К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

10 крупнейших иностранных компаний в России

10 крупнейших иностранных компаний в России
«Ашан», ИКЕА, российские представительства крупнейших автоконцернов мира и другие заметные зарубежные игроки на отечественном рынке

Осложнение отношений России с Западом весной 2014 года из-за событий на Украине и присоединения Крыма не помешало иностранным компаниям увеличить объемы выручки своих российских подразделений. Насколько значим российский рынок для глобальных корпораций и каков размер их российского бизнеса, можно увидеть в новом рейтинге Forbes — 50 крупнейших иностранных компаний в России. По итогам 2014 года общая выручка участников рейтинга увеличилась на 13%, до 5 трлн рублей. По совокупной выручке в рейтинге лидируют компании из Германии (1,1 трлн рублей), на втором месте — французский бизнес (828 млрд рублей), за ним с небольшим отрывом следуют фирмы из США (820 млн рублей). Подробнее о топ-10 рейтинга — в нашей галерее.

1. Ашан
ТАСС/ Илья Щербаков

1. Ашан

Головная компания: Groupe Auchan

Страна: Франция

Год прихода в Россию: 2002

Выручка в 2014 году: 372 млрд руб

Изменение выручки: +19%

Доля российской выручки в глобальной: 14%

Подконтрольная семье Мюлье Groupe Auchan открыла первый гипермаркет в России в 2002 году. В 2007 году французская компания приобрела у турецкой Enka 12 гипермаркетов «Рамстор» за 180 млн евро. В 2013 году ритейлер интегрировал в свою сеть 16 гипермаркетов Real в России, которые были приобретены у немецкой Metro Group. На сегодняшний день Groupe Auchan в России представлена 88 гипермаркетами «Ашан» и 153 супермаркетами «Атак», на которые приходится 14% совокупной выручки группы. Группа занимает третье место по выручке среди продовольственных ритейлеров в России (по оценке Infoline, после «Магнита» и X5). Помимо Groupe Auchan, семья Мюлье контролирует Decathlon (870 магазинов спортивных товаров в мире, в том числе 28 – в нашей стране) и Leroy Merlin (310 магазинов по продаже товаров для дома и ремонта, в том числе 38 в России).

2. Метро Кэш энд Керри и Медиа-Маркт-Сатурн
ТАСС/ Валерий Шарифулин

2. Метро Кэш энд Керри и Медиа-Маркт-Сатурн

Головная компания: Metro Group

Страна: Германия

Год прихода в Россию: 2000

Выручка в 2014 году: 294 млрд руб

Изменение выручки: +17%

Доля российской выручки в глобальной: 9%

В России Metro Group объединяет 81 магазин мелкооптовой торговли Metro Cash & Carry (пятое место среди продовольственных ритейлеров в России по выручке в календарном 2014 году) и 67 магазинов электроники и бытовой техники Media Markt. Российский рынок является ключевым для германской компании, на него приходится 9% глобальной выручки и 40% прибыли до уплаты налогов (по оценке JPMorgan на конец 2014 года). Metro Group планировала провести IPO до 25% акций  российской дочки «Метро кэш энд кэрри» на Лондонской бирже в апреле 2014 года, но из-за обострения ситуации на Украине и девальвации рубля размещение было отложено. Убыток  Metro Group от курсовых разниц в первом полугодии 2014/15 финансового года (завершился 31 марта 2015 года) составил €90 млн.

3. Тойота Мотор
REUTERS/Kai Pfaffenbach

3. Тойота Мотор

Головная компания: Toyota Motor

Страна: Япония

Год прихода в Россию: 2002

Выручка в 2014 году: 249 млрд руб

Изменение выручки: +8%

Доля российской выручки в глобальной: 3%

В конце 2007 года Toyota Motor запустила завод по производству легковых автомобилей в Санкт-Петербурге. Предприятие производит только одну модель – Camry, в 2014 году было выпущено 36 612 таких машин. В 2014 году в России было продано 181 103 автомобиля марки Toyota и Lexus (7,3% российского рынка новых автомобилей). В 2016 году на отечественном заводе начнется производство второй модели — Toyota RAV4. С 1 июня 2015 года были расторгнуты трудовые контракты с 250 временными сотрудниками российского завода Toyota (всего на предприятии до сокращения работало 1 850 человек) из-за падения спроса на российском автомобильном рынке.

4. Фольксваген Груп Рус
Lionel Hahn/ABACAPRESS.COM

4. Фольксваген Груп Рус

Головная компания: Volkswagen Group

Страна: Германия

Год прихода в Россию: 2003

Выручка в 2014 году: 231 млрд руб

Изменение выручки: -4%

Доля российской выручки в глобальной: 2%

Продажи концерна в России в 2014 году превысили 260 000 автомобилей (под марками Volkswagen, Skoda, Audi), в том числе 185 000 были произведены в нашей стране. По оценке Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2014 году доля концерна на российском рынке легковых и легких коммерческих составляла чуть более 10%. По данным АЕБ, в марте 2015 года российский авторынок сократился в годовом исчислении на 42,5%, а в апреле — на 41,5%, в ответ автомобилестроители сократили объемы производства и штат.

Группе Volkswagen принадлежит завод по производству автомобилей в Калуге мощностью 225 000 машин в год, который производит Volkswagen Polo седан, Volkswagen Tiguan и Skoda Rapid.  На предприятии работали около 5000 человек до мая 2015 года, когда завод перешел на работу в две смены вместо трех и компанию покинули 450 человек по соглашению сторон и еще со 150 сотрудниками не были продлены срочные трудовые контракты. Концерн с 2012 года по соглашению с группой ГАЗ осуществляет контрактное производство в Нижнем Новгороде на производственной площадке автозавода моделей Skoda Yeti , Volkswagen Jetta и Skoda Octavia A7.

В сентябре 2015 года концерн открыл предприятие по производству двигателей внутреннего сгорания в Калужской области, мощностью 150 000 единиц в год, Степень локализации «Фольксваген групп рус» после запуска предприятия оценивается в 50%.

5. ДЖ.Т.И. Россия
DR

5. ДЖ.Т.И. Россия

Головная компания: Japan Tobacco International

Страна: Швейцария

Год прихода в Россию: 1999

Выручка в 2014 году: 222 млрд руб

Изменение выручки: +13%

Доля российской выручки в глобальной: 28%

В 1999 году в результате покупки японской Japan Tobacco бизнеса R.J. Reynolds за пределами США образовалась Japan Tobacco International (JTI) и в числе прочих активов ей досталась российская табачная фабрика «Петро». В 2007 году в результате слияния с Gallaher Group в структуре JTI появилась старейшая московская табачная фабрика «Лиггетт-Дукат». Правда, в 2015 году было объявлено о планах закрыть ее к июню 2016 года. Более полутысячи сокращенных работников получат компенсации до 20 окладов. Решение о закрытии предприятия было принято из-за падения отечественного табачного рынка вследствие повышения цен на сигареты, вызванного увеличением акцизов. В 2014 году в России продажи сигарет упали на 9,2% до 310,6 млрд штук (15,5 млрд пачек), по оценке Philip Morris.

6. ФМСМ
Gottgens/Bloomberg via Getty Images

6. ФМСМ

Головная компания: Philip Morris International

Страна: Швейцария

Год прихода в Россию: 1993

Выручка в 2014 году: 194 млрд руб

Изменение выручки: +28 %

Доля российской выручки в глобальной: 6%

В 70-е годы в честь первой советско-американской космической программы Совет министров СССР и «Филип Моррис Инк» договорились о выпуске марки сигарет «Союз-Апполон», которая появилась в Советском союзе в 1985 году. С 1977 по 1986 годы сигареты Marlboro компании «Филип Моррис Инк» по лицензии производили в пяти российских городах. Сейчас «Филип Моррис Интернэшнл» производит сигареты марок Parliament, Marlboro, Chesterfield, L&M, «Оптима», Muratti, «Союз Аполлон» и др.

В 1993 году компания купила контрольный пакет акций Краснодарской табачной компании, которая сегодня называется «Филип Моррис Кубань». В 2000 году «Филип Моррис Инк» открыла еще одну фабрику – уже в Ленинградской области. В 2013 году «Филип Моррис Интернэшнл Инк.» вместе с JTI объявили о приобретении по 20% акций Megapolis Distribution BV, владеющей ЗАО ТК «Мегаполис», которая является дистрибутором ФМИ в России.

В 2014 году, по оценке Philip Morris, продажа сигарет в России упала в целом на 9,2%. Сама компания снизила сбыт меньше среднего значения по рынку – на 3,5% до 84,9 млрд штук сигарет.

7. ИКЕА
Сергей Куликов/Интерпресс/ТАСС

7. ИКЕА

Головная компания: IKEA

Страна: Швеция

Год прихода в Россию: 2000

Выручка в 2014 году: 184 млрд

Изменение выручки: +17%

Доля российской выручки в глобальной: 12%

Свой первый магазин в России компания ИКЕА открыла в 2000 году в Химках, сейчас компания владеет 14 магазинами по всей стране. Первый генеральный директор IKEA Russia Леннарт Дальгрен написал книгу «Вопреки абсурду: как я покорял Россию, а она меня», в которой описал все прелести ведения бизнеса в России. Так, например, по словам Дальгрена, для строительства одного только магазина IKEA требовалось свыше 300 разрешений, причем часто правила вступали в противоречия друг с другом.

Не смотря на нестабильную экономическую ситуацию, ИКЕА остается в плюсе: в сравнении с прошлым годом продажи ИКЕА в России за 2014 год увеличились на 14%.

Летом 2015 года компания подписала соглашение с правительством Москвы, по которому она вложит 50 млрд рублей в строительство в столице не менее трех гипермаркетов, а также дорожной и социальной инфраструктуры для них.

В российском подразделении ИКЕА работает 12 000 сотрудников.

8. Пепсико Холдингс
ТАСС/ Марина Лысцева

8. Пепсико Холдингс

Головная компания: PepsiCo

Страна: США

Год прихода в Россию: 1974

Выручка в 2014 году: 171 млрд руб

Изменение выручки: +9%

Доля российской выручки в глобальной: 7%

Товарный знак Pepsi был зарегистрирован на территории Советского союза в 1938 году. В 1974 году был открыт первый в России завод компании, который находится в Новороссийске.

В 2008 году  PepsiCo купила производителя натуральных соков «Лебедянский», в 2011 году — компанию по производству соков и молочной продукции «Вимм-Билль-Данн».​ Сейчас компания выпускает товары под марками «Агуша», «Домик в деревне», Lay’s, сок «Я» и др.

В 2014 году выручка компании PepsiСo на российском рынке снизилась на 10%( в долларовом выражении, что произошло впервые в истории.

На сегодняшний день PepsiCo производит газированные напитки, соки, снеки, детское питание и молочную продукцию. В компании работает боле 23 000 сотрудников.

9. Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус
Владимир Астапкович/РИА Новости

9. Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус

Головная компания: Nissan

Страна: Япония

Год прихода в Россию: 2004

Выручка в 2014 году: 152 млрд руб

Изменение выручки: +22%

Доля российской выручки в глобальной: 4%

В России компания работает с 2004 года. В 2009 году с инвестициями в €145 млн компания открыла собственное производство в Санкт-Петербурге. Сейчас на этом здесь выпускаются автомобили Teana, Murano и X-Trail. В год на Санкт-Петербургском заводе производят 50 000 автомобилей.

В России у Ниссан Мэнуфэкчуринг 132 салона.

10. Мерседес-Бенц
REUTERS/Paulo Whitaker

10. Мерседес-Бенц

Головная компания: Daimler

Страна: Германия

Год прихода в Россию: 1994

Выручка в 2014 году: 148 млрд руб

Изменение выручки: +23%

Доля российской выручки в глобальной:  2%

Daimler  вышла на российский рынок в 1994 году, став первой иностранной автомобильной компанией, учредившей в России дочернее предприятие.

С 2013 года Мерседес-Бенц производит малотоннажные автомобили Mercedes-Benz Sprinter Classic на заводе «ГАЗ» в Нижнем Новгороде и дизельные двигатели для них в Ярославле.

У Мерседес-Бенц в России около 70 независимых официальных дилеров и две собственные точки продаж и обслуживания автомобилей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+