К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Навстречу «тиграм»: Россия формулирует новую экономическую повестку

фото ТАСС
фото ТАСС
В Красноярске российские чиновники и бизнесмены попытались понять преимущества азиатской модели развития

Вопрос «Что и как продавать в Азию?», который обсуждают на XII Красноярском экономическом форуме, звучит сейчас пусть и иначе, но не менее значительно, чем девиз «Свобода лучше, чем несвобода», выдвинутый Дмитрием Медведевым во время презентации экономической программы на V форуме в 2008 году, как раз перед президентскими выборами.

На этот раз громких политических заявлений ждать не стоит, хотя на фоне замороженных отношений с Европой и США экономические связи с Азией – вопрос для России вполне политический. Проблема в том, что торговые операции и инвестиционные проекты политике подчиняются не всегда.

Совершить быстрый маневр на Восток, компенсировав потери от ухудшения отношений с Западом, России, очевидно, не удалось.

 

Январская статистика показала, что товарооборот с главным азиатским партнером – Китаем – упал больше, чем на треть. Понятно, что подешевело российское сырье, а из-за девальвации рубля начали сокращаться поставки китайских потребительских товаров. Можно списать проблемы на счет изменчивой конъюнктуры и ждать лучших времен. Но и в «лучшие времена» у России были проблемы на китайском направлении. Во время прошлогодних переговоров о постройке газовой трубы в Китай, немало говорилось, какие трудные переговорщики достались «Газпрому». Контракт в итоге подписан, но насколько детально решены спорные вопросы, пока неясно. Зато многие помнят, как в 2012 году «Транснефти» и «Роснефти» пришлось сделать Китаю скидку по уже заключенному контракту о поставках нефти. Китайская сторона сумела настоять на своем, она просто стала платить по «справедливой», с ее точки зрения, цене.

В общем, российским чиновникам и бизнесменам не помешало бы понять, как работает Азия. На их счастье, журналист Джо Стадвелл уже написал книгу с таким названием (How Asia Works: Success and Failure in the World's Most Dynamic Region). С подачи критиков и таких влиятельных читателей, как Билл Гейтс, она стала мировым бестселлером. Стадвелл принял участие в первой пленарной сессии форума: «Россия и страны АТР: от политики интеграции к проектам развития». Стадвелл подробно рассмотрел историю успеха четырех восточноазиатских «тигров»: Китая, Японии, Тайваня и Южной Кореи. Вырваться на передовые позиции им помогли три фактора: правильная аграрная политика, направленная на развитие небольших, но высокопродуктивных хозяйств, разумная промышленная политика поощрения экспортеров и, наконец, умение государства грамотно распорядиться деньгами и обеспечить приоритеты для финансирования долгосрочных проектов.

 

«Такая политика прямо противоположна рекомендациям МВФ», — объяснил Стадвелл. В этих выводах и те, что хорошо вписываются в проводимую в России экономическую политику (значительная роль государства), так и наводящие на не самые приятные размышления. Например, Стадвелл считает, что огромная территория и население, которые помогали бурному экономическому росту Китая, в будущем станут для него проблемой. По мере исчерпания экстенсивного роста, на первый план выйдут такие факторы, как качество государственных институтов, а большие страны, в том числе и Россия, этим как раз не могут похвастаться. И еще один момент. И Япония, и Китай, напомнил Стадвелл, вели немало торговых споров с США, но всегда старались сохранить хорошие отношения с крупнейшей экономикой мира, иначе их успешное развитие вряд ли было бы возможно.

Но как же Россия выглядит на фоне азиатских экономик и что изменилось за последний год?

«Поток пассажиров на рейсах Москва — Пекин наверняка вырос, особенно в бизнес-классе», — пошутил модерировавший пленарную сессию партнер компании McKinsey Ермолай Солженицын.

 

«Общение с китайскими партнерами стало более доверительным, меньше стало формальных речей по бумажке, а решения стали приниматься гораздо быстрее», — уже серьезно описал ситуацию вице-премьер Аркадий Дворкович. Правда, он связал перемены не с кульбитами российской внешней политики, а с успешной антикоррупционной кампанией в Китае, которая повышает эффективность китайских чиновников, хотя и вызывает у них «некоторый страх».

Но на масштабах сотрудничества это пока мало сказалось. «Год – слишком маленький срок для Китая», — подчеркнул гендиректор «Русала» Владислав Соловьев. Только 1% иностранных инвестиций из стран Восточной Азии приходится на Россию – такие данные напомнил замминистра экономического развития Станислав Воскресенский. Выражение «разворот на Восток» ему совсем не понравилось. Наращивать присутствие в Азии нужно в любом случае,  иначе Россия будет и дальше упускать возможности для своего развития.

Опрос, проведенный в зале прямо во время сессии, показал, что противников экономического сближения с Азией всего 2% (видимо, кто-то решил проявить оригинальность), 33% ответило, что сближаться надо, но момент сейчас неблагоприятный.

Азиатские партнеры понимают, что нужны России, и это усиливает их позиции на переговорах.

Большинство же проявило оптимизм без всяких условий. Азии дали зеленый свет.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+