Контекст
Идеи, цитаты и исследования, на которые стоит обратить внимание
1 Русские в Прибалтике
Идентичность русской этнической группы и ее выражение в Литве и Латвии. Сравнительный аспект.
Литовские социологи Арвидас Виргилиюс Матулионис и Моника Фреюте-Ракаускене сравнили самоопределение и идентичность русских в Литве и Латвии. Под этничностью авторы подразумевают общность, основанную на общем происхождении и чувстве солидарности. Респондентам задавались вопросы о том, как они определяют свое этническое происхождение и национальность, об их связи с местом/страной проживания и своей исторической родиной, о дискриминационном опыте, гражданской и политической активности. Опросы показывают, что русские, родившиеся в Литве, больше идентифицируют себя с Литвой, чем с Россией. И даже те, кто родился за пределами Литвы, считают ее родным домом. В Латвии различия между гражданами и негражданами заметнее. Но даже те неграждане, которые родились в Латвии, идентифицируют себя с ней, а не с Россией. Респондентам был задан вопрос, воспользовались бы они возможностью переезда в другую страну при гарантированной финансовой и социальной поддержке. Примерно 41% русских в Литве ответили, что не хотят никуда уезжать. Еще 29% предпочли бы уехать, а 23,5% заявили, что скорее уехали бы. Из желающих уехать лишь 29% хотели бы жить в России, на втором месте — Великобритания (16%). Похожая ситуация и в Латвии.
2 Цифровое бессмертие
Себастьян Сон, физик, получивший образование в Гарварде, 20 лет назад резко поменял направление своей научной деятельности, решив заняться нейробиологией. Его идея — составление полной схемы взаимодействия отдельных нейронов мозга — считалась утопичной. Цель Сона — распознать и зарегистрировать все взаимодействия нейронов мозга, что приблизит создание искусственного интеллекта. На финальных стадиях проекта ученые должны будут воссоздать работу человеческого мозга и «сохранить» индивидуальную память и мысли того или иного человека — фактически сделать их цифровую копию. Неизвестно, правда, будет ли способен такой искусственный интеллект самостоятельно принимать решения. Однако Сон не оставляет надежды подарить человеческому сознанию бессмертие. Когда-то ученого вдохновила история женщины, провалившейся под лед и вернувшейся в сознание спустя часы после установления врачами клинической смерти. Пока Сон и его коллеги далеки от цели. Последние восемь лет они работают в лаборатории в Германии. Прошлой весной Сон опубликовал научно-популярную статью о новейших возможностях сканирования взаимодействий нейронов мозга.
Однако воплощение его идей требует огромных денег, а государственных вложений в проект пока не так много. Кроме того, Merlin, лучший на данный момент компьютер, находящийся в лаборатории Сона, слишком сильно зависит от таких факторов, как температура воздуха и электроснабжение. Он сможет целиком отсканировать работу нейронов мозга мухи лишь через 2–3 года непрерывной работы. О мозге человека речь пока даже не идет.
3 «Галапагосский синдром»
Аннексия Крыма Россией заставила европейцев неожиданно осознать, что, хотя политическая модель Евросоюза достойна восхищения, она вряд ли станет универсальной или даже распространится на большинство ближайших соседей. Похожий опыт пережили японские технологические компании. Несколько лет назад они пришли к выводу: хотя Япония производит лучшие 3G-телефоны на планете, устройства не находят глобального рынка сбыта, потому что остальной мир попросту не способен угнаться за технологическими инновациями, чтобы использовать эти изделия. Япония столкнулась с так называемым галапагосским синдромом. Такеси Нацуно, профессор токийского Университета Кэйо, в интервью The New York Times сравнил японские мобильные телефоны с «эндемичными видами, которые Дарвин обнаружил на Галапагосских островах, — фантастически эволюционировавшими и отличающимися от своих родственников с материка». Японские телефоны оказались слишком совершенными для успешных продаж. Теперь «галапагосский синдром» актуален и для Европы. Европейский постмодернистский порядок, кажется, настолько ушел вперед и обогнал свое окружение, что другие просто не в состоянии ему следовать. Он превратился в особую экосистему, защищенную от более силового, «модернистского» мира, в котором живет большинство людей. После Крыма европейцам пришлось задуматься о том, как противодействовать российской агрессии. Каким может стать европейский порядок теперь, когда универсализм Европы превратился в исключительное явление. Не стала ли сегодня защита уязвимой европейской экосистемы от внешнего загрязнения более насущной, чем мечты о том, как изменить других?
4 Госкапитализм с корейским лицом
Прагматический диалог государства и бизнеса, начавшийся в начале 2000-х, достаточно быстро дал плоды. Один из ярких примеров — радикальная налоговая реформа 2001–2002 годов. Бизнес и государство смогли договориться, считает директор Института анализа государства и рынков ВШЭ Андрей Яковлев. Государство упростило налоговую систему, снизило ставки налогов, что в обмен предполагало легализацию бизнеса. Но рост цен на нефть и борьба за контроль над природной рентой (вылившаяся в «дело ЮКОСа») сломали зарождающиеся механизмы диалога между основными группами в элите. Победа бюрократии и силовиков над олигархами в 2000-х открыла дорогу для построения в России своеобразной модели «госкапитализма с корейским лицом». На это, по сути, были направлены создание госкорпораций, стройки в Сочи и Владивостоке, прокладка трубопроводов и другие «большие проекты». Но кризис 2008–2009 годов наглядно показал, что применительно к такой большой и неоднородной стране, как Россия, и в условиях современного глобального рынка эта модель, реализованная в Корее в 1960–1970-е, уже не срабатывает. Это, с одной стороны, предопределило переход к «ручному управлению» (еще менее эффективному в долгосрочном плане), а с другой — подтолкнуло власть к возобновлению диалога с бизнесом. Благодаря инициативам «Деловой России» в 2009 году были внесены поправки в УК, ограничивающие силовое давление на бизнес. Одновременно по инициативе Путина в конце 2010 года была запущена разработка Стратегии-2020. Но после декабрьских протестов 2011 года в политической элите началось «раздвоение сознания». Власть декларировала курс на радикальное улучшение делового климата. При этом, испугавшись протестов, она сделала ставку на укрепление силовых структур и подавление оппозиции через охоту на «иностранных агентов», запреты митингов и т. д. При этом допросы по «делу экспертов», а также возвращение Следственному комитету прав возбуждать нологовые дела вступали в явное противоречие с либеральной политикой, проводившейся экономическим блоком правительства. В итоге макроэкономическая и бюджетная ситуация сейчас на порядок лучше, чем в 1998 году. Но неопределенность сопоставима, а ожидания — заметно хуже, чем 16 лет назад. Геополитический конфликт на Украине и западные санкции только усилили эти тенденции.
5 Поиск альтернатив (выдержки из книги)
Никогда еще роль денег, их влияние и власть в обществе не были столь важны, как в настоящее время. И автор должен, наконец, сбросить с себя маску беспристрастности и признаться, что нынешняя модель капитализма с ее гипертрофированным развитием спекулятивной финансовой надстройки ему совсем не импонирует. И это притом, что мои профессиональные навыки в этой системе мироустройства полностью востребованы, а мой труд щедро вознаграждается. Для объяснения моей позиции приведу случай из жизни, который наблюдал хороший знакомый во франкфуртском аэропорту. Двое русскоговорящих и очевидно не знакомых друг с другом мужчин сидели в баре. Один из них после непродолжительного телефонного разговора с удовлетворением потер руки и предложил соседу выпивку: «Я удачно одну сделку на бирже провернул, сто тысяч баксов заработал — угощаю». Второй так печально и задумчиво рассуждает: «А я вот лесозаготовками занимаюсь. Сотни мужиков с их семьями кормлю, а то бы спились уж давно — их жены на меня молятся. Сам с ними и в грязи топчусь, и сюда вот летаю лесом торговать. Только ты сто тысяч за пять минут срубил, а мне и за год столько не заработать». Этf сцена наглядно иллюстрирует абсурдность, порочность складывающейся системы оценки труда людей, их вклада в жизнь общества. Мне бы очень не хотелось, чтобы в образе героя для моих внуков выступал успешный финансовый спекулянт — азартные игры на деньги еще никогда ни к чему хорошему людей не приводили.
6 Места под Солнцем
Пользователи солнечных батарей, их производители и даже обычные энергокомпании, работающие с ископаемым топливом, помогли индустрии альтернативной энергии в США увеличить в 2014 году количество работников на 22%. Занятых в солнечной энергетике уже больше, чем, например, шахтеров. Из каждых 78 новых рабочих мест, открывшихся в США за последний год, одно было создано в солнечной энергетике, а в этом году, по прогнозам, отрасль планирует нанять 36 000 новых сотрудников.
7 Должны своим
В 2015 году значительный чистый отток капитала из экономики, скорее всего, продолжится. Основная причина — платежи по погашению внешнего корпоративного долга в условиях затруднений с привлечением новых заимствований. Однако масштаб этой проблемы не следует преувеличивать. Значимая часть внешнего долга является долгом перед аффилированными с собственниками компаний зарубежными организациями, то есть фактически долгом перед собой. На это указывает высокая доля долга, держателями которого являются резиденты офшоров — Кипра, Виргинских островов, Ирландии и др. (около половины) и прямые инвесторы компании-заемщика (около трети).