К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Бизнесмен года. Сергей Галицкий

фото Евгения Дудина для Forbes
фото Евгения Дудина для Forbes

Самый успешный российский предприниматель 2013 года.

Редко случается, чтобы Сергей Галицкий, миллиардер, основатель самой большой в России торговой сети «Магнит», допустил ошибку. «Думаю, мы никогда больше не сможем повторить таких результатов», — сказал он в интервью Forbes весной 2013 года, комментируя финансовые итоги года минувшего. Спустя 9 месяцев мы можем констатировать, что он ошибался.

За неполный год акции «Магнита», и ранее не обделенные вниманием инвесторов, подорожали почти в полтора раза. Оборот компании вырос на 28%, до $13,2 млрд, причем EBITDA составила 10,6% от выручки, а чистая прибыль — 5,7% (за три квартала 2012 года — 10,3% и 5,3% соответственно). По всем этим показателям «Магнит» обогнал X5 Retail Group — ближайшего конкурента, которого прежде опережал только по объему торговых площадей.

Состояние Галицкого теперь превышает $12 млрд. Он вплотную приблизился к первой десятке российского списка Forbes и единственный на этом Олимпе разбогател не на финансовых операциях, нефти, металлах и прочих сырьевых товарах, а на потребительском спросе. Выстроивший свой бизнес по кирпичику, как Сэм Уолтон, основатель Walmart, или Ингвар Кампрад, создатель IKEA.

 

Настоящего предпринимателя отличает чутье. В 1994 году Сергей Галицкий бросил карьеру финансиста (он был заместителем управляющего краснодарского Ленексбанка) и начал торговать косметическими товарами. Через год Ленексбанк разорился, а учрежденная Галицким компания «Трансазия» стала эксклюзивным дистрибьютором Procter & Gamble в Краснодарском крае. Два года спустя он разошелся с партнерами, решив, что будущее за ритейлом. «Трансазия» так и осталась дистрибьютором (правда, одним из крупнейших на юге России), а «Магнит» постепенно превратился в самую посещаемую розничную сеть страны.

Когда ритейлеры боролись за города-миллионники, Галицкий осваивал российскую провинцию, открывая «Магниты» в селах и поселках городского типа. Конкуренты инвестировали в супер- и гипермаркеты, Галицкий упорно придерживался одного формата — магазина шаговой доступности. Он экономил на всем. «Нельзя не признать, что на сегодня сеть является лидером на рынке по количеству объектов. Но внутреннее содержание торговых точек оставляет желать лучшего», — писал в 2003 году

о «Магните» в своем отчете топ-менеджер российского офиса одной транснациональной корпорации.

 

Слияниям и поглощениям Галицкий предпочитал органический рост, занимая лишь по мере необходимости. К 2006 году сеть Галицкого разрослась до 1500 магазинов, «Магнит» провел IPO, привлек почти $370 млн и только тогда начал строить гипермаркеты. На середину 2013 года общий долг у «Магнита» равнялся 21% выручки, тогда как у X5 Retail Group — 45% выручки. Но секрет «Магнита» не в экономии. По словам его владельца, выигрывает тот, кто постоянно ищет «точки роста». «Законы диалектики никто не отменял, — напоминает Галицкий. — Количество переходит в качество. Кто больше работает, тот больше добивается». Лев Хасис, руководивший X5 Retail Group до 2011 года, с уважением и симпатией (как вспоминают его бывшие сотрудники) говорил о Галицком. Хотя достижения «Магнита» часто становились для Хасиса головной болью.

Однажды редактор Forbes услышал мнение одного уральского предпринимателя: Галицкий потому столь успешен, что пользуется покровительством Кремля. Галицкий признает, что «были попытки» включить его «в политический процесс». Но в отношениях с государством он старается держать дистанцию. В заседаниях РСПП участвует редко, о президенте Путине говорит без пиетета, работу Госдумы критикует.

Откройте любой из последних квартальных отчетов «Магнита» за подписью Галицкого, и в разделе «Основная информация о финансово-экономическом состоянии эмитента» вы прочтете: «Будущий успех [группы компаний «Магнит»] в значительной степени будет зависеть от продолжения сотрудничества с руководящим звеном группы» (далее перечисляются имена топ-менеджеров — миноритарных акционеров компании). Галицкий ни разу не выпускал из рук бразды правления — бизнес нужно чувствовать кончиками пальцев. Но он не считает, что все в компании зависит от генерального директора: «В бизнесе люди работают против людей. Конкретные умы сталкиваются с конкретными умами. Если у меня из команды уйдет пять самых сильных человек, все так же хорошо работать не будет».

 

Пока никто из них не уходил. Провалов у «Магнита» еще не было. Инвесторы по-прежнему верят в компанию. А Сергей Галицкий уверяет, что признает лишь тот бизнес, где игра идет на грани — либо пан, либо пропал.

Претенденты на звание «Бизнесмен года»

Рустам Тарико

В июне 2013 года, после покупки польской компании CEDC, владелец корпорации «Русский стандарт» превратился во второго производителя водки в мире.

Андрей Романенко 

В мае 2013 года компания QIWI разместила акции на бирже NASDAQ, с тех пор капитализация выросла более чем вдвое. Сеть из 169 000 киосков и терминалов, через которые проходит 12 млн транзакций в день, — крупнейшая в мире.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+