Россия, Москва; «Стимулы в системе государственного управления и экономический рост» — http://www.opec.ru
Россия и Китай — две крупнейшие переходные экономики, которые изначально осуществляли разные схемы реформ. Однако, как отмечает профессор ВШЭ Андрей Яковлев в докладе «Стимулы в системе государственного управления и экономический рост», примерно с середины 2000-х модели организации и управления обществом в двух странах существенно сблизились. И там и там сформировался госкапитализм с ограничением политической конкуренции, коррупцией, слабыми судами и т. д. Однако экономические показатели России и КНР сильно различаются. Китайская экономика, невзирая на кризис 2008–2009 года, сохраняет высокие темпы роста, а российская скатывается к стагнации. Важным отличием китайской системы, по мнению автора, является ее ориентированность на экономический рост при оценке работы чиновников. Есть рост — есть продвижение по карьерной лестнице. Нет результатов — чиновник будет понижен или снят с должности. Такая система мотивации эффективно дополняется введенной Дэн Сяопином системой «смены поколений» — регулярным обновлением кадров. Помимо этого, КНР смогла эффективно реализовать импортированную из СССР «систему двух ключей», когда на каждом уровне есть администратор, отвечающий за экономику (губернатор, мэр), и чиновник, представляющий контрольную вертикаль, в данном случае компартию КНР. Партийный функционер не только обладает большими контрольными полномочиями, но вместе с администратором отвечает за результат. Если он хорош, оба продвигаются по карьерной лестнице, если нет, рискуют потерять свои кресла. До начала 1980-х годов такая система работала и в СССР. С тем важным отличием, что советская экономика была замкнута и ориентирована на выполнение плана как такового, а китайская, как уже отмечалось, «привязана» к оценке результатов (например, показателей экономического роста, объема экспорта). В современной России тоже есть своя «вертикаль контроля», но это не партия, а администрация президента и находящиеся «под президентом» силовые структуры. У них свои планы — но не по росту ВВП, а по количеству проверок и «посадок». Таким образом, существующая в России система стимулов работает в режиме негативного отбора.