Контекст
Идеи, цитаты и исследования, на которые стоить обратить внимание
1 Проект «ГосЗатраты»
Регионы — крупнейшие госзаказчики в 2013 году (млрд рублей)
Некоммерческое партнерство «Информационная культура» при поддержке Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина запустило проект «ГосЗатраты». Это автоматическая система, которая позволяет анализировать данные о государственных расходах, в частности о государственных и муниципальных контрактах, и находить злоупотребления. Система фокусируется на уже заключенных контрактах, а не на контроле закупок или процедур размещения заказа. Осуществляется полностью автоматизированный ежедневный мониторинг заключенных контрактов. Выявляются все злоупотребления независимо от суммы контрактов и уловок, к которым прибегают заказчики, чтобы скрыть информацию о закупке: латиница в объявлении, специально сделанные ошибки и пропуски, отсутствие ключевых слов, замена букв на похожие цифры или использование пробелов в слове.
2 Без апелляции не решить
Российские арбитражные суды разбирают экономические споры между юридическими лицами, частными предпринимателями, а также споры предпринимателей с госорганами и органами местного самоуправления. Ежегодно арбитражная юрисдикция рассматривает до полутора миллионов дел. Однако все более или менее значимые дела решаются не в суде первой инстанции, а в апелляционной инстанции. Авторы исследования пришли к такому выводу на основе изучения 10 000 арбитражных решений. Суды первой инстанции занимаются скорее фильтрацией «псевдодел», которые либо не содержат спора, либо не представляют интереса для сторон. Это прежде всего дела об установлении юридически значимых фактов, которые нужно предъявить чиновникам. Не менее 100 000 раз за последние десять лет российские суды общей юрисдикции выносили решение, что актер и артист — это одно и то же. Для «артистов» есть льготы, а для «актеров» — нет. При этом по каждому случаю необходимо отдельное судебное решение. В апелляцию попадают дела, в решение которых стороны готовы вкладывать и силы, и средства. Ведь нужно направить в апелляционный суд, который, как правило, находится в другом регионе, своего представителя (услуги хорошего адвоката редко стоят менее 200 000 рублей) и примерно 12 кг документов. Поэтому до апелляции доходит только половина дел стоимостью меньше полумиллиона рублей.
3 Дело не в алкоголе
Обширная литература посвящена воздействию ограничений на употребление алкоголя на статистику дорожно-транспортных происшествий. Дискуссии об ограничении доступа молодежи к спиртным напиткам постоянно идут в США. Питер Симински и Олег Ерошкин из Университета Воллонгонга (Австралия) и Джейсон Линдо из Университета Техаса исследовали уровень ДТП в австралийском штате Новый Южный Уэльс, который считается примером успешной борьбы с нетрезвым вождением. Однако исследователи не обнаружили зависимости между минимальным возрастом покупателей алкоголя и статистикой ДТП. Подобные ограничения оказывали влияние лишь на количество алкогольных отравлений.
4 Вера и счастье
Россия и другие экс-коммунистические страны показали самый сильный всплеск религиозности в мире, выяснили американский социолог Рональд Инглхарт из Мичиганского университета, Роберто Фоа из Гарварда, Эдуард Понарин из Лаборатории сравнительных социальных исследований ВШЭ и Кристина Вельцель из Люнебургского университета Лейфана. Социологи изучили экономическое развитие 88 стран мира и уровень удовлетворенности жизнью их жителей. Оказалось, что религиозные люди счастливее атеистов, даже если они живут в бедной стране. При этом жители богатых стран все чаще становятся атеистами. Уровень религиозности в 13 из 15 бывших коммунистических государств за последние десятилетия резко вырос: для болгар «важность бога» в жизни (показатель, рассчитанный по 10-балльной шкале) увеличилась с 3,56
в 1990 году до 5,7 в 2006 году. Китай начал с 1 в 1990 году
и поднялся до 3,58 в 2007 году. Россия поднялась с 4 в 1990 году до 6,02 в 2006 году. А доля довольных жизнью среди религиозных людей в среднем на 6 процентных пунктов выше, чем среди атеистов.
5 Неготовность к приватизации
Несмотря на то что в 2011–2013 годах появилось немало официальных деклараций, законодательных инициатив и долгосрочных программ, направленных на ускорение приватизации в России, остается целый ряд актуальных рисков.
• Системная двойственность и противоречивость положения государства (как законодателя, регулятора и прямого участника крупных компаний).
• Расширение государственного (квазигосударственного) сектора, активность крупных компаний
с государственным участием по приобретению активов.
• Слабое развитие условий для справедливой конкуренции и повышения инвестиционной активности частного бизнеса в секторах с высоким прямым участием государства.
• При недостаточности усилий по развитию отраслевого регулирования приватизация крупных компаний в последующем приведет к усилению неформального воздействия на них со стороны государства.
• Несоответствие между амбициозностью заявленных приватизационных планов и реалиями имеющихся организационных возможностей и доступных источников финансирования.
6 Вероятность кризиса
Сводный опережающий индикатор возникновения системного банковского кризиса, который рассчиты-
вают в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), показывает высокую вероятность такого события в период по ноябрь 2014 года включительно. В ноябре 2013-го значение индикатора составило 0.118, что существенно превышает пороговый уровень (0.098). Под системным банковским кризисом в ЦМАКП понимают ситуацию, при которой реализуется по крайней мере одно из условий:
1) доля проблемных активов в общих активах банковской системы превысила 10%;
2) произошло изъятие значительной доли депозитов или их «замораживание»;
3) с целью предотвратить последствия 1–2 была проведена вынужденная реорганизация/национализация значительной части (более 10%) банков или масштабная (в объеме более 2% ВВП) единовременная рекапитализация банков государством и/или компаниями.
Наблюдавшиеся в конце 2013-го элементы нестабильности в банковской системе (рост числа случаев потери платежеспособности банками, ухудшение качества портфелей, паника в отдельных регионах) пока не могут рассматриваться в качестве системного кризиса, речь идет лишь о проблемной ситуации в банковской системе.
7 Мало тратим на здоровье
Государственное финансирование здравоохранения в России и в странах с близким уровнем подушевого дохода в 2011 году. Россия тратит на здравоохранение меньше, чем другие страны с похожим уровнем экономического развития, такие как Польша, Венгрия и Эстония. Если с 2006-го по 2011 год расходы государства на здравоохранение выросли в полтора раза, то в 2012–2013 годах рост прекратился. В трехлетнем бюджете до 2016 года расходы вырастут лишь на 4%. Это ставит под сомнение обещанное президентом Путиным повышение средней продолжительности жизни к 2018 году с 70 до 74 лет. Кроме того, к этому же сроку планируется довести зарплату врачей до 200% к средней по региону, после чего до 80% расходов на здравоохранение придется направлять на фонд оплаты труда. Это приведет к недофинансированию других направлений расходов, таких как приобретение лекарств и оборудования. Без общего увеличения финансирования хотя бы на 1% ВВП к 2020 году не обойтись.