Контекст
Идеи, цитаты и исследования, на которые стоит обратить внимание
1 Враждебное окружение
За последний год число респондентов, оценивающих отношения между Россией и США как напряженные, увеличилось с 13% до 35%. В три раза выросло число опрошенных, отмечающих рост напряженности в отношениях с ЕС. При этом ориентация на сотрудничество с Европой сохраняется на достаточно высоком уровне (38% россиян считают, что Россия должна взаимодействовать с ЕС), хотя и отмечается значительное снижение. Только 10% рассматривают США в качестве приоритетной для российской внешней политики страны. По мнению респондентов, Россию на мировой арене скорее воспринимают негативно: как конкурента (40%) и врага (16%). Треть опрошенных считает, что для развитых стран Россия является партнером (27%) и другом (3%).
2 Поиск равновесия
В исследовании анализируется влияние неравенства доходов на темпы экономического роста. Для многих стран актуален вопрос: каким образом распределение доходов в обществе связано с резкими перерывами в процессе роста? Известно, что неравенство создает необходимые в рыночной экономике стимулы к инвестициям. Но оно же может служить и препятствием для роста. Особенно в развивающихся странах. Обычно изучающие проблему неравенства исследователи не учитывают ключевую особенность таких стран: отсутствие устойчивого экономического роста. Многим, даже самым бедным странам в последние годы удавалось стимулировать высокие темпы развития на протяжении нескольких лет. Намного реже удается поддерживать устойчивый рост, а именно это отличает успешные государства от отстающих экономик. Авторы считают, что более длительные периоды роста связаны с более равным распределением доходов. Например, если бы страны Латинской Америки сократили разрыв в доходах с развивающимися азиатскими странами на 50%, это более чем удвоило бы для них ожидаемую продолжительность периода устойчивого роста. Главный вывод в том, что увеличивающееся неравенство может сократить продолжительность периода роста. В то же время недостаточно продуманные попытки снизить неравенство могут уменьшить стимулы для бизнеса и тем самым подорвать рост. Выход из тупика — в реализации «беспроигрышных» политических мер, таких как, например, повышение адресности субсидий, улучшение экономических возможностей для бедных, активная политика в отношении рынка труда, способствующая росту занятости.
3 Кредит мал, но дорог
Ольга Кузина (Лаборатория экономико-социологических исследований ВШЭ) оценила кредитную нагрузку россиян. По уровню охвата населения кредитами и их размерам россияне отстают от жителей развитых стран. В октябре 2013-го лишь 27% респондентов заявили, что имеют непогашенные кредиты. Для сравнения: в 2010-м в США эта доля составляла 75%, в странах Европы — от 25% до 66%. Но в России большинство кредитов не ипотечные, а потребительские с высокими ставками и короткими сроками погашения. Поэтому и доля заемщиков с высокой нагрузкой обслуживания кредитов (50% и выше от текущих доходов) оказывается значительно выше. Если в 2011 году 23% должников с невыплаченными кредитами заявили, что выплаты по ним достигают, как минимум, половины текущих доходов семьи, то в 2012-м доля таких ответов составляла уже 31%.
4 Конвергенция завершается
Рост экономик с развивающимися рынками с 2000 по 2012 год характеризовался нетипично высокими темпами. Но есть много причин того, что страны с переходной экономикой отныне будут развиваться медленнее. Часть накопленного потенциала была растрачена впустую. Время товарных бумов и экстраординарных масштабов кредитования миновало, и большинство развивающихся стран утратили запас прочности. Основные их проблемы обусловлены несовершенством методов управления, поэтому они будут вынуждены осуществить радикальные структурные реформы для сохранения темпов развития; однако многие политики по-прежнему сохраняют безосновательную самонадеянность и не настроены на проведение реформ. Прежде чем освободить рынки для всех, страны Запада должны позаботиться о своих собственных интересах. Период экономической конвергенции завершился, и, возможно, она прекратится на долгие годы. Развивающиеся страны должны улучшить качество управления, а также добиться прогресса в других сферах экономики, чтобы продолжить догоняющее развитие. В ближайшие 10 лет Запад может предпринять новый экономический рывок, как в 1980-е годы.
5 Спрос от ФРС
Экономисты Европейского центробанка под руководством Марко Ло Дука решили разобраться, как повлияла проводимая ФРС США политика «количественного смягчения» на развивающиеся страны. Оказалось, что она была им полезна. Внимание исследователей привлекли изменения в объемах эмиссии долговых бумаг компаний нефинансового сектора. За последние четыре года выпуск облигаций заметно вырос по всему миру, при этом эмиссия корпоративных облигаций на развивающихся рынках достигла исторических максимумов. Кредитные спреды сократились до уровней 2005–2006 годов, известных как период «финансового изобилия». Нетрадиционные меры ФРС помогли этому двумя способами. Во-первых, после вмешательства финансового регулятора, который активно скупал казначейские облигации и ипотечные бонды, инвесторы могли быть вытеснены с некоторых сегментов фондового рынка США. И оставалось лишь переориентироваться на другие активы и страны. Во-вторых, действия ФРС вызвали некоторый дефицит на рынке облигаций, который привел к росту цен на активы и снижению премий за риск.
6 Умная сила
Перед мировыми регуляторами сейчас стоит проблема создания эффективной финансовой системы с использованием уроков всех предыдущих кризисов. Реформы должны исходить из трех принципов: системного взгляда на провалы рынка, которые нужно устранить; внедрения правильных стимулов для игроков, которые помогут им действовать в интересах общества в целом; признания неизбежности новых кризисов. Регуляторы должны видеть глобальную финансовую систему в целом. Но им надо понимать, что точность и эффективность их действий ограничивают неизбежные информа-ционные барьеры, которые не позволяют в полной мере понимать мотивы и интересы участников рынка. Поэтому главным для регуляторов должен быть принцип «не навреди». А неизбежность кризисов делает особенно актуальным наличие «плана Б» в любой ситуации. Хороший кризис-менеджмент должен быть неотъемлемой частью дизайна финансовой системы, а не разрабатываться в режиме импровизации в разгар кризиса.
7 Зарплата догоняет цены
Существует стереотип: зарплаты в России растут быстрее, чем производительность труда, что снижает конкурентоспособность и отдельных компаний, и экономики в целом. Однако анализ статистики за 1997–2012 годы дает другую картину. Циклы относительного удешевления рабочей силы чередуются с циклами ее относительного удорожания. В целом же зарплатная нагрузка на экономику постепенно, но снижается. Опережающий рост заработной платы принято рассматривать еще и как важный потенциальный источник инфляции (так называемой инфляции издержек). Предполагается, что цены растут именно из-за зарплаты. Однако в российских условиях причинно-следственная связь обратная: сначала происходил скачок цен на товарных рынках (дававший предприятиям удешевление рабочей силы), на который затем с большим или меньшим запозданием реагировала заработная плата. В результате ускоренный рост оплаты труда чаще всего, хотя и не всегда, выступал как компенсация за предшествующий рывок цен.