К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Дети капитана Гранта и их секретная служба


Портной и отец девяти детей стал основателем империи виски.

Если вы смотрели недавно вышедший фильм «Kingsman. Секретная служба», то у вас может сложиться превратное представление о жизни британских портных, будто бы тяготеющих к решению глобальных задач (например, к спасению мира). Впрочем, кино есть кино, а история знает как минимум один замечательный случай, когда из семьи простого портного вырос человек, основавший успешный глобальный бизнес. Этого человека звали Уильям Грант. Он родился в Шотландии в 1839 году, в детстве помогал отцу чинить одежду и был подмастерьем у сапожника, но однажды решил все изменить и стать производителем виски. Сегодня основанная им компания считается третьей по объему продаж скотча в мире и крупнейшим семейным предприятием отрасли.

Алхимию перегонщиков молодой Уильям Грант изучал, поступив на работу в вискикурню Mortlach. Заработанные деньги он тратил настолько преду-смотрительно, что к 45 годам смог не только скопить небольшой капитал, но и обрасти семьей, в которой родились девять (!) сыновей. Грант верил в благотворное влияние труда на формирование личности и решительно привлек детей к тому, что вскоре стало семейным бизнесом. За год семье удалось с нуля выстроить вискикурню (хотя оснастить ее пришлось старыми перегонными кубами от Cardhu), а на Рождество 1887 года в бочки на выдержку был залит первый выгнанный «Грантом и сыновьями» спирт. Своему виски Грант дал поэтическое имя Glenfiddich, что в переводе с гэльского значит «долина оленей».

Историческому везению шотландских перегонщиков конца XIX века можно позавидовать. Эпоха подарила им шанс — они захватили рынок выдержанных дистиллятов, оставшийся без коньяка на период борьбы Франции с филлоксерой. Впрочем, следующая эпоха, памятная сухим законом и Великой депрессией, оказалась достаточно суровой компенсацией за «тучные годы» на рубеже веков.

 

Однако внуки Уильяма Гранта смогли провести семейный корабль через эти новые Сциллу и Харибду. В 1920-е годы вопреки всем ограничениям на продажу спиртного семейное предприятие Грантов не сокращало объемов перегонки и закладывало спирты на выдержку. А к моменту отмены сухого закона вискикурня Glenfiddich оказалась одним из шести перегонных производств Шотландии, готовых утолить жажду страждущих.

И экспансия скотча на рубеже XIX–XX веков, и послевоенная волна моды на виски были связаны в первую очередь с «блендами» — купажированными версиями скотча, в состав которых входят как солодовый, так и зерновой спирты. Свой бленд Grant’s компания Уильяма Гранта начала выпускать еще в 1898 году. Но в начале 1960-х годов поколение правнуков основателя дома решило продвигать «сингл молт» — односолодовый виски от Glenfiddich — как элитарный продукт.

 

Это был смелый и ответственный ход: на категорию односолодовых виски приходилось меньше 5% общего объема продаж скотча. Но вскоре эту идею поддержали еще несколько производителей — Glen Grant, Glenlivet, Glenmorangie и Macallan. А в момент кризиса, который постиг категорию виски в начале 1990-х, «сингл молт» стал настоящим имиджевым локомотивом для отрасли, предоставив потребителям желанное многообразие выбора.

Надо признать, что этот потребительский интерес потомки Уильяма Гранта почувствовали первыми. Если решение начать активное продвижение Glenfiddich относится к 1963 году, то в 1969-м на вискикурне открылся центр для приема посетителей, а к началу 2000-х этот центр принимал уже более 125 000 человек в год. Как писал Чарли Маклин в книге «Солодовый виски», «29 перегонных кубов Glenfiddich производят 35% всего односолодового виски в мире».

Сегодня бизнес William Grant & Sons разросся до глобальных масштабов, корпорация производит не только шотландский, но и ирландский и канадский виски, а также джин, ром, текилу и водку. Но это по-прежнему семейная компания, которой управляют представители пятого поколения Грантов. Ее главный продукт делается из той же воды источника Робби-Дув, что и полтора века назад. За состоянием ее перегонных кубов, как и прежде, следят свои медники, а бочки обновляют свои бондари. Культовый 50-летний Glenfiddich, выпущенный в 1991 году, был ассамблирован из девяти бочек — в честь девяти сыновей Уильяма Гранта.

 

И, кстати, вспоминая истоки, Гранты обзавелись-таки своим фирменным ателье. Пусть и не швейным. В конце 2014 года Glenfiddich объявил об открытии виртуальной bespoke gallery — «ателье индпошива» для любителей скотча. На сайте можно выбрать себе «сингл молт» не только по цене (вплоть до £100 000), но и по году дистилляции, сроку выдержки, типу бочки, ароматическому профилю и коллекционной ценности (самого редкого осталось всего три бутылки). Здесь же для выбранного образца можно заказать бутылку, гравировку, коробку и др.

Роль «портного» и главного модельера этого ателье выполняет пришедший на смену легендарному Дейву Стюарту мастер-купажист Брайан Кинсмен… Вы не ослышались, его фамилия Kinsman, и она действительно звучит как в том самом кино. Все-таки удивительные совпадения бывают в бизнесе.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+