым, Александром Рукавишниковым, Сергеем Шаровым, Натальей Нестеровой. Вместе мы разработали программу популяризации советского искусства в Америке. Мы с моим бизнес-партнером арендовали в США три дома. Так первая делегация из десяти художников приехала на три месяца в Америку. Художники работали, познакомились с нашей помощью с владельцами галерей, кураторами выставок, редакторами журналов по искусству. С этого момента я и стал поддерживать наших художников.
Собирать современное российское искусство — не самое благодарное собирательство. Любой такой коллекционер совершает своего рода гражданский подвиг. Мы все с детства знаем известную мудрость «не хлебом единым жив человек». Особенно это касается современного искусства. Здесь нельзя во главу угла ставить прибыль. Главное в этом случае — любовь к современному искусству и понимание того, что оно и двигает прогресс, создаёт новые смыслы, нарративы, знаки эпохи, символы. Не каждому художнику удаётся стать Малевичем или Кандинским, но, тем не менее, те, кто часто не понят современниками, как раз и двигают цивилизацию.
У тех, кто коллекционирует работы уже известных, признанных художников — другая мотивация. Они хотят инвестировать, законсервировать деньги. Мне такая позиция не близка. В случае с коллекционированием современных художников во главу угла не ставишь наживу, это зов души.
Я собираю то, что созвучно мне, моей эпохе. В некоторых случаях я покупал даже не потому, что работа нравится, а чтобы поддержать художника. Первыми были работы Худякова, Шарова, Рукавишникова, Нестеровой, Ситникова. Постепенно я увлекся, и сегодня у меня около ста имён советских и российских художников.
В нашей стране по-прежнему очень мало коллекционеров современного искусства, и рынка как такового не существует. И если купить картину можно, то продать практически нет.
Поэтому существующий сегодня аукцион Vladey делает большое дело, государственного масштаба – он создаёт рынок. Предстоящие торги 30 мая, на которых собраны работы лучших современных советских и российских художников, как раз и покажет состояние рынка: здесь и сейчас.
Я выставил на аукцион 20 работ из коллекции, общей стоимостью около 28 млн рублей. Самый дорогой лот — работа Гриши Брускина «Азбучные истины», верхний эстимейт — 5,4 млн рублей.
Многие картины из моей коллекции хранятся в запасниках, в Лондоне, Москве. Есть полотна размером по 4-6 метров. Мне 67 лет. Что после меня дочки будут делать с этими работами, зачем они им? Поэтому часть я решил продать».