К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Союз нерушимый

фото Дениса Вышинского/Коммерсантъ
фото Дениса Вышинского/Коммерсантъ
Калийный картель может возродиться после смены владельца «Уралкалия».

Калийная война, разразившаяся летом 2013 года, тянет на самый серьезный бизнес-конфликт года. В центре скандала оказалась компания «Уралкалий». Ее гендиректор Владислав Баумгертнер арестован КГБ Белоруссии, а основной акционер Сулейман Керимов (состояние $7,1 млрд, 20-е место в списке Forbes) стараниями властей Белоруссии может оказаться в списках разыскиваемых Интерполом. Ящик Пандоры был открыт за семь месяцев до этих событий, когда в декабре 2012 года президент Белоруссии Александр Лукашенко отменил монополию на экспорт хлористого калия (используется в качестве удобрений) «Белорусской калийной компании» (БКК). БКК была совместным трейдером «Уралкалия» и местного «Беларуськалия». Решение Лукашенко привело к тому, что в конце июля «Уралкалий» вышел из БКК, громко хлопнув дверью, — на мировой рынок калия накатило цунами. Первыми на демарш «Уралкалия» отреагировали акции его мировых конкурентов, за один только день суммарная капитализация компаний рухнула на $20 млрд. Инвесторы испугались, что калийная отрасль, одна из самых доходных в мире, уже никогда не будет прежней. В 2012 году рентабельность «Уралкалия» по EBITDA составила 71% (для сравнения: у «Роснефти» — 19,8%). Чем объясняется столь высокая маржинальность калийной отрасли? О нехитрых принципах мирового порядка торговли калием можно прочитать в решении Апелляционного суда седьмого округа США от 27 июня 2012 года.

Само разбирательство началось в 2008 году, его инициатором стал небольшой американский производитель удобрений компания Minn-Chem. Американские потребители пытались доказать, что шесть мировых производителей калия — северо-американские Potash Corporation, Mosaic и Agrium, российские «Уралкалий» и «Сильвинит» (в 2011 году был присоединен к «Уралкалию») и их ближайший сосед «Беларуськалий» — представляют собой картель, который манипулирует ценами на мировом рынке. На эти компании приходится около 70% мирового производства хлористого калия. Производители из Северной Америки продают продукцию через компанию Canpoteх, производители из бывшего СССР — через «Белорусскую калийную компанию». Специалисты трейдерских фирм и производителей часто встречаются на конференциях, приезжают друг к другу делиться опытом. Что же вызвало негодование Minn-Chem?

Одна такая встреча на уровне руководства всех шести производителей калия прошла в октябре 2005 года, говорится в решении суда со ссылкой на истцов. Уже в ноябре Potash Corp. и Mosaic объявили о значительном сокращении производства, а в начале 2006 года их примеру последовали российские и белорусские производители. Цель в итоге была достигнута — к лету 2006-го крупнейшие потребители калия из Китая были вынуждены смириться с повышением цен.

 

Схожим образом, по версии американских истцов, производители действовали и после описанных событий. Схема была несложной: сначала мировые гиганты продавливали по цене покупателей в Китае, Индии и Бразилии, а потом предъявляли сложившуюся цену как ориентир для американских потребителей. Как это выглядело в цифрах? До 2001 года на протяжении почти 15 лет цены на калий не превышали $150 за тонну. Зато потом он дорожал не хуже нефти: к 2007 году — вдвое, а в 2008 году спотовые цены доходили уже до $1000 за тонну. Потом, правда, разразился кризис, потребление во всем мире снизилось, цены упали и не восстановились до сих пор.

Суды в США пять лет разбирались, имели ли место сговор и ущерб. В 2012–2013 годах дело закончилось подписанием мировых соглашений. Производители выплатили истцам отступные, «Уралкалий», к примеру, — $12,7 млн, а Potash Corp. и Mosaic — по $43,8 млн. При этом в тексте соглашений говорится, что крупнейшие компании не признают себя виновными в нарушении американского законодательства и освобождаются от любой ответственности, касающейся требований истцов.

 

Президент Белоруссии Александр Лукашенко разрушил мировой калийный картель

Лукашенко трудно заподозрить в приверженности свободной торговле, но именно он разрушил картельную торговлю калием. И именно Белоруссия пострадала от этого больше остальных. После обвала цен «Беларуськалий» вынужден был остановить значительную часть производства и пока терпит бедствие. Между тем «Уралкалий» решил компенсировать падение мировых цен повышением объема продаж. Canpotex, наблюдая за ссорой партнеров по БКК, начал наращивать свою рыночную долю: по итогам I квартала 2013 доля Canpotex в мировой торговле составила 32% против 27% за тот же период прошлого года.

Восстановление прежнего миропорядка выгодно всем — крупнейшим производителям, их трейдерам, бюджету Белоруссии. Опыт ОПЕК показывает, как живучи картели. Осталось договориться с Лукашенко, назвавшим менеджеров и совладельцев «Уралкалия» «российскими негодяями». 11 сентября с визитом к нему приехал президент «Роснефти» Игорь Сечин. Возможно, смена владельца «Уралкалия» Лукашенко вполне устроит. На момент подписания номера в печать Керимов, по данным Forbes, вел переговоры о продаже своих 21,75% акций «Уралкалия», в очереди на покупку было несколько участников списка Forbes: совладелец АФК «Система» Владимир Евтушенков, основатель «Русснефти» Михаил Гуцериев, владелец «Стройгазмонтажа» Аркадий Ротенберг и бывший глава «Госстроя» Владимир Коган. Баумгертнера так и держат в СИЗО.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+