Великолепная семерка «Золотой маски»: редкие оперы Генделя, Берлиоза и Верди
«Золотая маска», главная театральная премия страны, подведет свои итоги 19 апреля. На фестиваль в Москве с февраля приедут почти все претенденты на премию: первыми стартуют спектакли, выдвинутые в номинациях «мюзикл/оперетта» и «опера». В минувшем сезоне именно оперные постановки, число которых в стране выросло, несмотря на кризис, принесли публике немало сюрпризов. Театры вышли за рамки привычного музыкального репертуара, гарантировавшего публику и сборы (Чайковский, Верди, реже Пуччини) — теперь они исследуют новую для российской оперной сцены имена или делают ставку на малоизвестные произведения того же Верди.
Рисковый уход от репертуарного мейнстрима оценили эксперты «Маски»: среди номинантов оказались две барочные оперы Генделя – «Геракл» и «Роделинда», две постановки «Осуждения Фауста» Гектора Берлиоза, «Леди Макбет Мценского уезда» и ее более поздняя версия «Катерина Измайлова» Дмитрия Шостаковича, редкие на отечественной сцене — «Симон Бокканегра» Джузеппе Верди и «Саломея» Рихарда Штрауса. Всего на премию номинировано 13 постановок.
Правда, одну из самых громких премьер сезона – «Травиату» Верди в постановке Роберта Уилсона – в Москву не привезут, ее покажут 4 февраля дома, на сцене Пермского театра оперы и балета. Причина — в сложности монтажа света и декораций, который занимает около недели. И Большой театр (говорят, что худрук Пермского театра Теодор Курентзис настаивал именно на его сцене) не смог или не захотел себе позволить столь долгий простой. А жаль, так как именно «Травиата» Уилсона, наряду с собственной постановкой Большого – оперой «Роделинда» Генделя, фавориты нынешнего фестиваля. Впрочем, кто не успел посмотреть «Роделинду» в Москве, где она шла до конца декабря прошлого года, теперь сможет это сделать в следующем сезоне в Лондоне, так как по договору с Английской национальной оперой эта постановка-копродукция переехала из России в Британию.