К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Лицом к миру


Нужны ли городам большие выставки.

Россия ни разу не принимала у себя всемирные выставки Expo, но у нас есть ВДНХ. Сталинская выставка достижений народного хозяйства прошла 75 лет назад, однако до сих пор никто толком не знает, что делать с сотней строений на сотнях гектаров земли на северо-востоке Москвы. Правительство передало выставку Москве, ВВЦ предложил бывшим советским республикам, например Азербайджану и Белоруссии, арендовать соответствующие павильоны за 1 рубль в год, но те не спешат браться за ремонт и реставрацию.

Проблема использования выставочных сооружений не сугубо российская. Прообразом и символом всех современных выставочных павильонов является Хрустальный дворец, который построили в лондонском Гайд-парке для первой Всемирной выставки 1851 года. Огромное (высота 39 м, площадь 92 000 кв. м) здание из чугуна и стекла поражало тогда и величиной, и концепцией. Выставке покровительствовал супруг королевы Виктории принц Альберт, на открытии присутствовала сама королева, в промышленную столицу мира съехалось более 6 млн человек.

Великолепный дворец создавался как временное сооружение, после окончания выставки его разобрали и перенесли на юг Лондона в Сайденхем-Хилл. Перенос обошелся дороже нового строительства, компания, которая им занималась, так и не смогла расплатиться с долгами. В Хрустальном дворце проводились выставки, но они не окупали содержание здания. В результате компания обанкротилась, павильон — некогда чудо техники — долго стоял заброшенным, а в 1936 году сгорел.

 

Хрустальный дворец вдохновлял организаторов последующих выставок — в Нью-Йорке, Париже, Порту, однако «дворцы» в Америке и Португалии тоже сгорели, а французский власти решили снести из-за неправильно устроенной системы вентиляции.

Крупные сооружения, призванные разово впечатлить посетителей выставки, потом становятся головной болью властей принимающего мероприятие города. Хавьер Монклу, профессор, автор книги «Международные выставки и урбанизм», делит историю мировых выставок на два периода: собственно исторический, когда основной целью проведения выставок была демонстрация достижений страны, и следующий, когда устроители мероприятий стали комбинировать задачи  самих выставок с задачами развития городской среды в принимающих населенных пунктах. Вот несколько примеров перепрофилирования крупных павильонов.

 

Royal Exhibition Building

Мельбурн, Австралия

Выставка: 1880 года

Площадь: 12 000 кв. м

 

Как использовалось: проводились выставки, заседания парламента, Олимпийские игры (баскетбол, тяжелая атлетика), размещались аквариум, танцплощадка, аудитории Мельбурнского университета, музей

Через несколько лет после обретения независимости австралийские колонии Великобритании стали быстро богатеть, и Мельбурн решил организовать у себя очередную Всемирную выставку. Однако Сидней успел раньше, все подготовил в рекордные сроки, и первая австралийская выставка прошла в 1879 году именно в этом городе. Мельбурн уговорил гостей не разъезжаться и в 1880 году свою всемирную выставку все же провел, многие экспонаты просто переехали из Сиднея, не возвращаясь на континент.

Главным павильоном стало Королевское выставочное здание (Royal Exhibition Building) с куполом, подобным куполу собора во Флоренции. Рачительные австралийцы не снесли павильон, а уже в 1901 году в нем состоялось первое заседание австралийского парламента. Следующие 26 лет здесь работал парламент провинции Виктория. Потом павильон продолжил принимать выставки разного уровня.

Несколько раз здание было на грани сноса, но всегда находились энтузиасты, готовые биться за его сохранение. Павильон принимал Олимпийские игры 1956 года, использовался местными школами и университетами как аудитория, каждую неделю в нем проходили танцы. В конце XX века на прилегающем участке началось строительство Мельбурнского музея, и часть павильона снесли, однако местная оппозиция в лице лейбористской партии сумела запустить кампанию в его защиту. После того как в 2004 году лейбористы пришли к власти, здание вошло в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как единственный крупный объект, сохранившийся от выставочного движения XIX века в Австралии. Сегодня постоянные и временные экспозиции Royal Exhibition Building посещают почти 650 000 человек в год.

Музей науки и промышленности

Чикаго, США

 

Выставка: 1893 года

Площадь: 37 000 кв. м

Как использовалось: павильон изящных искусств, музей Колумба, музей естественной истории

Чикаго отвоевал право принять у себя Всемирную выставку, посвященную 400-летию прибытия Колумба в Новый Свет, у Нью-Йорка и Вашингтона. На территории 240 га было построено 200 сооружений, из них 14 больших. Выставку посетило 27 млн человек из 46 стран.

 

Павильон изящных искусств был построен из кирпича и покрыт гипсом. После закрытия выставки здесь работал музей Колумба, но вскоре переехал в новое здание. Профессор Института искусств Чикаго скульптор Лорадо Тафт организовал общественную кампанию за то, чтобы в павильоне открыли музей изящных искусств, посвященный скульптуре. Местный парламент уже одобрил выпуск облигаций на $5 млн с целью реставрации здания и превращения его в музей скульптуры. Но из этого ничего не вышло.

Павильон приглянулся членам Коммерческого клуба Чикаго и его активному участнику, владельцу сети универмагов Spears Джулиусу Розенволду. Клуб много сделал для Чикаго — например, занимался благоустройством улиц, запретом курения, строительством парков и детских площадок. Розенволд подыскивал место для музея техники и промышленности бурно растущего индустриального Чикаго. Розенволд и другие коммерсанты сами собрали $5 млн, и вопрос был решен. Музей открылся в 1933 году. Сегодня там есть работающая модель угольной шахты, немецкая подводная лодка, участок железной дороги Чикаго — Сиэтл, инкубатор для вывода цыплят и многое другое. С момента открытия музей посетило 175 млн человек.

Казино в Монреале

Монреаль, Канада

Выставка: 1967 года

 

Площадь: 45 000 кв. м

Как использовалось: павильон Франции и Квебека, казино

СССР выиграл право провести у себя всемирную выставку 1967 года, но отказался из-за финансовых проблем, и Expo приняла Канада. Выставка получилась одной из крупнейших в XX веке, ее посетило 50,3 млн человек.

Павильоны Франции и Квебека, расположенные рядом на острове Нотр-Дам, были в числе самых заметных сооружений выставки. Спустя 26 лет в зданиях открылось крупнейшее в городе казино.

 

Казалось бы, архитектура павильонов не сильно этому способствовала: казино в Монреале отличается от других низкими потолками и тем, что в нем есть окна (обычно казино стараются оградить посетителей от информации о смене времени суток). В казино играют в рулетку, блек-джек, покер, там установлено 3200 игровых автоматов. Сейчас это одна из достопримечательностей Монреаля. Управляет казино дочерняя компания государственной Loto-Quebec.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+