За 13 лет правления Владимира Якунина РЖД провела сотни конкурсов и тендеров на оказание услуг. На основании официальной информации Forbes составил рейтинг крупнейших подрядчиков РЖД.
№1 Андрей и Алексей Крапивины
334 млрд руб.
Бывший советник Якунина Андрей Крапивин, как сообщал РБК, умер в апреле 2015 года. Подконтрольные сыну Андрея Крапивина Алексею и его партнерам Валерию Маркелову, Борису Ушеровичу и Юрию Ободовскому компании победили в конкурсах РЖД на 334 млрд рублей. Фирмы выиграли подряды по обустройству Восточного полигона РЖД общей стоимостью 184 млрд рублей и контракт на проектирование железнодорожных объектов на 150 млрд рублей.
По данным Reuters, Крапивин-старший с 2007 года был партнером Германа Горбунцова в Столичном торговом банке, в котором РЖД размещала крупные депозиты. В 2008 году банк не смог вернуть депозит РЖД на $1 млрд. На Горбунцова завели уголовное дело в России, но он успел уехать в Лондон, где через несколько лет на него было совершено покушение. Горбунцов передал Reuters банковские документы, из которых видно, что с 2007 по 2013 год через счета десяти фирм с номинальными и подставными директорами было проведено $2,5 млрд, перечисленных по договорам от РЖД.
№2 Игорь и Артем Чайка
210 млрд руб.
В конце 2012 года дочерняя компания РЖД «Бетэлтранс» (БЭТ) выиграла конкурс на поставку шпальной продукции на 2013–2019 годы стоимостью 202 млрд рублей. БЭТ производит около 95% шпал в России. В июле 2014 года РЖД продала на конкурсе 50% минус 2 акции БЭТ за 3 млрд рублей (почти по стартовой цене) компании ЗАО «Т-Индустрия». Бенефициар мажоритарного пакета этой компании — казахстанский предприниматель Дмитрий Гречаниченко, 30% контролирует младший сын генерального прокурора Юрия Чайки Игорь. Старший сын, Артем Чайка, также ведет бизнес с РЖД. В феврале 2014 года он стал владельцем «Нерудной компании «Бердяуш». В 2012–2013 годах «Бердяуш» победила в конкурсах на долгосрочные поставки щебня для РЖД общей стоимостью около 8 млрд рублей.
№3 Дмитрий Пумпянский
132 млрд руб.
Летом 2014 года ООО «Уральские локомотивы», СП «Синары» Дмитрия Пумпянского и Siemens, произвело первые электропоезда «Ласточка». Партнеры инвестировали в предприятие 10 млрд рублей. Сейчас в парке РЖД около полусотни таких электропоездов. По соглашению, заключенному в 2011 году, к 2023 году «Уральские локомотивы» в общей сложности обязались поставить монополии 240 составов.
В 2015 году РЖД подписала допсоглашение с «Уральскими локомотивами», и сумма контракта выросла с 87 млрд до 118 млрд рублей из-за девальвации рубля. В июне 2015 года на Санкт-Петербургском экономическом форуме РЖД подписала договор с Siemens на сервисное обслуживание «Ласточек» стоимостью €1,7 млрд сроком на 40 лет. Кроме того, контракты на обслуживание локомотивов на 14 млрд рублей от РЖД получила дочка «Синары» «СТМ-Сервис».
№6 Владимир Васильев
14 млрд руб.
В 2007 году Якунин и петербургский предприниматель Владимир Васильев основали фирму «Настоящая охота», которая взяла в аренду участок лесничества в Ленинградской области. Познакомились партнеры в середине 1990-х, Васильев тогда работал в фирме, которая занималась строительством загородного дома Якунина. В 2008 году Васильев основал ООО «Корпорация Р–индустрия», которая, по данным zakupki.gov.ru, выиграла подряды на строительно-монтажные работы на Свердловской железной дороге на общую сумму около 14 млрд рублей.
№4 Анатолий Антипов
95 млрд руб.
Управляющую компанию «Трансюжстрой» основал и контролирует Анатолий Антипов, работавший на БАМе с 1970-х годов. Антипов — бывший деловой партнер вице-президента РЖД по строительному комплексу Олега Тони. В 2002 году Антипов получил долю в Трансстройбанке, подконтрольном «Балтийской строительной компании» и лично Олегу Тони. Тогда же Игорь Найвальт, Тони и Антипов учредили ООО «БСК». В 2004 году Тони перешел на работу в РЖД, сейчас он вице-президент по строительству. В 2009 году «Трансюжстрой» без конкурса получил один из самых высокобюджетных подрядов олимпийской стройки (подготовительные работы по строительству совмещенной железной и автодороги из Сочи в Красную Поляну на 29 млрд рублей) и выиграл конкурс на 13 млрд рублей на строительство части этой дороги. Сейчас «Трансюжстрой» выполняет подряд на 53 млрд рублей по обустройству Восточного полигона РЖД.
№7 Алексей и Дмитрий Ананьевы
3 млрд руб.
Ананьевы работают с железнодорожниками с начала 1990-х. В 1993 году их компания «Техносерв А/С» оснастила подержанными мейнфреймами главный вычислительный центр систем управления железнодорожным транспортом. У правопреемника МПС — ОАО «РЖД» — «Техносерв А/С» выиграл подряд на 1,9 млрд рублей на поставку и установку оборудования для главного вычислительного центра. В 2004 году проект «Техносерв А/С» по внедрению Единой корпоративной автоматизированной системы управления финансами и ресурсами монополии, объединивший более 15 000 рабочих мест на 3000 предприятий, был признан крупнейшим в Европе.
№5 Искандер Махмудов и Андрей Бокарев
94 млрд руб.
Основатели производителя пассажирских вагонов и локомотивов «Трансмашхолдинга» миллиардеры Махмудов и Бокарев продали по 25% акций компании РЖД в 2007 году и французской Alstom в 2010-м. Монополия до недавнего времени снабжала «Трансмашхолдинг» крупными заказами — примерно 70% продукции холдинга производилось по контрактам с РЖД на общую сумму $2–3 млрд в год (расчеты Forbes). В 2014 году «Трансмашхолдинг» продал РЖД 660 локомотивов на 77 млрд рублей. Кроме того, у «дочки» холдинга «ТМХ-Сервис» заключены с монополией контракты на обслуживание подвижного состава на 68 млрд рублей. В декабре 2014 года Якунин заявил, что монополия собирается продать блокпакет «Трансмашхолдинга», мотивировав решение появлением на рынке конкуренции в лице двух производителей («Синары» и «Трансмашхолдинга»). В феврале 2015-го совет директоров РЖД утвердил решение о продаже.
Искандер Махмудов и Михаил Зельман
В 2004 году ресторатор Михаил Зельман учредил компанию «Арпиком» (рестораны «Колбасофф», Goodman и «Филимонова и Янкель»). Через год владельцем 50% компании стал Искандер Махмудов. В 2007 году «Арпиком» и РЖД учредили совместное предприятие «Единая сеть питания» (ЕСП), которое занялось организацией питания пассажиров поездов «Сапсан». Летом 2010 года активы были объединены в холдинг Food Service Capital. В конце 2013 года Искандер Махмудов стал его единственным владельцем, тогда Forbes оценил годовую выручку российских активов холдинга в $200 млн. Сейчас ЕСП принадлежат комбинаты, которые производят более 17 000 наборов питания для пассажиров железных дорог и более 7000 наборов для авиапассажиров. В 2014 году бизнесмен Андрей Шокин приобрел ЕСП у Махмудова.