К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дойный автомат

фото Антона Беркасова для Forbes
фото Антона Беркасова для Forbes
Как доставить молоко с фермы горожанину, минуя не только магазины, но и молокозавод, — и заработать на этом.

«Три года назад мы провалились в убыток», — вспоминает совладелец двух крупных подмосковных молочных хозяйств и компании «Живой поток» Владислав Чебурашкин. За 2000-е годы в Подмосковье поднялось на ноги много бывших молочных колхозов, они закупили иностранное доильное оборудование и телок европейских высокоудойных пород. Выросла конкуренция, и цена молока с ферм, которое закупают комбинаты, упала до беспрецедентно низкой отметки — 10 рублей за литр (в середине 2000-х давали и 30 рублей).

В 2010 году торфяные пожары окутали столицу смогом. Жители, надышавшиеся воздухом, в котором концентрация угарного газа превысила предельно допустимую в 7 раз, вспомнили про молоко, способное выводить токсины. Пока врачи спорили о полезности для здоровья свеженадоенного (сырого) молока, москвичи забегали в поисках «деревенского эликсира», который стал быстро дорожать. И тут школьный друг и земляк Чебурашкина Иван Соломаха, отдыхавший в Италии, рассказал ему об увиденных там уличных автоматах по продаже молока с ферм. Устройства внешне напоминают советские автоматы с газировкой за 3 копейки. Однако молокомат (калька получилась с распространенного в Европе milkomat) — технологически более сложная конструкция. В ней есть холодильник, поддерживающий температуру 4 градуса, меняющийся каждый день танк с молоком, привезенный с фермы, купюроприемник, а иногда и витрина для сопутствующей молочной продукции — сметаны, творога и пр. Молокомат сначала выдает покупателю пустую стерильную бутылку, потом наливает в нее молоко. После каждой покупки кран обеззараживается струей горячего пара.

Чебурашкин и Соломаха решли вывести на российский рынок молокоматы как альтернативу стальным бочкам советского образца, к которым до сих пор на московских рынках выстраиваются огромные очереди.

 

Созданная партнерами в сентябре 2010 года компания «Живой поток» установила уже 40 молокоматов под брендом «А-Молоко» в Подмосковье, из них 90% — прямо на улицах: на платформах, в спальных районах и в оживленных местах, например на горнолыжном курорте Яхрома. Литр продается за 50 рублей (пакетированное молоко высокотемпературной обработки стоит в московских магазинах 30–70 рублей). За I полугодие 2013 года выручка «Живого потока» составила 50 млн рублей. В 2014 году планируется рост продаж

на 20%, в том числе за счет расширения торговли молочными продуктами — сметаной, творогом, йогуртами, изготовленными на ферме из непроданного молока, забираемого из устройства вечером. «Пока идея реализована в 25% автоматов, но это удвоило выручку», — поясняет Чебурашкин. Старые автоматы продают примерно на 200 000 рублей в месяц, новые — на 360 000 рублей.

Компания «Живой поток» на 75% принадлежит братьям Чебурашкиным (Владиславу и Станиславу, в равных долях), на 25% — Соломахе. Поднимать подмосковное фермерское хозяйство семья Чебурашкиных (два брата и их отец Георгий) приехала из Норильска, где ей принадлежит несколько компаний по переработке отходов горного производства. Чебурашкины инвестировали в подмосковные колхозы накопленное и заемный капитал.

 

Вернувшегося в 2002 году с дипломом MBA из Бостонского университета Владислава семья бросила на сельское хозяйство. В совхозе «Смычка» (ныне «Васильевское»), расположенном в Сергиево-Посадском районе, было 3000 га непаханных полей и уменьшающееся стадо коров. Владели хозяйством несколько сотен пайщиков, у них семья и скупила паи. «На восстановление потребовалось 300 млн рублей и три года», — говорит Чебурашкин. Деньги пошли на покупку коров и бычков-производителей, а также окультуривание полей: качество молока зависит напрямую от корма. В 2004 году Чебурашкины заинтересовались еще одним колхозом — ООО «Дубна плюс» в 40 км от первого, уже в Дмитровском районе.

Сейчас у семьи два хозяйства (доли по 40% у братьев и 20% у отца), в них 4500 коров и 280 работников. Общие инвестиции в две фермы Чебурашкины оценивают в 600 млн рублей. В день фермы производят 35 т молока, из них 14% уходит в молокоматы, а 86%  продаются «Вимм-Билль-Данну» (принадлежит PepsiCo) и через посредников — другим производителям. Закупочная цена сырого молока — 17–19 рублей за литр. «Если бы не молокоматы, фермы работали бы в ноль», — отмечает Чебурашкин.

После тестирования оборудования четырех поставщиков предприниматели выбрали итальянские молокоматы DF Italia. Уличный молокомат обходится в 1,2 млн рублей, а предназначенный для установки в помещениях — 850 000 рублей. Разница в холодильниках: например, на улице зимой должен быть предусмотрен нагрев. В «Дубна плюс» уже есть цех по обслуживанию автоматов

и еще один — по производству молочных продуктов. С развозом молока по точкам справляются четыре грузовика. Весь проект «А-Молоко» обошелся, по словам Соломахи, примерно в 70 млн рублей.

 

«Молокоматы выгодны для фермеров, этот сегмент сейчас растет», — говорит председатель правления отраслевого союза «Союзмолоко» Андрей Даниленко. Но, по его мнению, потребители больше доверяют автоматам, установленным в продуктовых магазинах: есть с кого спросить. Соломаха, наоборот, считает самой выигрышной торговлю на улице: аппараты работают круглые сутки, привлекают внимание прохожих подсветкой, танки с молоком удобно подвозить ночью, да и аренда хорошего места в супермаркете обходится в 50 000 рублей в месяц (супермаркетам невыгодно сдавать места, где можно заработать с «полочных» продуктов), а на улице — максимум 20 000 рублей. Расходы в проекте распределяются так: 30% — себестоимость сырья, 40% — логистика, аренда и техобслуживание. Прибыль — 30% от оборота.

Кто еще есть на этом рынке? Татарстанский многопрофильный холдинг «Красный Восток» установил молокоматы в казанских супермаркетах «Эдельвейс» (в этой сети 50 магазинов). Крупный игрок — московская компания Food Milk, владеющая четырмя молочными заводами и производством молокоматов, которые она поставляет за рубеж. У Food Milk 22 молокомата, в том числе в супермаркетах Spar, «Твой дом», «Магнит», «Пятерочка», вскоре они должны появиться в 20 магазинах сети «Азбука вкуса». Своих ферм у компании нет, она закупает молоко у производителей (в том числе на фермах Чебурашкиных). Молоко Food Milk, в отличие от «А-Молоко», в большинстве случаев оплачивают на кассе магазина, а не в автомате, что, как считает совладелец компании Карен Татинцян, помогает договариваться с руководством супермаркетов о сотрудничестве. Наличие молокомата в магазине, по его мнению, способствует росту продаж там же другой продукции Food Milk в 4–5 раз.

Количество молокоматов в Москве может вырасти в несколько раз: департамент торговли и услуг столичного правительства разработал проект «Вендинг», предусматривающий установку в 2013-2014 годах 20 000 торговых автоматов, в том числе и по продаже молока. Если город утвердит схему размещения нестационарных торговых объектов на улицах, Чебурашкины и Соломаха рассчитывают получить 50–100 новых точек, а Food Milk замахивается на 600.

Впрочем, этот бизнес нельзя тиражировать до бесконечности: покупка сырья у переработчиков рано или поздно вызовет рост цен. Чебурашкины настойчивы: сохранить и увеличить долю рынка они пытаются за счет собственного молочного завода, только что построенного рядом с дмитровской фермой.

Только цифры:

 

60% покупателей предпочитают натуральные продукты.

$157 млн ожидаемый объем рынка натуральных продуктов в России в 2013 году.

260 л молока в год в среднем выпивает в России один человек, это половина европейской нормы.

Источник: Euromonitor, Nielsen

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+