Стоимость активов инвесткомпании актера Эштона Кутчера выросла в восемь с половиной раз. Результат впечатляет.
Эштон Кутчер, один из самых высокооплачиваемых актеров на телевидении, без сомнения, может позволить себе наиболее очевидный в Лос-Анджелесе предмет роскоши — автомобиль с шофером. Но он предпочитает Uber. «Мы едем в Warner Bros., — инструктирует он водителя, пока мы с музыкальным менеджером Гаем Осири, бизнес-партнером Кутчера, вскакиваем в черный «шеви» Tahoe. — Итак, в Мурпарк, дальше трасса 101».
Впрочем, можно было бы и не уточнять. Оптимальный маршрут от ворот закрытого поселка, в котором Кутчер и Осири живут через три дома друг от друга, до площадки в Бербанке, где актер снимает новый сериал для Netflix, уже построен в смартфоне водителя. Но самоуверенный Кутчер не может сдержаться: в этой машине он хозяин. Пять лет назад он и Осири инвестировали в Uber $500 000 — и сегодня их доля стоит в 100 раз дороже! «Вы не просто делаете ставку на какую-то службу такси, вы меняете саму идею о том, нужно ли иметь собственный автомобиль, — говорит Кутчер. — Это потрясающе. Отсюда и стремительный рост, и мощный потенциал».
Было бы упрощением отнести этот успех на счет везения. В инвестиционном портфеле Кутчера и Осири — а это более 70 бумаг — такие признанные хиты, как Skype, Airbnb, Spotify, Pinterest, Shazam и Warby Parker, есть и многообещающие стартапы, например Zenefits и Flexport.
Упрощением было бы и считать 38-летнего Кутчера и 43-летнего Осири (менеджера Мадонны и U2) любителями, которые, торгуя лицом, заводят знакомства с инвесторами и получают от них рекомендации. Хотя, действительно, несколько самостоятельно сколотивших состояние миллиардеров — среди них Рон Беркл, Эрик Шмидт, Марк Кьюбан, Дэвид Геффен и Марк Бениофф — охотно дают им в управление миллионы из своих заначек. Допустим, эти пятеро — известные светские персонажи, ценящие гламур, но вот действительно солидный игрок — медиакомпания Liberty Media — недавно дала $100 млн именно им.
Жизнь и смерть Liberty Media, как любой публичной компании, зависит от цифр. И именно поэтому они обратились к Кутчеру и Осири. Последние показали Forbes свою финансовую отчетность, и, надо признать, она производит большее впечатление, чем «Где твоя тачка, чувак?». За шесть лет они превратили собранные их фондом $30 млн в гораздо более солидную сумму — $250 млн. Парень, который еще недавно блистал в «Два с половиной человека», увеличил капитал почти в восемь с половиной раз.
«Если у тебя возврат трехкратный, тебя считают одним из лучших венчурных капиталистов, — говорит Марк Андриссен, постоянный участник списка богатейших, заработавший более $4 млрд в своем фонде Andreessen Horowitz. — Если пятикратный, то это очень круто. А я неплохо знаю математику: восемь намного больше пяти». Андриссен не одинок в столь лестной оценке. Поговорите с «тяжеловесами» Кремниевой долины, которые знают Кутчера и Осири не понаслышке, и вы наверняка услышите: это действительно крутые парни, без всяких скидок на Голливуд. Их удивительный успех заставляет еще раз подумать о том, как легко управлять чужими деньгами и как трудно делать это хорошо.
Раскрутка имени
Свой сложный путь в инвестиционный бизнес Эштон Кутчер начал с разговора с ныне разорившимся рэпером Кертисом Джексоном (50 Cent). Лет десять назад 50 Cent получил долю в принадлежащем компании Glaceau производителе обогащенной воды Vitaminwater в обмен на свою роль «лица» напитков и заработал $100 млн, когда Coca-Cola купила Glaceau в 2007 году. «А у меня-то был самый обычный рекламный контракт с Nikon, — вспоминает Кутчер за завтраком (яйца, авокадо) в доме Осири. — И тогда я как-то так подумал: ну-ну, надо разобраться, как бы войти в эту игру с долями. В этом было как-то больше смысла».
Венчурный капиталист Эштон Кутчер родился и вырос в обычной семье из среднего класса в штате Айова, у его родителей не было специальных познаний в бизнесе, кроме самых важных — трудовой этики. В возрасте 10 лет Эштон уже помогал отцу в строительстве, в старших классах подрабатывал, нанимаясь дворником, мясником, рабочим на пищевой фабрике. Уже тогда было видно, что с мозгами у него все в порядке: поступив в Университет штата Айова, он собирался заняться биоинженерией. Но неожиданно победил на конкурсе моделей, ушел из университета и уехал в Нью-Йорк, позже переехал в Лос-Анджелес.
Поворот в его судьбе произошел в 1998 году, когда он начал сниматься в телесериале «Ох уж эти 70-е» в роли Майкла Келсо. Затем он получил еще несколько аналогичных ролей. И уже в это время начал думать о бизнесе. В 2003-м он сам поставил комедийное шоу Punk’d для MTV и сам же снялся в нем. К тому моменту, когда его озадачил успех Кертиса Джексона с Vitaminwater, он уже основал полноценную производственную кинофирму Katalyst. Сара Росс, ее директор по цифровым технологиям, которую он переманил из TechCrunch, познакомила его с элитой Кремниевой долины, в частности с основателем TechCrunch Майклом Аррингтоном и культовым бизнес-ангелом Роном Конвеем. «В те годы 90% времени уходило у меня на то, что я просто слушал», — вспоминает Кутчер. «Да, это был период, когда очень-очень мало кто со стороны воспринимал Кремниевую долину всерьез, — подтверждает Андриссен. — Он вступил в игру, когда все это еще не вошло в моду».
Кутчер быстро усваивал все премудрости. Сегодня он в совершенстве владеет языком технических стартапов, и это не наносное. На молодежном саммите Forbes в прошлом году он полчаса дискутировал с ведущими медиаменеджерами об оптимизации интернет-трафика и рекламных доходах в сети. Это произвело такое впечатление, как если бы футболист подошел к компании высоколобых математиков и без труда заговорил с ними на равных. «Как только вы поймете, как выглядит снежный барс, — объясняет Кутчер, — вы легко узнаете его даже издалека».
В 2009 году Андриссен предложил ему вложить $1 млн в Skype. Когда спустя полтора года эту компанию купила Microsoft, вложения Кутчера окупились в четыре раза. И он заглотил крючок. И что более важно, произвел очень сильное впечатление на своих новых друзей в Сан-Франциско, которые все еще не могли прийти в себя после рецессии.
Тем временем почти то же самое происходило с Осири. Родившись в Израиле, он в 8 лет оказался в США и окончил школу в Беверли-Хиллз. Там же он занялся постановкой небольших хип-хоп-представлений и перезнакомился с отпрысками известных в Голливуде «торговцев влиянием», таких как, например, Фредди Деман. Этот музыкальный менеджер нанял юного Осири поработать вместе с ним на студии Maverick Records, которую основал вместе с Мадонной. К середине 1990-х Осири поднялся от менеджера по поиску талантов до президента, отвечающего за привлечение исполнителей, среди который были, в частности, Muse и Аланис Мориссетт. «Это было очень похоже на то, что я делаю сейчас, — говорит он. — Надо уметь распознать талант и помочь ему выйти на рынок».
Увлекшись стартапами, Осири начал сотрудничать с Биллом Гроссом, который в конце 1990-х собрал более $1 млрд для своего бизнес-инкубатора Idealab в Пасадене (Калифорния). Но в 2000 году рынок схлопнулся, и многие процветающие технологические компании полетели в тартарары, а вместе с ними и планы на IPO, и миллионы долларов Осири, вложенные в Idealab. К тому же Осири отказался от предложения агента Creative Artists Сета Родски вложиться в Vitaminwater — ту самую компанию, которая сказочно обогатила 50 Cent и вдохновила Кутчера.
Примерно в то же время он свел знакомство с Роном Берклом, который в связи с крахом Idealab сказал ему, что, мол, нет худа без добра: Осири повезло, что уже в 27 лет он получил такой полезный урок. И вскоре, действительно, Осири стал менеджером Мадонны и сопровождал ее в серии мировых турне, что помогло ему заработать около $600 млн. Когда в 2008 году к Осири снова пришел Родски с предложением инвестировать в производителя кокосовой воды Vita Coco, он сразу выписал чек на $1,2 млн. С тех пор оценка компании выросла с $28 млн до $664 млн. Следующим удачным вложением стал Groupon. Начав внимательно присматриваться к стартапам, Осири обнаружил, что в Кремниевой долине недостаточно представлен шоу-бизнес. «Лишь один парень этим занимался, и, мало того, он все делал правильно и все время меня обставлял, — рассказывает Осири. — Это был Эштон». Осири предложил ему объединить усилия, и Кутчер согласился.
Капитализация славы
Кутчер и Осири объединились с Берклом и в 2010 году основали фонд A-Grade Investments (первые три буквы в названии — от имен основателей). Миллиардер внес $8 млн и предоставил в распоряжение новому предприятию свой бэк-офис, Эштон с Осири добавили по $1 млн. Первое время A-Grade вкладывала в предприятия по $50 000–100 000, постепенно инвестиции достигли семизначных чисел. Партнеры искали стартапы, которые отвечали бы трем требованиям: с их основателями приятно сотрудничать, продукт решает какую-то проблему и помогает экономить время или проводить его более интересно, а сам бизнес может масштабно расти за счет участия инвесторов.
Одним из таких стартапов оказался литературный сайт с песенными и поэтическими текстами Genius. A-Grade стал первым инвестором, который поддержал эту компанию, в 2011 году покинувшую бизнес-инкубатор Y Combinator. «Каждый, кто когда-либо занимался фандрайзингом, понимает, как это важно. Инвесторы всегда ждут, пока кто-нибудь решится стать первым», — говорит соинвестор сайта Айлан Зекори. Кутчер использовал свое влияние в социальных медиа — а он был первой знаменитостью, у кого число подписчиков в Twitter перевалило за миллион, — чтобы привлечь внимание к этому сайту. Когда в 2012 году количество пользователей сервиса значительно выросло, Andreessen Horowitz вложил в него $15 млн. А A-Grade вложился еще при общей оценке стартапа в $10 млн, с тех пор эта цифра увеличилась с двузначным мультипликатором.
Новая сфера деятельности Кутчера привлекла внимание. Это была интересная новость. New York Times назвала его «смазливым придурком, который освоил утопический жаргон Кремниевой долины». И его долго еще числили среди других инвесторов из числа селебритиз вроде Джастина Бибера и Леди Гага, квалификации которых хватало лишь на то, чтобы прислушиваться к советам своих менеджеров. «В нашу отрасль часто забредают знаменитости, но скорее с туристическими целями, — говорит инвестор-миллиардер Крис Сакка. — Они присматриваются, пытаясь урвать для себя кусок пирога, а сами ничего не могут поставить на стол. Но для Эштона это полноценная ежедневная работа в течение уже восьми лет».
Пожалуй, Кутчер — первый человек из шоу-бизнеса, который покупает доли не для рекламы и даже не для того, чтобы использовать свое влияние для заключения сделок. Он действительно управляет деньгами других людей. Что побуждает их инвестировать с A-Grade? В 2011 году Кутчер, Осири и Беркл вложили $2,5 млн в Airbnb — и сегодня их доля стоит $90 млн. Они вложили $500 000 в Uber — сначала через принадлежащую Сакка Lowercase Capital, которая стала инвестором на посевной стадии, а потом уже самостоятельно — и сегодня их доля стоит около $60 млн.
Конечно, были и неудачи. Например, много денег Кутчер вложил в телефонный интернет-сервис Ooma и даже стал его креативным директором, но после IPO этот сервис рухнул. Неудача постигла и BlackJet — «самолетное» приложение а-ля Uber. Еще одним крупным просчетом стал интернет-портал моды Fab.com, стоимость которого на бумаге достигла $1 млрд, а потом обвалилась до «мусорного» уровня $15 млн. Но венчур вообще рискованный бизнес, в этом его сходство с кино и шоу-бизнесом. Даже если сбросить со счетов такие очевидные джекпоты, как Uber и Airbnb, результат A-Grade выражается весьма внушительным мультипликатором 3,3. Эти цифры получены благодаря вложению $3 млн в Spotify в 2010 году (рост как минимум в три раза), $300 000 в онлайн-магазин оптики Warby Parker двумя годами позже (рост в семь раз), $1,5 млн в сервис фото с идеями по дизайну интерьеров Houzz в 2014 году (рост в шесть раз).
В 2012 году Кутчер, Осири и Беркл решили увеличить объем A-Grade и собрали внушительный «паровозик» из миллиардеров. «Вообще технологические стартапы — это ненадежное вложение, но этим парням я доверяю», — говорит Греффен. «У них хороший нюх на то, что нравится потребителям», — добавляет Кьюбан. Некоторым особо крутым инвесторам предлагался «продвинутый аккаунт» — возможность «вскочить» в Uber и Airbnb в следующих раундах инвестиций. «На что бы они ни ставили — на нас лично или на наш портфель, их, конечно, привлек некоторый позитив», — поясняет Кутчер.
Слава может хорошо капитализироваться, если употреблять ее с умом. Когда власти Нью-Йорка хотели удушить Uber излишним регулированием, Кутчер тут же использовал свое влияние в социальных медиа, к которым так чувствителен мэр Билл де Блазио, который тут же дал задний ход. А Осири дал указание своим клиентам (Мадонне, например) публично использовать мобильное приложение Flipboard, в которое инвестировал A-Grade. Причастность к миру богатых и знаменитых постоянно создает дополнительные возможности. «Когда у вас репутация эффективного инвестора, который сам участвует и в прибылях, и в убытках, вас начинают всюду приглашать», — подтверждает Андриссен.
Больше секса
Действие очередной главы большого венчурного путешествия Эштона Кутчера разворачивается у границ центрального района Сан-Франциско SoMa, («К югу от Маркет-стрит», South of Market), где находятся штаб-квартиры многих технологических компаний. Здесь в солнечном лофте расположился новый офис Neighborly. Этот краудфандинговый стартап, который вкладывает деньги в муниципальные облигации, недавно собрал на посевной стадии $5,5 млн. Лифт встречает вас облупленной краской: предыдущий арендатор AngelList, популярный сайт для стартаперов и бизнес-ангелов, съезжая, снял висевший на стене «пацифик» размером с велосипед и забрал его с собой в новую штаб-квартиру. На его место Neighborly, как уверяет его основатель Джей Уилсон, повесит афоризм Эштона Кутчера «Больше секса облигациям!».
Кутчер и Осири намерены вложить $100 млн от Liberty Media в новую венчурную компанию Sound Ventures. Neighborly — один из ее первых проектов. «Они подходят ко всему с общемировой точки зрения, которая пока, как мы видим, еще не получила широкого распространения, — говорит о партнерах Уилсон. — Это не только развлечения и не только медиа. Это глобальная взаимосвязь людей». «У каждого, кто вложился в наш портфель, есть мой телефон, — рассказывает Кутчер. — И он может позвонить в любое время суток, 24 часа».
Sound Ventures — это большой шаг вперед. И вверх: денег больше, причем чужих денег (Liberty отклонила предложение Кутчера и Осири инвестировать в компанию их собственные деньги), и полное отсутствие «взрослых» — матерых венчурных капиталистов. Какова позиция Беркла по этой сделке? Он отказался от интервью Forbes, прислав ответ по мейлу: «Мы по-прежнему сплоченная команда, наши взгляды на сделки совпадают». И Кутчер говорит то же: «Мы столь близко дружим, что не позволим, чтобы возможность выбирать разные стратегии на рынке вбила клин в наши отношения». Но, похоже, Беркл, над которым уже много лет не было начальника, не хочет, чтобы ему кто-то давал указания. У Liberty же есть право вето по крупным инвестициям, и она предоставляет новой венчурной компании бэк-офис «концертного» гиганта Live Nation, крупнейшим акционером которого является. Именно глава Live Nation Майкл Рапино познакомил Кутчера и Осири с гендиректором Liberty Грегом Маффеем. Кутчер и Осири в этой операции берут, по их словам, обычную комиссию — 2% от вложенных денег и 20% от прибыли плюс премия за результат.
Но почему Liberty выбрала Кутчера и Осири, а не таких признанных игроков, как венчурные инвестиционные фирмы Greylock или Sequoia? «Возможно, они не согласились бы на все их условия,— предположил Маффей. — Но я думаю, честно говоря, сыграло роль то, что у них совсем другой стиль, это другой мир, не такой, как в других венчурных фирмах». Neighborly своим названием («по-соседству» — англ.) олицетворяет этот новый мир, в который инвестирует Sound Ventures, — Кутчер и Осири намерены сосредоточиться на определенно скучных вещах. Они уже инвестировали в автоматизацию управления HR (Zenefits), финансовую транспарентность местных органов управления (OpenGov) и сервисы для дома (Handy).
Партнеры собираются в ближайшие два года инвестировать в 60–70 компаний; чтобы вложить $100 млн, им надо покупать более крупные доли и вкладываться на более поздних стадиях. «Если повезет, четыре из них окажутся новыми звездами, а 5о% выйдут в ноль, — говорит Кутчер. — Но 25% так или иначе уйдут с рынка. Нам не пришлось все это объяснять Liberty».
Сделки могут и превысить эту сумму. Кутчер и Осири уже встали в очередь к крупной инвестфирме TPG Capital за дополнительными средствами, если компания, которую они захотят включить в свой портфель, окажется дороже, чем они рассчитывают. Да и кошелек Liberty для них открыт. «Они в любой момент могут прийти и попросить еще», — уверяет Маффей.
Очередной мозговой штурм партнеры проводят на съемочной площадке в Бербанке в уборной Кутчера, на стенах которой развешены фото и прочая меморабилия футбольного клуба Chicago Bears. Входит рабочий сцены, спрашивает, готов ли Кутчер к съемкам. Тот кивает. «Вернусь через пару минут», — обещает он.
Такие паузы весьма полезны. За последний сезон сериала «Два с половиной человека» Кутчер получил $20 млн. Осири, который провел недавно концертные турне Мадонны и U2, принесшие соответственно $152 млн и $305 млн, возможно, положит в карман $15 млн. Инвестирование для этих парней — страсть, а не вопрос жизни и смерти.
«Даже если мы не заработаем ни доллара, но немного изменим мир, способствуя решению реальных проблем и изо всех сил поддерживая замечательных людей, наши затраты окупятся. Оно того стоит», — говорит Кутчер. Это слова ветерана Кремниевой долины.