Бизнесмены и ученые о правильном отношении к инновациям.
Новостей о замедлении роста добычи сланцевой нефти в США многие в России ждут с особым чувством — наконец-то пузырь схлопывается. Основанная на природной ренте экономика питает консервативное отношение к новинкам, да и заезженная риторика чиновников про «снятие с нефтяной иглы» добавляет скептицизма.
Но стоит помнить, что пузыри лопаются, политическая мода меняется, а технологии остаются. Томас Фридман в своем бестселлере «Плоский мир» приводит пример оптоволоконных линий, которые опутали весь мир в конце 1990-х годов в разгар интернет-бума. Компании вложили сотни миллионов долларов в новую инфраструктуру, а когда рынок доткомов рухнул, многие разорились. Новым собственникам линии связи достались уже намного дешевле, а передача данных из одного конца света в другой стала практически бесплатной. Бизнес использовал многочисленные новые возможности — отсюда и бум офшорного программирования в Индии, и развитие платного онлайн-образования, и расцвет видеохостингов.
Российские предприниматели — миллиардеры и стартаперы — не следуют стереотипам и зарабатывают на инновациях, находя их дома и за рубежом. Сейчас, конечно, не лучшие времена. По данным PwC и Российской венчурной компании, в 2014 году венчурный рынок России сократился на 26%, до $480,9 млн. Тем важнее избежать ошибок. Какая из пяти-шести существующих на рынке моделей двигателя для электромобиля самая перспективная? Можно ли создать принципиально новую социальную сеть или все форматы использованы? Что ждет рынок 3D-печати? В спецпроекте «Будущее» предприниматели и эксперты отвечают на эти и другие вопросы.